Найти в Дзене
RetailRotor Digital Signage

Почему владельцы малого бизнеса постоянно загружены и что с этим делать?

Иногда владельцы малого бизнеса напоминают мне бегунов в колесе. Каждый день — одни и те же задачи: закупки, переговоры, сметы. А к вечеру — ощущение, что пробежал марафон, но не сдвинулся ни на шаг. Часто дело в «ручном управлении» бизнесом. В этой статье я разбираю несколько незаметных «ловушек времени» на основе своего опыта наблюдения за клиентами в сфере HoReCa. Вы узнаете, как: Дисклеймер: В пример буду приводить системы управления экранами (Digital Signage), потому что работаю с ними уже несколько лет, и это наиболее простой для меня способ внести конкретику. Основой статьи послужил вопрос, которым я задаюсь с момента моего первого знакомства с Digital Signage: Почему некоторые компании продолжают выбирать управление контентом через флешки? Чаще всего владельцы малого бизнеса не хотят тратить деньги на дополнительные инструменты, даже если они могут снять нагрузку или увеличить продажи. Можно понять, ведь для малого бизнеса любая инвестиция — риск. А чтобы точно оценить окупаемо
Оглавление

Иногда владельцы малого бизнеса напоминают мне бегунов в колесе. Каждый день — одни и те же задачи: закупки, переговоры, сметы. А к вечеру — ощущение, что пробежал марафон, но не сдвинулся ни на шаг.

Часто дело в «ручном управлении» бизнесом. В этой статье я разбираю несколько незаметных «ловушек времени» на основе своего опыта наблюдения за клиентами в сфере HoReCa. Вы узнаете, как:

  • попробовать новые инструменты без рисков;
  • найти свободные 150 часов;
  • перестать относиться ко всем с подозрением;
  • в конце статьи — чек-лист, который можно распечатать и использовать как отправную точку для изменений.

Дисклеймер: В пример буду приводить системы управления экранами (Digital Signage), потому что работаю с ними уже несколько лет, и это наиболее простой для меня способ внести конкретику.

Основой статьи послужил вопрос, которым я задаюсь с момента моего первого знакомства с Digital Signage: Почему некоторые компании продолжают выбирать управление контентом через флешки?

1. На новые инструменты нужно потратить деньги, это страшно

Чаще всего владельцы малого бизнеса не хотят тратить деньги на дополнительные инструменты, даже если они могут снять нагрузку или увеличить продажи. Можно понять, ведь для малого бизнеса любая инвестиция — риск. А чтобы точно оценить окупаемость, нужно потратить на расчёты и изучение время, которого нет, как и сил, т.к. обычно владельцы торговых точек загружены закупками и операционкой.

Что делать?

Выбирать компании, которые предоставляют тестовые периоды. Например, у нас в RetailRotor есть такой период на 14 дней для знакомства с Digital Signage.
Такой подход позволяет «пощупать» инструмент в деле и получить первые результаты за 0 рублей, избежав лишних расчётов и сократив время на изучение. Вы можете полноценно поработать с сервисом без каких-либо обязательств — не понравилось, просто завершили тестовый период.

2. Нет времени на анализ процессов

Когда постоянно тушишь пожары, не получается замедлиться и посмотреть на «общую» картину — многие проблемы кажутся менее значительными. Частые задачи, на которые уходит немного времени каждый день, не кажутся чем-то «опасным». Например, ежедневная возня с флешками ощущается гораздо меньшей проблемой, чем разовые, но крупные проблемы с поставщиком. Хотя, если взглянуть шире, можно заметить, что на дистанции устранение первой проблемы сэкономило бы огромное количество времени и ресурсов, которые в свою очередь можно было бы выделить на решение второй.

Если вы или ваши сотрудники тратят на управление экранами с помощью флешек 3 часа в неделю — за год набежит около 150 часов, что при 12-часовом рабочем дне — 12,5 рабочих дней. Даже сокращение этого времени вдвое будет ценным высвобождением ресурсов. Системы DS могут автоматизировать все эти процессы максимально, сократив время на управление более чем в три раза.

И таких примеров может быть множество, поэтому важно вовремя замечать, что некоторые рутинные процессы пора упрощать или видоизменять.

Что делать?

Выделять один день в две-три недели на анализ текущих процессов. Задайте себе вопросы:

  • Какие рутинные задачи можно автоматизировать?
  • Где теряется больше всего времени?
  • Какие инструменты помогут снизить нагрузку?

Обсуждайте это с другими предпринимателями — часто самые полезные решения приходят из опыта коллег.

