Найти в Дзене
Дзен — новости обо всём

Как короткие ролики влияют на мозг и психику человека?

Оглавление

Если вы хоть раз ловили себя на том, что открыли ленту в соцсетях «на пару минут», а очнулись через час опустошенные и с тревожным осадком — вы не одиноки.

Оксфордский университет назвал словом 2024 года brain rot (в переводе — «сгнивший мозг»). Подобные термины как «разрушение» и «гниение» мозга продолжают набирать популярность и сегодня. Люди все чаще говорят о том, что не могут сосредоточиться, теряют чувство времени, сталкиваются с внезапной апатией после безобидного, казалось бы, просмотра коротких видео — рилсов и шортсов. Но что именно происходит с нашим мозгом и психикой в этот момент?

Разобраться в этом нам помогли сотрудник лаборатории социальной нейробиологии института когнитивных нейронаук ВШЭ Юлия Городничева и старший преподаватель Московского института психоанализа (МИП), стажер-исследователь департамента психологии НИУ ВШЭ, практикующий психолог Анна Борисова (Едамова).

Влияние на мозг

Специалисты выделяют два основных процесса, которые происходят с нашим мозгом в момент просмотра рилсов и шортсов:

1. Перегруз от мультизадачности;

«Выполнение нескольких задач может с легкостью привести к перегрузу. Как в браузере, когда мы сидим сразу в шести открытых вкладках», — объясняет нейробиолог Юлия Городничева.

Существует даже так называемое «магическое число семь плюс-минус два» — закономерность, обнаруженная Американским учёным-психологом Джорджем Миллером, согласно которой кратковременная память, как правило, не может запомнить и повторить более 7 (+/- 2) элементов. А это значит, что можно боковым зрением смотреть фильм, листать рилсы и шортсы и параллельно о чем-то думать. Но если вас в этот момент о чем-то спросят, с большей долей вероятности, вы подвисните.

2. Базовая когнитивная усталость.

Фактически вы просто устали думать. Правда такое бывает и от чтения тяжелого текста.

Кроме того, в нейробиологии есть такой принцип «use it or lose it». Если те нейронные пути, которые отвечают за способность сосредоточиться на своих мыслях, не используются, они перестают быть активными. Соответственно, приоритезируя задачи поверхностного поиска, мы будем сильны именно в этом.

Влияние на психику

1. Ослабление самоконтроля и снижение произвольного внимания;

«Опыт получения быстрого удовольствия может расслабить человека и сделать повседневные дела, требующие концентрации и некоторого продолжительного количества времени на выполнение, чем-то абсолютно неинтересным», — рассказывает психолог Анна Борисова.

2. Возникновение чувства вины и бесполезности своего времяпровождения, в критических случаях вообще жизни;

3. Чувство эмоционального опустошения, вымотанности;

4. Избегание реальности;

Человек не может найти другой способ для отдыха, потому что, как правило, не знает, что ему помогает, а телефон с соцсетями всегда под рукой. Это легкий способ сбежать от своих собственных эмоций. «Проще убежать от самого себя, чем спросить честно, что произошло?», — отмечает Анна Борисова.

5. Слияние себя с другими людьми.

Вы можете посочувствовать другому, потому что ему плохо, но потом вернуться к себе с мыслью, что у вас по-другому. Растворение в другом человеке, погружение в его мир должно заканчиваться обязательно возвратом к себе.

Лента рекомендаций

Существует такое понятие, как  информационный пузырь (от англ. filter bubble) — это персонализированный отфильтрованный мир, который кажется бескрайним и разнообразным. На деле — узкий, ограниченный под рекомендации.

Юлия Городничева утверждает, что лента рекомендаций, как и информационный пузырь, построена на когнитивных искажениях. Например, когда имеющаяся информация кажется нам всей информацией. Мы ищем подтверждение своим убеждениям, избегаем когнитивного диссонанса (когда наши установки сталкиваются с установками внешнего мира) и рассчитываем на социальную идентификацию.

Анна Борисова добавляет: «Лента рекомендаций — это ловушка иллюзии выбора. Нам кажется, что мы выбираем, что посмотреть, но все решения давно принял за нас алгоритм. Результат — утомление и эмоциональные выгорание».

