Найти в Дзене

Офисные манипуляторы: кто подкидывает вам свою работу и как с этим бороться

Знакомо, когда ваш коллега вечно «завален», а его отчеты почему-то пишете вы? В каждой команде найдётся человек, чья занятость — вечная загадка. Такие сотрудники не просто экономят своё время — они виртуозно распределяют нагрузку по чужим рабочим столам. И делают это настолько изящно, что вы не замечаете, как выполняете половину чужих задач. Какие «схемы» применяют недобросовестные коллеги и как сбросить с себя чужую ответственность — рассказываем в статье. Сотрудник руководствуется схемой «не вникать в задачу, а сразу искать «опытного» коллегу». Он пользуется положением новичка или уверяет, что прежде не сталкивался с такими задачами. Пример. «Слушай, я не знаю, как этот график строить… Ты же в Excel как рыба в воде! Поможешь?». И вот вы уже оформляете чужую презентацию вместо того, чтобы заниматься своими задачами. Как реагировать. Вежливо, но твердо ответьте: «Давай покажу тебе один раз, а дальше будешь делать сам». Такая реакция полезна для обеих сторон: для коллеги — он получит п
Оглавление

Знакомо, когда ваш коллега вечно «завален», а его отчеты почему-то пишете вы? В каждой команде найдётся человек, чья занятость — вечная загадка. Такие сотрудники не просто экономят своё время — они виртуозно распределяют нагрузку по чужим рабочим столам. И делают это настолько изящно, что вы не замечаете, как выполняете половину чужих задач.

Источник изображения: https://sun9-5.userapi.com/impg/seMqBSFaxD2Gab4KRDdR8wX4XI-4fPqeIH8pUA/xlg9ERiH5ZY.jpg?size=670x439&quality=95&sign=d8444b26da872be6899aa6123f510963&type=album
Источник изображения: https://sun9-5.userapi.com/impg/seMqBSFaxD2Gab4KRDdR8wX4XI-4fPqeIH8pUA/xlg9ERiH5ZY.jpg?size=670x439&quality=95&sign=d8444b26da872be6899aa6123f510963&type=album

Какие «схемы» применяют недобросовестные коллеги и как сбросить с себя чужую ответственность — рассказываем в статье.

Классика жанра: «Я же новичок» или «Я не в теме»

Сотрудник руководствуется схемой «не вникать в задачу, а сразу искать «опытного» коллегу». Он пользуется положением новичка или уверяет, что прежде не сталкивался с такими задачами.

Пример. «Слушай, я не знаю, как этот график строить… Ты же в Excel как рыба в воде! Поможешь?». И вот вы уже оформляете чужую презентацию вместо того, чтобы заниматься своими задачами.

Как реагировать. Вежливо, но твердо ответьте: «Давай покажу тебе один раз, а дальше будешь делать сам».

Такая реакция полезна для обеих сторон: для коллеги — он получит помощь и прокачает профессиональные навыки; для вас — не придется тратить свое время на решения чужих задач.

Манипуляция жалостью: «Столько всего навалилось!»

Это схема, когда человек даже не просит помочь — а просто вываливает тонны личных и рабочих бед, пока кто-нибудь не сжалится и не поможет. Коллега давит на сочувствие, чтобы вы сами взяли его задачи.

Источник изображения: https://dszn.ru/uploads/cache/news/f265c9e1-1605599880.jpg/64b6d2c4870989093e02474d625ab150
Источник изображения: https://dszn.ru/uploads/cache/news/f265c9e1-1605599880.jpg/64b6d2c4870989093e02474d625ab150

Это схема, когда человек даже не просит помочь — а просто вываливает тонны личных и рабочих бед, пока кто-нибудь не сжалится и не поможет. Коллега давит на сочувствие, чтобы вы сами взяли его задачи.

Пример. «Я вообще не спал всю неделю… Ребенок болеет, кот сбежал, начальник грызёт… Можешь за меня доделать отчет?»

Как реагировать. Дайте понять, что вы тоже не просто так сидите в офисе: «Очень понимаю, у меня тоже завал. Может, обсудишь свою загрузку с руководителем?»

Сочувствие — это по-человечески, но вы не обязаны быть спасателем в ущерб себе.

Псевдо-срочность: «Нужно было еще вчера!»

Коллега использует схему «горящей задачи». Выдает ее за срочную, но на деле оказывается, что дедлайн через полмесяца. Просто коллега затянул с ее решением и теперь наверстывает за счёт других.

Пример. «Анализ нужен к утру!». А утром выясняется, что презентация только через две недели.

Как реагировать. Переводите эмоции коллеги в факты, попросите: «Покажи, пожалуйста, где прописан дедлайн».

Не бегите на помощь, пока не убедитесь, что коллега не успеет поднапрячься и самостоятельно «затушить пожар».

Подмена понятий: «Это же твоя зона ответственности!»

Схема, когда коллега убеждает вас в том, что его задача — на самом деле ваша. И даже если вы понимаете, что это не так, вам становится некомфортно спорить.

Пример. «Ты же ведёшь соцсети — вот и напиши пост про наш отдел!». На самом же деле за отдел должны отчитываться не вы, а коллега.

Как реагировать. Сдержите негодование и спокойно предложите: «Давай посмотрим, чья это зона ответственности — у нас ведь есть должностные инструкции».

Если не понятно, кому принадлежит задача, опирайтесь на документ, где прописаны должностные обязанности.

«Случайный» саботаж: «Ой, я забыл!»

Коллега пользуется схемой «забыть о своих обязанностях в общем проекте». Он рассчитывает на то, что кому-то придется доделать его часть, чтобы вовремя сдать проект. Этим «кем-то» оказываетесь вы.

Пример. Перед сдачей проекта выясняется: «Ой, я не успел заполнить таблицу». И вся команда срочно собирает данные для таблицы.

Как реагировать. Фиксируйте договоренности письменно: на почте, в мессенджере, в корпоративной системе задач. Для надежности направляйте копию руководителю.

Коллега не сможет переложить на вас ответственность, если задачи четко распределены по команде.

Как не стать «грузчиком» чужих задач: практические советы

Чтобы не превратиться в вечного спасателя и не выгореть из-за чужой безответственности, выстраивайте чёткие принципы взаимодействия с коллегами. Вот что поможет:

  • Установите здоровые границы. Умение говорить «нет» — не проявление эгоизма, а показатель профессиональной зрелости.
  • Документируйте договоренности. Тогда аргумент «ты же обещал» не сработает.
  • Подключайте руководство. Если коллега повторяет свои «схемы» — руководство должно знать: ведь поведение коллеги не в лучшую сторону влияет на общий результат команды.
  • Вооружитесь юмором. На жалобы и просьбы коллеги отвечайте с иронией: «О, давай ты сделаешь свою часть работы, а я похвалю тебя в общем чате?». Это снижает напряжение и помогает человеку вспомнить о своей ответственности.

Перекладывание задач — не всегда злой умысел. Иногда это привычка, иногда — неуверенность, а иногда — банальное выгорание. Но с подобным «делегированием» нужно бороться: в любом случае оно мешает слаженной работе команды.

А вы сталкивались с похожими схемами? Делитесь историями в комментариях, особенно — «гениальными» :)

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новости и полезности из мира HR: https://t.me/hrdigest_full

HR-дайджест, самый полный