Найти в Дзене
Ретрогеймер 90

Ностальгически обзор игры "Wolfenstein 3D": история создания, геймплей, интересные факты об игре

Всем ностальгический привет! О, ну кто не помнит тот первый заход в бесконечные коридоры "Wolfenstein 3D"? Зловещий писк динамика при загрузке, кирпичные стены, двери с железной щеколдой и наш герой, который должен выбраться из плена и уничтожить всех врагов, включая того самого Адольфа. И сегодня я хотел бы немного поностальгировать, а именно вспомнить про культовую игру "Wolfenstein 3D. Я расскажу вам о том, как создавали эту культовую игру, поговорим немного о геймплее, и, конечно же, вы узнаете несколько интересных фактов о ней. Поехали! Все началось с движка "Rayscaling", который был создан программистом "ID Software" Джоном Кармаком в 1991 году. Это был псевдотрехмерный движок, который обрабатывал только видимую часть локации, что существенно снижало нагрузку на железо. Более того, в игре использовались двухмерные спрайты (оружие, враги, стены и др.), благодаря чему нагрузка также снижалась. Именно в это время и вышли первые псевдотрёхмерные игры "Hovertank 3D" и "Catacomb 3D".
Оглавление

Всем ностальгический привет! О, ну кто не помнит тот первый заход в бесконечные коридоры "Wolfenstein 3D"? Зловещий писк динамика при загрузке, кирпичные стены, двери с железной щеколдой и наш герой, который должен выбраться из плена и уничтожить всех врагов, включая того самого Адольфа.

И сегодня я хотел бы немного поностальгировать, а именно вспомнить про культовую игру "Wolfenstein 3D. Я расскажу вам о том, как создавали эту культовую игру, поговорим немного о геймплее, и, конечно же, вы узнаете несколько интересных фактов о ней. Поехали!

История создания

Все началось с движка "Rayscaling", который был создан программистом "ID Software" Джоном Кармаком в 1991 году. Это был псевдотрехмерный движок, который обрабатывал только видимую часть локации, что существенно снижало нагрузку на железо.

Более того, в игре использовались двухмерные спрайты (оружие, враги, стены и др.), благодаря чему нагрузка также снижалась. Именно в это время и вышли первые псевдотрёхмерные игры "Hovertank 3D" и "Catacomb 3D".

Hovertank 3D
Hovertank 3D

Всё, что было раньше — Catacomb 3D, Hovertank 3D — выглядело как мелкая разминка. Да, там уже была перспектива, какое-никакое 3D ощущение, но настоящая драма началась именно с Wolfenstein 3D. Потому что тут всё впервые сложилось — драйв, скорость, атмосфера и, конечно, этот безумный экшен под саундтрек из бипов и щелчков.

Catacomb 3d
Catacomb 3d

А ведь сам движок "Raycasting" был настоящей магией для эпохи: Кармак придумал хитрость, при которой компьютер рисует только то, что ты видишь в этот момент. Всё лишнее отправлялось на свалку экономии. Именно поэтому "Wolfenstein" спокойно шёл на всем, что только имело экран. Минимум затрат, максимум эффекта!

-4

Именно так и начала рождаться эпоха шутеров — ну, а дальше уже были "Doom", "Duke Nukem", "Quake" и др. Но если бы не "Wolfenstein 3D", неизвестно, сидели бы мы сейчас за "Overwatch" и "Cyberpunk" или довольствовались бы аркадками вроде «Тетриса» (это, конечно же шутка). Вот где началась настоящая пиксельная революция!

Как старый замок стал полем битвы

Интересный момент: "Wolfenstein 3D"— это вовсе не оригинал. Точнее оригинал, но придуман он был не совсем с нуля. Идея была взята из старенькой игры "Castle Wolfenstein" (1981), в котором был стелс и побег из нацистской тюрьмы. Но Ромеро сказал: "Давайте без стелса, давайте с пушками!" — и понеслась.

Castle Wolfenstei
Castle Wolfenstei

Если вкратце: мы играем за Уильяма Бласковица (Би-Джея) - американского разведчика польского происхождения, который сбегает из плена и начинает крушить нацистов направо и налево. Зачем? Потому что в этом и состоит суть задания.

