1. Во время испытаний “копейки” в СССР еще не было 93-го бензина и испытали ездили в аэропорт, мешая авиационный бензин с А-76
2. Первым прозвищем “копейки” было “единичка”
3. Многие сотрудники будущего завода в Тольятти были переведены с ГАЗа
4. ВАЗ-2101 на 37 см короче Лады Весты
5. “Копейка” экспонировалась на автосалона в Нью-Йорке в 1973 году
6. Выпускалась праворульная версия “копейки” для экспорта
7. Первые логотипы “копейки” делали итальянцы и перепутали букву Я с латинской буквой R
8. Старт производства в Тольятти в 1970 году был приурочен к 100-летию Ленина
9. Из деталей “копейки” планировалось выпускать прицеп, но не сложилось
10. Тольятти - это имя главы итальянской компартии Пальмиро Тольятти. Но к моменту появления такого города он уже скончался
11. Ручки дверей “копейки” до сих пор используются для Лады Нивы
12. Прототипы Фиатов, которые итальянцы дорабатывали под условия СССР, назывались 124R, где R означало Russia
13. Первым устройством разработанным конструкторами ВАЗа стал снегоуборщик с крыш строящихся цехов
14. Шины для копейки создавались специалистами Pirelli совместно с НИИШП
15. Испытания первых автомобилей в основном проводились на дорогах общего пользования
16. Первый в истории ВАЗа автопробег испытатели совершили на грузовике ЗИЛ-130 — искали подходящие для тестов дороги
17. Для климатических и прочих испытаний машины гоняли в Воркуту и, например, Крым
18. Для “копейки” пришлось даже разрабатывать особенное масло — существующие советские сорта она переваривать отказалась
19. В НАМИ прорабатывался вариант переднеприводного варианта Fiat-124
20. В Великобритании Fiat-124 стоил 1236 фунтов, а Лада от 999 фунтов
21. Fiat-124 также стал первой моделью для марок Seat, Kia, Tofas
22. Среди вариантов экспортного имени Жигулей были Руслан, Аргамак, Фиалка, Мадонна и даже Искра
23. По-шведски слово lada значит “сарай” и в этой стране модель продавалась под брендом VAZ
24. Сами по себе Жигули на западе ассоциировалось со словом жиголо
25. Помимо Тольятти для строительства завода рассматривалось более 70 городов, включая Минск, Саратов, Белгород, Киев, Барнаул и Новосибирск
26. Среди потенциальных партнеров по строительству завода рассматривались и Renault с Volkswagen
27. Еще одной альтернативой 124-му советская делегация рассматривала переднеприводную Autobianchi Primula от дочерней компании Фиата
28. “Копейка” была первым серийным автомобилем СССР с ремнями безопасности
29. Поначалу ходил миф, что пристегнутые водители будут ездить слишком быстро и самоуверенно, создавая опасность для себя и окружающих
30. “Копейка” весила на 90 кг тяжелее Фиата из-за усиления кузова под дороги СССР
31. Детали “копейки” в большинстве своем не подойдут Фиату-124, потому что советский вариант был сильно переработан даже внешне: другие бампера, ручки дверей и т.д.
32. Во время освоения производства ВАЗ-2101 началось проектирование первого самостоятельного автомобиля ВАЗа для нужд сельских жителей, который стал Нивой
33. Анджелина Джоли управляла “копейкой” в фильме Особо опасен
34. Поездка первых машин из Москвы в строящийся Тольятти омрачилось постоянными остановками ГАИ — они хотели побольше узнать про машину и этим истрепали все нервы испытателям
35. Самым редким цветом ВАЗ-2101 кузова был черный — выпускался только в 1974 году
36. На Кубе для нужд такси выпускалась “копейка” лимузин
37. В Эфиопии “копейка” тоже до сих пор работает в такси
38. На строительстве завода, пока не началась постоянная работа над машинами, приходилось трудится даже инженерам
39. Первый Луноход и копейка одногодки
40. “Копейка” была первой машиной Боярского и многих советских звезд
41. Первым фильмом с копейкой стали Джентльмены удачи
42. У “Копейки” была люксовая версия ВАЗ-2103
43. 55 лет в 2025 году не только ВАЗ-2101, но и, например, Дмитрию Маликову или Дженнифер Лопес
44. Копейка имела версию с роторным мотором, которой пользовались службы МВД, ГАИ и даже КГБ
45. Гоночные версии ВАЗ-2101 выступали в мировом чемпионате по ралли и занимали призовые места в своем классе
46. Появление “копейки” было и ответом на переизбыток личных сбережений граждан СССР в размере 60 млрд. рублей, которые нужно было куда-то тратить.
47. Руководство СССР надеялось, что строительство нового завода ВАЗ “прокачает” и смежные области нефтехимии, пластмасс, резинотехнических изделий, благотворно сказываясь на индустрии в целом
48. Для нужд строительства завода в Тольятти использовалось самое больше речное судно в мире Волго-Дон
49. У ВАЗ-2101 была версия рестайлинга с квадратными фарами, которая не пошла в серию
50. У оригинального Фиата-124 зеркало заднего вида имела только версия универсал — по-нашему ВАЗ-2102
51. Ладья на логотипе “копейки” - это стилизованная буква “В”
52. Фиат превратился в копейку после 800 инженерных изменений
53. В 2000 году ВАЗ-2101 был назван «Российским автомобилем ХХ столетия».
54. В отличие от Фиата кресла “копейки” раскладываются в спальное положение для нужд советских туристов
55. У Фиата-124 спинка кресла не регулировалась совсем
Какой факт удивил больше всего?