Валерий Чкалов. СССР, 1941. Режиссер Михаил Калатозов. Сценаристы Георгий Байдуков, Дмитрий Тарасов, Борис Чирсков. Актеры: Владимир Белокуров, Ксения Тарасова, Василий Ванин, Пётр Берёзов, Сергей Яров, Борис Жуковский и др. 20,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Михаил Калатозов (1903–1973) поставил 12 полнометражных игровых фильма, пять из которых («Верные друзья», «Летят журавли», «Валерий Чкалов», «Заговор обреченных», «Вихри враждебные») вошли в тысячу наиболее популярных советских кинолент.
Драма о легендарном летчике Валерии Чкалове (1904–1938) была очень тепло встречена зрителями и кинопрессой.
Вот как, например, оценивался фильм «Валерий Чкалов» а рецензии, опубликованной в газете «Красная звезда»: «В чем же сила этого замечательного фильма, вышедшего далеко за рамки обыкновенной биографии? В том, что он отчетливо показывает, как партия большевиков и лично товарищ Сталин настойчиво, умело и любовно работают над воспитанием нового человека и какие поистине необъятные возможности раскрыты в нашей стране перед тем, кто способен дерзать. … наивысшим, кульминационным пунктом картины являются встречи Чкалова со Сталиным. Замечательно переданы радость, подъем, могучее и буквально преобразующее влияние, какое оказали отеческие слова Сталина на неукротимую натуру Чкалова. Он весь как бы возродился, расцвел, стал сдержаннее, вдумчивее, серьезнее. С глаз его спала пелена, закрывавшая горизонты, и он задышал полной грудью. Летая раньше «на одном самолюбии», он понял: летать надо на мастерстве, на отточенной технике, на выдержке и прежде всего — на обязывающем чувстве ответственности перед родиной, перед партией, перед народом. Понял он также и глубоко прочувствовал сокровенный смысл слов, произносимых в фильме Сталиным: «...Умереть тяжко, но не так трудно, товарищ Чкалов... Я за таких людей, которые хотят жить, жить как можно дольше, бороться, разить врага и побеждать ... А если уж рисковать, только когда ясно видишь перед собой большую. великую цель». Поразительна реплика, брошенная Чкаловым другу своему Пал Палычу после свидания со Сталиным: «Я, Паша, сегодня с жизнью обвенчался». Здесь источник, здесь корни героических подвигов, вскоре совершенных Чкаловым и прославивших его имя. … Эти качества, снискавшие Чкалову любовь народа, сумел воплотить артист Белокуров в представленном им образе. … Убедительно показан им также процесс внутреннего роста, закалки, мужания Чкалова, нарастание его умудренности, та внушительная работа мысли и чувства, какая происходила в нем после встреч со Сталиным и после выполнения порученных им заданий. Это и определяет большую творческую удачу актера» (Розанов, 1941).
Киновед Александр Грошев (1905–1973) писал, что «Валерий Чкалов» — это не биографический фильм в строгом смысле слова, но вместе с тем в нем почти нет вымысла. Артист В. Белокуров, исполняющий роль В. Чкалова, бережно донося до зрителя самое главное — характер живого Чкалова, смог передать цельность его натуры, его самобытную талантливость, богатство внутреннего мира, горячий советский патриотизм» (Грошев, 1952: 69).
Разумеется, А. Грошев подчеркнул и идеологическую составляющую фильма: «утверждение в киноискусстве метода социалистического реализма закономерно привело к показу в ряде фильмов руководящей роли партии. В этой связи заслуживает быть особо отмеченным, что уже в тридцатых годах советские кинохудожники ставили перед собой задачу показать роль товарища Сталина в воспитании советских людей. И если в кинокартине «Член правительства» и в фильмах о стахановском движении шахтеров руководящая роль вождя партии в формировании мировоззрения героев показывалась ещё отраженно, то в фильме «Валерий Чкалов» мы уже непосредственно увидели связь вождя с народом, решающее и благотворное влияние его на развитие характера замечательного летчика нашего времени. … Великие идеи коммунизма воодушевляют советских героев на героические дела. Советский патриотизм и глубокая вера в народ — неисчерпаемый источник их творческих дерзаний. Об этом убедительно поведал всему миру в правдивых и высокохудожественных образах наших современников советский фильм «Валерий Чкалов» (Грошев, 1952: 13, 75).
Уже в постсоветские времена кинокритик Н. Сиамская писала о фильме «Валерий Чкалов» так: «Перед нами живой, эмоциональный человек. Владимир Белокуров, будучи талантливым театральным актером, наделил своего героя яркими незабываемыми чертами. Прежде всего, нужно отметить чисто внешнее сходство артиста с оригиналом. Во всем облике главного героя, во всех его широких размашистых движениях и жестах, в громком голосе и открытой бесхитростной улыбке есть что–то совершенно русское, богатырское, раздольное... Он настоящий сын своей Родины, выросший на берегах Волги–матушки реки» (Сиамская, 2010).
Многим зрители спорят о фильме «Валерий Чкалов» и сегодня:
«Фильм «Валерий Чкалов» очень люблю. И книга дома есть, и фильм смотрел, правда, очень давно, но помню, что фильм мне тогда понравился. Да этот великий человек навсегда останется в наших сердцах. Слава ему и его подвигам» (В. Анчугов).
«В детстве это был один из самых моих любимых фильмов – может даже, самый любимый. И воспоминания такие светлые остались. Потом долго его не видел – редко стали показывать. А лет пять назад опять наткнулся на телевизоре и стал смотреть. Эффект, правда, был уже не совсем тот, но все равно смотрел – думал, может, дальше интересней станет. А потом доходит до эпизода, где Чкалов облетывает самолет. Происходит поломка, и Чкалов чуть не пять минут летит вниз практически по вертикали. Чуть ли не носом втыкается в землю самолет, и из под самолета (практически целого) вытаскивают Чкалова, и он встает на ноги – без единого синяка и царапины – отряхивается и говорит: "Хорошая машина!". На этом моменте я выключил. Думаю: "Как можно всей стране показывать такую откровенную чушь?" Потом: "За каких же баранов нас раньше считали!". И что самое интересное – справедливо считали. Ведь на фильм толпами ходили не только дети, но и взрослые – и проглатывали такую ахинею, не жуя – да еще и добавки просили» (Странник).
Киновед Александр Федоров