Найти в Дзене
Древний Мир | История

Что не так со «Страстями Христовыми» Мела Гибсона?

Фильм «Страсти Христовы» рассказывает о последних часах жизни Иисуса Христа. Сценарий основан на четырёх канонических Евангелиях — от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Эти события интерпретированы режиссёром Мелом Гибсоном — убеждённым католиком-традиционалистом и одним из самых религиозных людей Голливуда. Результат получился мрачным и мощным: фильм стал одним из самых выразительных религиозных произведений в истории кино. Великолепная операторская работа, натуралистичные детали и суровый визуал сделали «Страсти» настоящим кинематографическим потрясением. Диалоги звучат на арамейском и латыни, и хотя изначально Гибсон не собирался добавлять субтитры, под нажимом прокатчиков он всё же согласился. Но и без перевода большинство зрителей, знакомых с Библией, без труда следят за происходящим благодаря сильной актёрской игре и визуальному повествованию. В вопросе исторической достоверности фильм выглядит весьма добросовестно — особенно с учётом репутации Гибсона, склонного к историческим вольно
Оглавление

Фильм «Страсти Христовы» рассказывает о последних часах жизни Иисуса Христа. Сценарий основан на четырёх канонических Евангелиях — от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Эти события интерпретированы режиссёром Мелом Гибсоном — убеждённым католиком-традиционалистом и одним из самых религиозных людей Голливуда.

Результат получился мрачным и мощным: фильм стал одним из самых выразительных религиозных произведений в истории кино. Великолепная операторская работа, натуралистичные детали и суровый визуал сделали «Страсти» настоящим кинематографическим потрясением. Диалоги звучат на арамейском и латыни, и хотя изначально Гибсон не собирался добавлять субтитры, под нажимом прокатчиков он всё же согласился. Но и без перевода большинство зрителей, знакомых с Библией, без труда следят за происходящим благодаря сильной актёрской игре и визуальному повествованию.

-2

В вопросе исторической достоверности фильм выглядит весьма добросовестно — особенно с учётом репутации Гибсона, склонного к историческим вольностям. Однако и здесь без проколов не обошлось.

Голливудские стремена в Древнем Риме

Римская тяжелая конница. Реконструкция.
Римская тяжелая конница. Реконструкция.

Явный анахронизм встречается в сцене, где после смерти Иисуса разражается буря. Один из римских всадников в этот момент верхом на лошади — и его ноги опираются на стремена. Однако в I веке н.э. римляне такой детали снаряжения попросту не знали: стремена попали в Европу лишь в раннем Средневековье благодаря кочевникам-аварам. В ту эпоху римская кавалерия использовала глубокие сёдла с высокими луками и держалась за них руками, что частично компенсировало отсутствие стремян.

Латынь в стиле Тарантино

«Се человек!».
«Се человек!».

Большим режиссёрским достижением стало решение заговорить на языках эпохи — но с римлянами тут вышла осечка. Поскольку съёмки проходили в Италии с участием местных актёров, их произношение слишком напоминает современный итальянский. Яркий пример — прокол с репликой Пилата: «Ecce homo!» он произносит как [эчче хомо], тогда как в классической латинской фонетике той эпохи такого звука не существовало. В I веке н.э. «цоканье» ещё не вошло в речь, и подобная дикция звучит анахронично.

Голливудская улыбка — на кресте

Белоснежные зубы и кости с ровными рядами точек, подозрительно похожие на фабричную штамповку (сверху). Древнеримские кости, найденные археологами (снизу).
Белоснежные зубы и кости с ровными рядами точек, подозрительно похожие на фабричную штамповку (сверху). Древнеримские кости, найденные археологами (снизу).

Местные лекари времён Христа умели многое, но точно не владели отбеливанием зубов и удалением налёта. Однако в фильме у большинства героев, включая пожилых, — идеальные белые зубы. Особенно странно видеть это в устах распятых. Как и у легионеров, которые кидают на землю игральные кости, выглядящие так, будто их только что достали из коробки настольной игры. Исторически же римляне использовали грубо вырезанные из костей куски с неровными точками. Такая «казённая» роскошь — не про солдат на распятии.

Пилат: от палача до сомневающегося гуманиста

Н. Ге. Христос и Пилат.
Н. Ге. Христос и Пилат.

Образ прокуратора Иудеи в «Страстях» — мягкий, почти сочувствующий. Он страдает от нравственного выбора, переживает за Иисуса, пытается его спасти. Однако историки с этим образом не согласны. Согласно Филону Александрийскому, Иосифу Флавию и Тациту, Пилат был жестоким и высокомерным правителем, открыто презиравшим иудейскую религию. Его политика сопровождалась репрессиями, массовыми казнями и постоянными провокациями. Маловероятно, что такой человек колебался бы между Христом и Варравой — его цель была проста: подавлять мятежников и сохранять покой в важной провинции.

Крест как механизм смерти

Раны от гвоздей на ладонях Иисуса каноничны для католицизма.
Раны от гвоздей на ладонях Иисуса каноничны для католицизма.

Распятие считалось одним из самых мучительных способов казни в Риме. Причиной смерти, вопреки распространённому мнению, было не истощение, а удушье: распятый мог дышать только, подтягиваясь на руках. Это вызывало сильные спазмы, делая выдох невозможным.

В фильме Гибсон показывает, как гвозди вбиваются в ладони. Это эффектно, но не совсем точно. Кисти не выдержали бы массы тела. На деле гвозди вбивали в запястья — в анатомической области, которую сейчас называют «пространством Дестота». Если палач промахивался, гвоздь загоняли между лучевой и локтевой костями — это тоже обеспечивало прочную фиксацию.

«Страсти Христовы» — сильное визуальное произведение, безусловно значимое в религиозном и художественном плане. Но это не учебник истории. В нём много точного — и немало красивых, но недостоверных деталей. И пусть фильм работает на эмоциональном уровне безупречно, иногда стоит отделять режиссёрский пафос от исторической правды.

Теперь ты знаешь больше! Ставь лайк и подписывайся на канал, чтобы проводить время в Интернете с пользой!