3. Недоверие к рынку

После историй с исчезновением поставщиков или срывов сроков подрядчиками никому не хочется верить. Кроме того, любой рынок — конкурентная среда, поэтому многие начинающие предприниматели с опаской относятся даже к тем, кто не является их прямым конкурентом. Атмосфера нездоровой конкуренции вместо партнерства — ещё один «демон», с которым приходится бороться многим предпринимателям. Именно поэтому даже полезные инструменты часто вызывают сомнения.

Что делать?

Инструментов и способов найти «своих» контрагентов много, но я особенно рекомендую обращать внимание на два ключевых момента:

  • Прозрачность договора;
  • Общение с сотрудниками — если сотрудники компании искренне хотят вам помочь, это чувствуется.

Человечных компаний на рынке намного больше, чем вы думаете. И многие из них искренне заинтересованы в вашем успехе.

4. Новую систему сложно внедрить и настроить

Страх перед использованием новых цифровых инструментов нормален. Владельцы бизнеса часто откладывают их внедрение, потому что боятся сложных настроек, интеграций, обучения сотрудников. Чтобы разобраться, нужны часы, которых нет, или специалист, которого не наняли.

Например, при переходе с флешек на Digital Signage многие клиенты задаются вопросами: «А как загружать контент? А если экраны перестанут работать? А кто будет обучать бармена?». Для того, чтобы эти вопросы не оставались без ответа, у нас в RetailRotor есть Настя — customer success manager. О процессе работы с ней я рассказывала в одной из предыдущих статей.

Что делать?

Ищите поставщиков, которые не просто продают инструмент, а настраивают его для вашего бизнеса «под ключ». Customer Success Manager (CSM) — это ваш персональный проводник. Его задача — сделать так, чтобы инструмент принес максимум пользы именно вашему бизнесу.

Выбирайте поставщиков, которые берут на себя не только установку, но и адаптацию системы под ваши процессы. Так вы получите не просто инструмент, а готовое решение, которое сразу начнёт экономить время.

5. Маркетинговая стратегия — это что-то дорогое и ненужное

Представим себе кофейню, вся команда которой состоит буквально из владельца, баристы, уборщика и SMM-менеджера. Вполне вероятно, что у такого малого бизнеса просто не будет возможности консультироваться с маркетологом и строить маркетинговые стратегии. Вместе с этим многие крупные компании в сфере интернет-рекламы убеждают, что их инструмент — единственное, что нужно для успешного привлечения и удержания клиентов. А знания в области маркетинга или продаж, а тем более профильные специалисты — совершенно лишнее.
В итоге многие предприниматели из-за своей загруженности предпочитают верить, что им поможет запуск одной рекламной кампании в формате "нажмите 2 кнопки и готово", и в итоге получают очень неудовлетворительные результаты. Ведь те инструменты, которые нужны для привлечения клиентов, не будут работать на их удержание и возврат. Да и не зря омниканальность стала одним из главных маркетинговых трендов прошлого года.

Что делать?

Старайтесь консультироваться с профильными специалистами. Если нет денег на полноценного сотрудника — найдите того, кто на аутсорсе сможет проектно работать с вами и периодически обновлять стратегию. Имейте в виду, что реализовать её в таком случае вам нужно будет самостоятельно.

Тестируйте новые инструменты, наблюдайте за best practice в вашей сфере и изучайте маркетинг по мере возможности — не упускайте потенциальные точки роста.

Консультируйтесь с маркетологами команд, инструментами которых пользуетесь. Такая опция есть не у всех компаний, но у заинтересованных в максимальной пользе своего продукта, она может быть доступна. Например, в нашей команде подобные консультации для клиентов — обычная практика. Это всегда наш приоритет, чтобы продукт принёс ожидаемый результат.

Как выйти из колеса и начать идти вперёд

Распечатайте или сохраните себе этот чек-лист и постарайтесь раз в три недели к нему возвращаться :)
Распечатайте или сохраните себе этот чек-лист и постарайтесь раз в три недели к нему возвращаться :)

Пробуйте новые инструменты. Нет лишних средств на тестирование гипотез? Ищите компании, где предлагают тестовый период.

Выделяйте время на анализ процессов. Если самим не удается найти нужные решения или понять слабые места — обратитесь к знакомым предпринимателям, которым доверяете.

Не пытайтесь сделать всё самостоятельно — хорошие поставщики и инструменты существуют, главное — искать их осознанно.

Уделяйте время маркетинговой стратегии, чтобы бизнес развивался, а не стопорился, когда один интегрированный инструмент достиг своего предела.

Бизнес — не марафон на выживание. Это строительство механизма, где вместо «ручного управления» появляются шестерёнки автоматизации и партнёрства. И первым шагом может стать даже такая мелочь, как замена флешки на систему управления экранами.

P.S. Поделитесь своим опытом автоматизации процессов. Какие инструменты за последний год принесли вам наибольшую пользу?