Найти в Дзене

Этикет в театре XIX века

Какой он? Сильно ли он отличает от этикета современного? Ко мне в руки попала любопытная книга: "Правила светской жизни и этикета. Хороший тон : сборник советов и наставлений на разные случаи домашней и общественной жизни" сост. Юрьев и Владимирский. Тип. и лит. Тиханова, 1889 В этой книге собраны советы о том, как выжить вести себя в светском обществе XIX века, чтобы не ударить в грязь лицом. Отдельное внимание уделено правилам поведения в театре. Текст изначально был написан в старой, отчасти трудно читаемой манере, поэтому я адаптировали его, не внося никаких правок. Представляю вам текст с моими комментариями, которые выделены жирным шрифтом, если вы хотите ознакомится с оригиналом текста, его очень просто найти. Глава 8. В театре. Прежде всего нужно оказывать известного рода учтивое внимание к публике, окружающей вас; было бы невежливо постоянно толка

Какой он? Сильно ли он отличает от этикета современного?

Ко мне в руки попала любопытная книга: "Правила светской жизни и этикета. Хороший тон : сборник советов и наставлений на разные случаи домашней и общественной жизни"

сост. Юрьев и Владимирский. Тип. и лит. Тиханова, 1889

В этой книге собраны советы о том, как выжить вести себя в светском обществе XIX века, чтобы не ударить в грязь лицом. Отдельное внимание уделено правилам поведения в театре.

Текст изначально был написан в старой, отчасти трудно читаемой манере, поэтому я адаптировали его, не внося никаких правок.

Костюм отдыхает.
Костюм отдыхает.

Представляю вам текст с моими комментариями, которые выделены жирным шрифтом, если вы хотите ознакомится с оригиналом текста, его очень просто найти.

Глава 8.

В театре.

Прежде всего нужно оказывать известного рода учтивое внимание к публике, окружающей вас; было бы невежливо постоянно толкаться и тереться около лиц, возле которых приходится вам сидеть, наступать на платья дам и т. п.

Если в спектакль оправляются в компании, то один из кавалеров должен взять билеты в кассе и избавить дам от труда предъявлять свои входные билеты.

Когда ложа открыта, кавалер должен усадить дам на первые места, согласно, их возрасту и положенью в свете.

Мужчина никогда не должен допускать, чтобы дама, хотя-бы и незнакомая ему, сидела в ложе позади его.

Молодые люди, занимая задние места, должны стараться не слишком нагибаться вперед, чтобы не беспокоить лиц, сидящих впереди их.

Кавалер, хорошо знакомый с светскими приличиями, знает, что он должен платить за места и наблюдать, чтобы камердинер снял с дам верхнее платье, которое она не должны оставлять на себе.

Если дамы входят в ложу, где мужчина занимает переднее место, то приличие требует, чтобы он предложил свое место одной наз них, если-бы даже она была ему незнакома, в случае отказа с её стороны он должен настоятельно просить ее об этом.

(А мужчина вообще будет смотреть спектакль или нет?)

Во время представления нужно сохранять глубокое молчание, чтобы ничем не мешать публике следить за ходом пьесы, но считается позволительными сообщать потихоньку своему соседу какое-нибудь замечание относительно пьесы или же относительно играющих в ней артистов.

Только люди с ограниченным умом и простолюдины могут позволить себя свистать или аплодировать, топая ногами. Аплодисменты требуют некоторой сдержанности. Дамы во всяком случае должны аплодировать только слегка, для виду.

Являясь в спектакль с лорнетом или биноклем, нужно употреблять их только для сцены, лорнировать-же публику, в особенности наставлять бинокль на сидящих в зале театра, крайне не прилично.

Если вы чистите апельсин, или берете конфеты, то предложите их особам сидящим в вашей ложе, даже тогда, если вы и не знакомы с ними.

(Сохраняем глубокое молчание, но чистим апельсин, едим конфеты и угощаем всех вокруг, так и запишем.

Голодные и злые актеры, монтировщики и реквизиторы за сценой:

"А что так можно было???")

Кроме того, светскому человеку ставится в обязанность предложить дамам афишу спектакля, а также осведомиться, не желают ли они какого-либо прохладительного напитка, фруктов, конфет и в случае утвердительного с их стороны ответа немедленно доставить требуемое. Во время антрактов, или по окончании спектакля, кавалер должен проводить дам в фойе. На его обязанности лежит забота, о том, чтобы помочь дамам отыскать их верхнее платье, оставленное у капельдинера.

(Всё ещё сохраняем глубокое молчание, но предлагаем дамам афиши, опрашиваем дам, составляем списки с желаемыми перекусами. Надеюсь автор просто забыл упомянуть, что все эти действия мы совершаем в антракте. И да, бедные мужчины, я бы тоже на их месте не ходила бы по театрам. Может так работает родовая память?)

Некоторые зрители, в особенности дамы, наделенные от природы большой чувствительностью, во время сильных патетических мест на сцене, не могут удержаться от слез, — очень неучтиво и даже грубо поступают те, которые, обладал более крепкими нервами позволяют себе насмехаться и явно осуждать таких слабонервных лиц.

В театрах и в цирках никогда не вызывайте актрису только потому что она хороша собой и нравится вам своей наружностью: также не вызывайте и актёра, только на том основании, что он лично с вами знаком. Нужно ценить искусство независимо от личности и любить искусство для искусства.

Где-бы вы не находились, в театре-ли, в цирке-ли, или в каком-либо ином месте— помните, что везде так, все собрались многие с одной общей целью найти удовольствие, развлечение, пользу или удовлетворить только любопытство, вы с той самой минуты, как только вступили в их среду, уже не принадлежите самому себе и добровольно лишили себя права выказывать особенности вашего характера, ваши частные желания, ваши личные интересы, с той минуты вы стали не более как единицею, частицею или членом того огромного организма, который в общежитии называется публикою. Будучи частицею этого организма, вы обязаны подчиняться всем требования всего целого, т.е, того общества в среду которого вы вступили.

Всем спасибо за внимание и, надеюсь, до новых встреч!

Азоль.