19 мая 1980 года в советский прокат вышел фильм «Сталкер» Андрея Тарковского, в основу которой легло произведение братьев Стругацких «Пикник на обочине». Фантастическая повесть была кардинально переработана, превратившись в философскую притчу. Мало кто знает, что в основу киносценария и самой картины, которую увидели миллионы зрителей лег эпизод из жизни самого Андрея Тарковского.
Поиски у плато Путарано
Режиссер Андрей Тарковский в молодости почти год проработал геологом в Научно-исследовательском геологоразведочном институте – НИИГРИ-золото . Что делал юноша из благополучной московской семьи в Люмаканской поисковой партии Туруханской геологической экспедиции в поселке Курейка на берегу Енисея?
На этот вопрос ответил сам Тарковский, в автобиографии, которая хранится в архиве Всесоюзного института кинематографии: «Я отказался от продолжения учебы в Институте востоковедения и в мае 1953 года поступил сотрудником на работу в научно-исследовательскую экспедицию института «НИИГРИ золото» и уехал в Туруханский край. Год я работал в экспедиции, в тайге, прошел пешком сотни километров. Все это укрепило меня в желании стать кинорежиссером».
Позднее в интервью немецкому журналу «Форум» Андрей Тарковский сказал более откровенно: "Я работал в тайге, в Сибири. И это осталось самым лучшим воспоминанием в моей жизни".
В 21 год он как работник «НИИГРИ-золото» был направлен в Туруханский район Красноярского края, на базу экспедиции, откуда поисковые группыуходили в тайгу. Геологи использовали лодки, лошадей, но чаще шли пешком. С ними шагал по таёжному стланику и вчерашний студент, а теперь - горный техник Андрей Тарковский.
В июне 1953 года партия, в которой состояло в разные периоды от 65 до 69 человек, перебралась из Турханска, где находилась основная база экспедиции, в поселок Курейка. В экспедиции на балансе была одна моторная лодка, три обычных лодки, так называемые «астраханки», несколько лошадей.
В поселок Курейка когда-то отбывал ссылку товарищ Сталин. Здесь находился так называемый «Пантеон Сталина», гигантский саркофаг с панорамным остеклением над маленькой рыбацкой избушкой, в которой Сталин жил во время ссылки. Пантеон был закончен в 1952 году и Тарковский, несомненно, видел это нелепо-грандиозное сооружением.
По словам первого заместителя генерального директора Центрального научно-исследовательского геологического института цветных и благородных металлов ЦНИГРИ (правопреемника «НИИГРИ золото») Евгения Наумова в экспедициях института побывало немало замечательных людей, но все же гениальный отечественный кинорежиссер стоит в этом списке особняком: «Конечно, никто не мог предугадать в этом молодом человеке такой талант и тем более всемирную известность, и отношение к нему у специалистов института и геологической партии в которой он работал, было соответствующим – как к молодому, мало что умеющему в профессии коллеге, но он честно выполнил свою задачу, выдержал все тяжелейшие переходы, доставлял куда надо тяжелые геологические образцы, в отчете экспедиции есть фраза о том, что геоморфологическая съемка в пределах планшета Q45-45 была проведена старшим геоморфологом партии Макаровой А.А. с помощью студенток Ганчиной О.Т. и Галенковой В.Ф. и младшего коллектора Тарковского А.А. Затем, в Москве, Тарковский помогал более опытным сотрудникам составлять отчет о проделанной работе».
Люмаканская геолого-поисковая партия Туруханской геологической экспедиции выполняла задачи по обнаружению в районе реки Курейки (правый приток Енисея) алмазов, а также золота, платины, серебра. Пределы её работы ограничивалась координатами 66.40.- 67.00 северной широты и 88.00-89.00 восточной долготы, это обширный сектор территории в Красноярском крае.
Что же обнаружили геологи Туруханской экспедиции на «юго-западном крыле Путорано-Тунгусской синеклизы», в осадках «нижнего палеозоя, слагающего Курейскую антиклиналь»? Алмазные россыпи на реке Курейке в 1953 году Люмаканская партия не нашла, но были породы, которые «содержат медь, никель, платину, золото, серебро». Геологи нашли уголь, обнаружили признаки нефтеносности! «На территории правобережья Енисея признаки нефтеносности имеют широкое развитие…битумиозные известняки в толщах верхнего кембрия, простые кварцевые песчаники, могущие быть хорошими коллекторами нефти».
Работа в геологической партии тяжела и рутинна – многочасовые ежедневные переходы, поиск, упаковка образцов минералов, их доставка к месту хранения и т.д. Этим и занимался Андрей Тарковский. И еще он, выпускник художественного училища, находил себе и занятия по душе - отражал на бумаге виды местности, где геологи искали минералы. В партии имелись фотоаппараты, но и рисунки Андрея Тарковского пригодились. Эти зарисовки в виде фотографий находятся в отчёте, который хранится в архиве Центрального научно-исследовательского геологического института цветных и благородных металлов.
Судьба Сталкера
В апреле 1954 года, завершив в составе коллектива геологов работу над отчетом Туруханской экспедиции, он увольняется из «НИИГРИ золото» и подает документы на режиссёрский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии.
И тут позволим высказать одну гипотезу. Речь идет о Трансарктической железной дороге Чум-Салехард-Игарка и том, что на этой дороге побывал, наблюдая феномен своими глазами, Андрей Тарковский.
