Найти в Дзене
Руки из плеч

Американцы по 50 лет ездят по ровным дорогам, а наши через три года как стиральная доска: простая причина, от которой волосы дыбом.

Ах, дороги… Вечная тема для разговоров на любой российской кухне, повод для шуток и источник бесконечного «почему у них не так, как у нас?». Смешно, если бы не было так грустно, правда? А ведь вопрос-то серьезный: почему одни дороги служат десятилетиями, а другие, свеженькие, только что сданные с помпой и красной ленточкой, уже через год напоминают стиральную доску? Особенно когда смотришь на «загнивающий Запад», ту же Америку, и слышишь легенды, что их дороги, построенные чуть ли не при динозаврах, до сих пор как стеклышко. Миф это или суровая правда? Давайте разбираться, как говорится, по-народному, без этих ваших заумных терминов.

Вот лично я, как многие из вас, поездил по нашей необъятной. И знаете, что скажу? Контрасты у нас – мама не горюй! Взять, к примеру, Ханты-Мансийск. Дороги, скажу я вам, на зависть многим. Ровненькие, ухоженные. Едешь и душа радуется. А потом приезжаешь, скажем, в Архангельскую область (был там пару лет назад, может, сейчас лучше, не знаю) – и начинается «пляска святого Витта». Ямы, колдобины, ощущение, что попал на полигон для испытания танков. Обидно, ей-богу.

Сразу в голове вопрос: «Ну как так-то? В одном месте могут, а в другом – руки не оттуда растут или совесть дома забыли?» И тут же всплывают эти рассказы про «вечные» американские дороги. Мол, там такой асфальт кладут, что внуки по нему еще ездить будут. Давайте копнем глубже, как говорил один известный персонаж, «до основанья, а затем…»

Часть 2: Американская мечта на колесах: Секрет дедушки Рузвельта

А теперь, как говорится, самое интересное! Откуда вообще пошел этот миф про супер-дороги в США? А корни его уходят в далекие 1930-е годы. Великая Депрессия, народ без работы, экономика в штопоре. И тут на сцену выходит президент Франклин Рузвельт со своим знаменитым «Новым курсом». Гениальный ход конем, я вам скажу! Чтобы дать людям работу и подстегнуть экономику, он затеял грандиозное строительство, и в первую очередь – дорог. Представьте, он буквально расчертил всю страну на квадраты и приказал соединить их первоклассными магистралями.

Но фишка была не просто в том, чтобы занять безработных. Рузвельт мыслил на перспективу. Технология, которую тогда использовали, это вам не просто ямку гравием засыпать! Сначала снимали слой грунта, да поглубже. А потом – внимание! – делали мощнейшую подушку из скальных пород, щебня и песка. Толщина этой подушки варьировалась от 60 сантиметров до почти двух метров! Вы только представьте – это ж выше среднего человеческого роста! На эту «перину» укладывали толстенный слой железобетона, как на взлетной полосе какого-нибудь секретного аэродрома. И только потом, сверху, шел асфальт, а иногда и без него обходились, бетон сам по себе крепкий.

-2

Думаете, на этом «дорожная магия» заканчивалась? А вот и нет! Самый главный секрет был в контроле. Вот тут, ребята, держитесь за стулья! Принимать работу приезжал не просто какой-то чиновник с папкой, а целая комиссия: специалист-дорожник и… федеральный прокурор! Да-да, вы не ослышались. Этот прокурор следил, чтобы ни один цент не ушел налево, и чтобы качество было – комар носа не подточит. Требования были драконовские, отклонения допускались буквально в миллиметр! Если что не так – подрядчик не просто переделывал за свой счет, а мог и присесть надолго за растрату госсредств. Вот такая «адская парочка» – специалист с рулеткой и прокурор с Уголовным кодексом – и сотворила то американское дорожное чудо.

Программа эта длилась 12 лет. За это время Америка покрылась сетью дорог, многие из которых, представьте себе, служат до сих пор! К 2030-м некоторым из них стукнет по 100 лет! Конечно, их подновляют, ремонтируют, но основа-то, та самая рузвельтовская, держится. Вот вам и ответ на вопрос, почему «их» дороги такие живучие. По крайней мере, те, старые.

-3

Часть 3: Не всё то золото, что блестит, или Американские дороги сегодня

«Ну всё, – скажете вы, – понятно, Америка – рай земной, а мы тут в лаптях щи хлебаем». Не торопитесь с выводами, друзья! Та самая «рузвельтовская» система с прокурорами давно канула в Лету. И современные американские дороги, особенно в городах и на загруженных трассах, изнашиваются будь здоров, как и везде. У них тоже есть и ямочный ремонт, и трещины, и вечные споры о том, кто виноват и что делать.

