Найти в Дзене
Давид Цитин

Как сложилась судьба одного из инициаторов Большого террора и организатора депортации народов генерал-полковника Кобулова?

Годы Большого террора являются одной из самых тёмных страниц в богатой истории нашего государства. Репрессии начались с арестов командиров близких к нелояльному маршалу Советского Союза Тухачевскому, а на пик вышли после его расстрела. Глава НКВД вместе со своими приближёнными развернул настоящий конвейер по фальсификации дел, которые спустя десятилетия были пересмотрены. Занявший его место Берия снизил количество репрессий и начал точечно арестовывать нелояльных партийцев, однако, его правая рука Богдан Кобулов мог себе позволить то, что все боялись обсуждать в обществе. Он был одним из организаторов репрессий, депортировал народы в годы Великой Отечественной и лично участвовал в пытках заключённых. Но как сложилась его судьба после падения всесильного Берии? Богдан Захарович Кобулов родился 1 марта 1904 года в Тифлисе в армянской семье. После окончания гимназии, в 1921 году добровольцем вступил в Красную Армию. Богдан с самых юных лет обладал "тучной" комплекцией, был высокого роста
Оглавление

Годы Большого террора являются одной из самых тёмных страниц в богатой истории нашего государства. Репрессии начались с арестов командиров близких к нелояльному маршалу Советского Союза Тухачевскому, а на пик вышли после его расстрела. Глава НКВД вместе со своими приближёнными развернул настоящий конвейер по фальсификации дел, которые спустя десятилетия были пересмотрены. Занявший его место Берия снизил количество репрессий и начал точечно арестовывать нелояльных партийцев, однако, его правая рука Богдан Кобулов мог себе позволить то, что все боялись обсуждать в обществе. Он был одним из организаторов репрессий, депортировал народы в годы Великой Отечественной и лично участвовал в пытках заключённых. Но как сложилась его судьба после падения всесильного Берии?

Карьера в органах ЧК

Богдан Захарович Кобулов родился 1 марта 1904 года в Тифлисе в армянской семье. После окончания гимназии, в 1921 году добровольцем вступил в Красную Армию. Богдан с самых юных лет обладал "тучной" комплекцией, был высокого роста и на фоне своих сослуживцев сильно выделялся габаритами. Отслужив один год в РККА, данных об участии в боевых действиях не найдено, переходит на работу в грузинский отдел ЧК. Несмотря на свой юный возраст, Кобулов быстро рос в должностях, со всем рвением выполнял партийные задания и вскоре стал работать на руководящих постах. В 1931 году его заметил Лаврентий Берия, ставший тогда первым секретарём Грузинской коммунистической партии.

Он подтянул Кобулова в Тбилиси и устроил в Секретно-политический отдел ГПУ Грузинской ССР. Здесь Кобулов был глазами и ушами Берии, помогая ему отодвигать нелояльных партийцев, коих было в избытке. В 1935 году Кобулов был отправлен с секретной операцией в Персию, где собрал важные данные о настроениях в персидском Азербайджане и нефтяных месторождениях страны. После возвращения был назначен заместителем наркома внутренних дел Грузии. В 1937 году в Тбилиси с партийным заданием прибыли Маленков и Микоян, а их целью было провести чистку в партии и в силовых структурах. Берия доверил дело своему приближённому и Богдан Захарович проявил присущее ему рвение. За несколько месяцев была репрессирована верхушка ЦК ВКП(б) Грузинской ССР, а также видные региональные партийцы. После этого Кобулов жёсткой рукой карал предателей в Армении и в Азербайджане, а местных коммунистов обвиняли в попытках отколоть кавказские республики и перевести их под протекторат Великобритании. Кобулов, отличавшийся своими физическими данными, сам участвовал в "допросах с пристрастием", о чём сохранились свидетельства в архивах НКВД. Он мог с одного удара кулаком отправить подследственного в глубокий нокаут, а от Берии получил широкие полномочия на следственные действия.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Кроме этого, Кобулов был весьма не глупым человеком и возглавлял экономический отдел НКВД. Только под его председательством "тройка НКВД" Грузии за несколько месяцев вынесла 1233 смертных приговора. Ко второй половине 1938 года стало ясно, что репрессии выходят из под контроля, а нарком Ежов получает всё больше власти. Тогда его заместителем стал Лаврентий Берия, забравший большую часть полномочий. Он сразу же забрал с собой ряд лояльных людей, в том числе и Кобулова. По мнению легендарного разведчика Павла Судоплатова, именно Берия совместно с Кобуловым занимались разработкой дела против Ежова и его соратников, а после его ареста Берия стал новым главой НКВД, Кобулов же стал его замом. Кроме того, Кобулов занимал пост начальника следственной части и с такими же полномочиями как в Грузии. Массовые репрессии пошли на убыль, но из под пера Кобулова вышло ещё немало расстрельных приговоров, которые утверждал Берия и Сталин. В 1939 году Кобулов по поручению Берии убивает полпреда СССР в Китае Бовкуна-Луганца.

Репрессии против народов и судьба после смерти Сталина

Во время Великой Отечественной войны из состава НКВД был выведен НКГБ под руководством Всеволода Меркулова, а Кобулов стал его первым заместителем с широчайшими полномочиями: он руководил разведывательными и контрразведывательными операциями и был единственным из всех замов наркоматов, который лично докладывал Сталину о своей работе. В 1944 году Кобулов получил нетривиальную задачу: наказать целые народы за сотрудничество с фашистами. Такие случаи имели место быть, но от общего процента населения совсем немного, однако, сотни тысяч ингушей, чеченцев, кабардинцев и родственных народов были изгнаны из своих домов в степи Казахской ССР, куда часть депортированных так и не добралось. За эту операцию Кобулов получил орден Отечественной войны I степени, а также погоны комиссара госбезопасности 2-го ранга, что соответствовало генерал-полковнику в РККА. После освобождения Крыма, Кобулову как опытному бойцу доверили выселять народы с полуострова. Под раздачу попали крымские татары, болгары, греки, турки и более мелкие народы. Не пожалел Кобулов даже армян, кем по происхождению он являлся.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

После окончания войны Кобулов стал начальником Главного управления советским имуществом за границей и отвечал за репарации со стороны Германии, а также поиском и возвратом советских культурных ценностей, которые нацисты награбили на оккупированных территориях. После смерти Сталина в марте 1953 года начался передел власти между его товарищами. Берия взял себе контроль над силовыми структурами, возглавив Министерство внутренних дел, а Кобулов стал его первым замом. Но Берия просчитался, недооценил Хрущёва и на совещании в Кремле 26 июня 1953 года был арестован маршалом Жуковым. На следующий день Кобулов был снят со своей должности и арестован как "член банды Берии", так в официальной советской печати называли приближённых министра МВД.

23 декабря 1953 года Берия, Кобулов и другие "члены банды" были приговорены к расстрелу. На последнем слове Кобулов раскаялся, признался в "истреблении честных и преданных партии кадров", сетовал на то, что верил Берии и "безоговорочно выполнял его преступные распоряжения", просил переквалифицировать обвинения в "контрреволюционных" преступлениях на другие статьи кодекса, но получил отказ и через несколько часов был расстрелян, а всё имущество перешло в пользу государства.