Кроме того, после ленты рекомендаций трудно возвращаться в жизнь, где ты уже не можешь свайпнуть влево, если тебе что-то не понравилось.

Привычка или зависимость?

Нейробиолог объясняет это так: «Привычка — это повторяющееся автоматизированное действие, которое вы еще можете остановить. Зависимость — это, когда рилсы съедают ваш день, а вы того и не замечаете».  Это говорит о нарушении баланса между лимбической системой (дофамин, эмоции) и префронтальной корой (воля, логика).

Психолог Борисова акцентирует внимание на последствиях: «Если страдают отношения, работа, самооценка — это уже не просто привычка, скорее аддиктивное поведение (зависимость), но такие диагнозы может ставить только психиатр».

На развитие зависимости может влиять такое явление как FOMO (от англ. fear of missing out) — страх упущенных возможностей даже, когда речь идет о паре фото друзей. Человека тянет быстрее просмотреть контент в соцсетях, потому что ему кажется, что если он этого не сделает, выпадет из жизни; не узнает того, что все будут знать. То есть он хочет заглянуть, чтобы осуществить мнимый контроль и выйти с ощущением: «О, все, теперь можно выдохнуть».

Потеря счёта времени

«Скроллинг дает нам состояние, схожее с трансовым, когда ты что-то методично и системно делаешь, перелистывая и шевеля пальцем», — объясняет Ю. Городничева.

Мозг фиксируется на ритме и забывает об окружающем мире. Происходит временное «отключение».

«Прошло объективно 30 минут, а по ощущению — только 10. Вы не почувствовали, когда нужно было остановиться. И обратной связи о себе не получили, поскольку никакого действия не выполнили. Просто как будто бы попали в зону вакуума», — сравнивает А. Борисова.

Это и есть субъективно переживаемое время. Мы можем недооценивать его в контексте просмотра рилсов и шортсов.

Кому это вредит больше всего?

Все мы уязвимы, но в разном степени. Однако эксперты предупреждают, формирующийся мозг наиболее подвержен влиянию.

«До 21 года — это подросток. Он не на равных с остальными может использовать свои исполнительные функции, тормозить какие-то процессы или, наоборот, инициировать в моменте», — добавляет Юлия Городничева.

Подростковый мозг не способен вовремя распознавать последствия собственного контент-потребления.

Пожилые, в свою очередь, склонны попадать в ловушку визуальной достоверности, когда дипфейки и фотошоп воспринимаются как реальность.

Есть ли польза?

Ю. Городничева считает, что главная ценность — это адаптивность: «Нам нужно не воевать с реальностью, а учиться быть в ней, ведь процесс, который сейчас происходит естественный и требует смены стратегии к изменяющейся среде. На день рождения все желают счастья, здоровья, а мне кажется надо желать адаптивности».

А. Борисова добавляет: «Иногда рилсы — быстрая помощь здесь и сейчас, своего рода эмоциональный «пластырь». Если в жизни есть и другие способы для восстановления, короткий контент может быть нейтральным, а иногда даже полезным».

Как себе помочь?

Специалисты сходятся во мнении: важно не демонизировать контент такого рода, а научиться работать с самоконтролем.

«Чрезмерность всегда вредна для человека. Хорошая адаптивная стратегия где-то посередине. Там, где не хватает самоконтроля, очень помогает образ жизни. Например, книжный клуб с друзьями — отличный способ не утонуть в рилсах», — считает Юлия Городничева.

Психолог дополняет: «Контакт с собой — главный фильтр. Просто спрашивайте себя, помогает или мешает это вам сейчас. И организуйте жизнь так, чтобы рилсы и шортсы не были единственным способом справиться с эмоциями».

Быстрый контент — не враг. Враг — автоматизм и бесконтрольность. Но если научиться быть внимательным к себе, сохранять внутренние ориентиры и помнить, что отдых — это не всегда элемент прокрастинации, то даже из рилсов и шортсов можно сделать полезный ресурс, а не большую угрозу. Иногда достаточно задать себе всего один вопрос: «Я сейчас выбираю — или за меня уже выбрали?»

Автор: Кристина Касумова