В 1953 году строительство дороги от Салехарда (с пересечением Енисея в районе поселка Ермаково) до Игарки активно продолжалось. Ермаково был поселком, где базировался центральный аппарат огромного Енисейского исправительно-трудового лагеря (Строительство№503 по коду МВД), рядом находилось и несколько лагерных пунктов, заключенные которых строили дорогу. Зона и железная дорога – вот главные составляющие местного пейзажа. Передвижение по дороге на дальние расстояния осуществлялось на дрезинах. Ермаково находилось вниз по реке от поселка Курейка, в каких-то 50 километрах. Час на моторной лодке, которая была в Люмаканской партии.
Территория работы специалистов Люмаканской партии на местности простиралась в пределах координат 66.40.-67.00 северной широты и 88.00-89.00 восточной долготы, то есть поселок Ермаково и значительная часть трассы Трансарктической дороги в эти границы попадала.
Теперь же промотаем пленку вперед и внимательно пересмотрим фильм «Сталкер» 1979 года. Фильм начинается со звука, который явно отсылает нас к движению железнодорожного состава. «Зона», куда идет Сталкер (не в первый раз) и железная дорога, как бы действующая, но безлюдная. Упал в этом месте на Землю метеорит, или еще какое-то космическое тело. Прямо как в районе реки Тунгуски в Красноярском крае.
Согласно сценарию фильма «Зону», после падения метеорита, огораживают колючей проволокой и охраняют, желающих прорваться туда - расстреливают, а выходящих оттуда преследуют, сажают в тюрьму. Сталкер по сюжету фильма – уголовник, только что вернувшийся с «зоны», отсидевший пять лет, а до того также не раз находившийся в заключении.
В кино сталкер выходит из дома и пересекает железнодорожные пути. В «Зоне» сталкер и его спутники по гиблым, опасным местам вынуждены передвигаться на дрезине. В фильме, начиная с 12 минуты и примерно до 47 минуты, мы видим почти сплошную железнодорожную натуру, сопряженную с постами охраны, стрельбой, которую ведут надзиратели, колючей проволокой, караульными вышками и прожекторами.
Сценарий для «Сталкера» писали братья Стругацкие, но правил его беспощадно Тарковский. Понятие «Зона» было и в «Пикнике на обочине» Стругацких. Тарковский оставил это название, не поменял. У Стругацких в повести нет никакой дрезины. И нет железнодорожной трассы. Есть насыпь, шпалы, рельсы и … вагонетки, то есть, скорее всего, речь у них идет о горной выработке или карьере. В сценарии «Сталкера», в фильме мы однозначно видим полноценную железную дорогу, но с её загадочным статусом. «Фильм «Сталкер» и завершается звуками, в которых легко угадывается прохождение состава. Железная дорога проснулась.
От Курейки до «Золотого льва»
Ни в отчёте Люмаканской партии, ни в автобиографии Тарковского, как и в его рисунках из Туруханского края эта дорога не нашла своего отражения. Почему?
Во-первых, «Строительство 503» в 1953 году оставалось секретным объектом, все, кто принимал хоть какое-то участие в возведении дороги или знал о её существовании, давали подписку о неразглашении. Во-вторых, завуалированные отсылки к «Строительству 503» мы находим в том самом отчете Люмаканской партии за 1953 год. Об этом говорит такая фраза со страниц 4-5 отчета: «Геологическая и геоморфологическая группы во время полевых и камеральных работ пользовались картами масштаба 1:100 000, составленными на основе аэрофотосъемки произведенной ГУЛЖДС в 1945 г. Качество карт вполне удовлетворительное».
Авторы отчета корректно не расшифровывают аббревиатуру ГУЛЖДС, но это Главное управление лагерей железнодорожного строительства. Именно лагерники из ГУЛЖДС и строили дорогу Чум-Салехард-Игарка, в границах работы Люмаканской партии.
В отчете есть и еще упоминания подразделений Министерства внутренних дел СССР, которые были задействованы в строительстве железной дороги. К примеру, вот такой фрагмент на странице 121 отчёта: «В поле была составлена геоморфологическая карта 1: 100 000 масштаба на топографической основе того же масштаба /«Желдорпроекта»/».
«Желдорпроект» НКВД/МВД СССР - основная проектная организация в структуре Главного управления лагерей железнодорожного строительства. Именно «Желдорпроект» МВД проектировал дорогу Чум-Салехард-Игарка, штаб восточного участка которой находился в поселке Ермаково.
Геологи, использовавшие в течение трёх месяцев карты, любезно предоставленные им сотрудниками Главного управления лагерей железнодорожного строительства, были хорошо осведомлены, что за строительство развернулось в нескольких километрах от их базы. И наверняка посещали Ермаково.
Андрей Тарковский и сам во многом повторил судьбу своего самого знаменитого персонажа – сталкера из одноимённого фильма. Да, он дважды обладатель Гран-при Канского фестиваля и «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля, народный артист РСФСР, автор таких шедевров как «Иваново детство», «Андрей Рублев», «Солярис», «Зеркало», «Ностальгия», «Жертвоприношение», но начинал Тарковский свою жизнь, подлинную, полную невзгод, сомнений и славы в таежном краю, на реке Курейке, затерянной где-то между Енисеем и Леной. Там, где энтузиасты до сих пор ищут следы загадочного Тунгусского метеорита.