Сюжетно, игра состоит из двух трилогий, каждая из которых состоит из трех отдельных кампаний.

-6

Первая трилогия — это классика: выкрасть планы, остановить нацистов и шмальнуть в самого Гитлера, закованного в броню с четырьмя пушками. И если ты не визжал от восторга, значит, ты просто не играл.

Второй блок кампаний — это приквел, где надо остановить химическую войну. Но кто вообще играл ради сюжета? В то время мы вообще не заморачивались по поводу сюжета, да и были они лишь для галочки. Лишь спустя несколько лет в игры стали внедрять более менее осмысленные сюжеты.

Геймплей

Каждый уровень — это лабиринт, где надо найти ключи, мочить всех врагов и не забывать искать секретные стены. Ах, эти тайнички с патронами, аптечками и сокровищами — как подарок на Новый год!

-7

Здоровье отображается в процентах, а лицо героя на экране краснеет и хмурится от боли. Да, лицо Би Джея отображало текущее положение дел.

-8

Что касается вооружения, то здесь было особо не разгуляться, но тем не менее 4 вида оружия мы имели:

  1. Нож — на случай, если закончились патроны;
  2. Пистолет — именно с ним мы начинали игру. Стреляет медленно.
  3. Автомат — это оружие можно найти в первом же тайнике. Главное - знать, где он находится. Оружие стреляет со средней скоростью.
  4. Миниган — вот он, венец творения. Мощный миниган крошил врагов направо и налево, но и патроны он расходовал с молниеносной скоростью.
-9

Но самое интересное, что каждое оружие юзает одни и те же патроны, так что думай, прежде чем палить во всё подряд, иначе останешься с одним ножом.

Враги

Враги здесь представлены самые что ни на есть разнообразные: немецкие солдаты, собаки, офицеры, мутанты с пушками в груди, а под конец — настоящая крипота: призраки с лицом Гитлера (ну или кто они там?), кидающиеся огненными шарами. Кто придумывал эту психоделию — остаётся загадкой.

-10

Ну а в финале каждой кампании нас ждал свой уникальный босс:

  • Ганс Гроссе: два минигана и куча злости.
  • Доктор Шаббс: колет нас гигантскими шприцами.
  • Гитлер в броне: мощь, огонь и эпичность. После того, как мы нанесем ему определенный урон, он снимает с себя броню и бегает в форме.
  • Доктор Отто Гифтмаххер - носит белую форму и фуражку.
  • Гретель Гроссе: Сестра Ганса Гроссе. Это та же модель, что и Ганс, только с косичками.
  • Генерал Феттгезихт: главный по химической войне. Скучный, но толстый.
-11

Интересные факты, о которых вы могли не знать

Ну и напоследок несколько интересных фактов об игре "Wolfenstein 3D", о которых вы возможно не знали.

1. По канону "ID Software" Бласковиц - дед главного героя игры "Doom". Ну, а Думгай — батя Кина из "Commander Keen". Эту информацию подтвердил один из разработчиков - Том Холл. Но на самом деле изначально такого семейного древа не предполагалось. Просто таким образом разработчики решили связать игры. Примерно также было и в случае с игрой "Diablo", когда после выхода второй части создатели решили, что герой-воин - это старший брат принца, чье тело и захватил Диабло.

-12

2. В третьей кампании спрятан секретный десятый уровень с призраками из "Pac-Man". Они не убиваются, но наносят урон. Сам же уровень представляет собой точную копию лабиринта из "Pac-Man".

-13

3. Гретель и Ганс — это не только боссы, но и отсылка к сказке "Гензель и Гретель" про пряничный домик и ведьму.

4. В версии игры для приставке "SNES" были убраны любые элементы, которые были связаны с нацизмом (портреты Гитлера, свастика и т.д.). Но кое-что учтено не было. Если посмотреть на карту одного из уровней шестой кампании, то можно заметить, что она целиком и полностью состоит из свастик.

Ну а на сегодня у меня всё. Я надеюсь, что вам было интересно. Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить выхода новых ностальгических статей про компьютерные игры. Спасибо за просмотр.

Также, рекомендую вам почитать и другие интересные статьи на моем канале. Уверен, вам понравится.