Даже бывший президент Барак Обама как-то сокрушался, что инфраструктура в США стареет, а денег на ее капитальный ремонт не хватает – всё уходит на военные бюджеты и прочие «важные» дела. Так что не стоит идеализировать. Более того, ходят слухи, что сейчас в Штатах для быстрого «освежения» покрытия иногда асфальт банально… красят! Специальной такой черной краской, чтобы выглядело «как новенькое». Косметический ремонт, так сказать, для отвода глаз. Проблемы с качеством, экономией на материалах и, чего греха таить, коррупцией есть везде, и Америка тут не исключение. Просто масштабы и методы контроля могут отличаться.

-4

Так что миф о «вечно идеальных» американских дорогах – это скорее дань прошлому, тому самому «Новому курсу». Сегодня же и там хватает своих «дорожных приключений».

Часть 4: А что у нас? Русская смекалка против русского «авось»

Теперь вернемся, как говорится, на нашу грешную землю. Почему же у нас так часто «не слава богу» с дорогами? Климат, скажете вы? Вечные зимы с морозами, потом оттепели, вода эта коварная, что камень точит? Да, климат у нас непростой, спору нет. Но ведь и в Канаде, и в Скандинавии зимы не сахар, а дороги почему-то держатся. Да и в США есть штаты с очень суровым климатом. Так что дело, видимо, не только в погоде.

А вот вам, ребята, история из нашей, российской глубинки, от которой и смех, и грех, как говорится. Лет этак 12 назад у нас дорогу одна армянская фирма строила. Не «Рога и Копыта Интернешнл», а настоящие трудяги, отец с сыновьями. Так вот, положили они асфальт – любо-дорого смотреть! И что вы думаете? 12 (двенадцать!) лет прошло – а дорога как новая, ни ямки, ни трещинки! Я сам по ней ездил, не вру! Сосед мой, дядя Вася говорит: «Петрович, это ж не дорога, а сказка! Как по маслу идёшь!» А секрет-то прост был: делали на совесть, не воровали, технологию соблюдали от и до. Материалы качественные брали, а не то, что подешевле и «на откат» годится.

-5

И что вы думаете, где теперь эта фирма? А нету ее. По крайней мере, в нашем районе. Построили они еще пару участков, а потом, как водится, пришли к ним «уважаемые люди» из местной администрации. И прозрачно так намекнули, что, мол, хорошо работаете, ребята, но надо бы и «поделиться». Откаты, проще говоря. Армяне – люди гордые, работать привыкли честно. Посмотрели они на это дело, плюнули и уехали из региона. Сказали, что в таких играх не участвуют. А дорогу ту, что они сделали, теперь все в пример ставят. Только вот новые участки, которые строят уже другие, «свои» фирмы, почему-то опять через год-два в ремонт просятся. Чудеса, да и только!

И вот тут, мне кажется, и кроется главный ответ. Не в стране дело, не в климате и даже не всегда в технологиях (хотя и они важны, конечно). Всё дело в людях. В их совести, в их отношении к работе. И, конечно, в контроле. Если строитель знает, что за каждую ямку с него три шкуры сдерут, а за воровство посадят, он сто раз подумает, прежде чем халтурить. А если система такая, что «все свои» и «рука руку моет», то какие бы золотые технологии ни придумывай – толку не будет. Асфальт так и будут класть в лужи, а деньги – в карманы.

Заключение: Не место красит дорогу, а человек (и прокурор)

Так в чем же дело, братцы? Почему дороги в США, построенные при Рузвельте, стоят почти 100 лет, а наши, бывает, и года не выдерживают? Ответ, как мне кажется, очевиден и лежит на поверхности, как тот самый некачественный асфальт.

Дело не в волшебном американском гудроне и не в особом русском климате. Дело в человеческом факторе. В подходе. Когда Рузвельт строил дороги, он решал государственную задачу – спасал страну от коллапса. И контроль был соответствующий, почти военный. Каждый доллар был на счету, и каждый сантиметр полотна – под надзором.

А у нас? У нас часто побеждает «авось», «и так сойдет», а главное – желание сэкономить не на том и положить разницу себе в карман. Та самая армянская бригада доказала: и в России можно строить дороги на века, если делать это честно и по уму. Но система, заточенная на откаты и кумовство, таких «белых ворон» часто выживает.

Что я понял на собственном опыте и из этих историй? Простое правило, которое меняет всё: хочешь хорошую дорогу – обеспечь честное строительство и жесткий, неподкупный контроль. Как во времена Рузвельта. И тогда, глядишь, и наши дороги будут служить не одному поколению.

Вопрос к вам, уважаемые читатели: а как у вас в регионе обстоят дела с дорогами? Есть ли примеры, когда дорогу сделали «на совесть», и она стоит годами? Или, наоборот, сплошное разочарование? Поделитесь своим мнением и историями в комментариях, очень интересно узнать, как дела в других уголках нашей необъятной. Чего греха таить, тема-то больная для всех нас!