Георгий Константинович Жуков – один из самых прославленных советских военачальников, чье имя неразрывно связано с победой в Великой Отечественной войне. Однако, наряду с восхищением его талантом, в общественное сознание упорно вбивают миф о Жукове как о «мяснике», безжалостно бросавшем солдат в бессмысленные атаки. Откуда взялось это прозвище и насколько оно соответствует действительности? Попробуем разобраться.
Происхождение легенды о «мяснике»
Жукова обвинили в больших потерях во время Великой Отечественной войны после октябрьского пленума 1957-го года, когда Хрущёву нужно было свалить такую значимую фигуру с пьедестала. На него был написан документ, где расписывались тяжелейшие потери советских войск в Ржевской битве, на Зееловских высотах и другие, и где вину за это возложили на Жукова. Эти события стали поводом для обвинений Жукова в некомпетентности и безразличии к жизням солдат, а подписал этот печальный документ Иван Конев, тоже один из маршалов Победы и бывший соратник Жукова. Не будем разбираться почему Конев так поступил, сейчас не та тема, а пойдём дальше.
В период перестройки и гласности, когда нужно было уничтожить Советский Союз в публицистике и художественной литературе появились работы, в которых Жукова уже назвали «мясником» и где его изображали как жестокого и беспринципного командира, готового любой ценой добиться победы, но это были не исторические труды, а обычная «жёлтая пресса».
Закрепил же в сознании многих людей этот миф некто Правдюк, который, не смотря на свою фамилию, снял наилживейший пропагандистский фильм в стиле Геббельса: «Вторая Мировая. День за днём».
Жуков берёг солдат! Факты против мифов
Однако, при объективном анализе фактов, миф о «Жукове-мяснике» рассыпается в прах. Во-первых, необходимо учитывать контекст войны. Великая Отечественная война была крайне жестокой и кровопролитной, и потери несли обе стороны. Во-вторых, необходимо сравнивать потери в операциях, которыми руководил Жуков, с потерями в операциях, которыми руководили другие советские военачальники.
И вот тут, кого не ставь рядом с Георгием Константиновичем, у последнего потери всегда оказывались значительно меньше, а добивался он успехов при этом, больше. Причём, если читать приказы Жукова, то во всех них прослеживается одна деталь – он везде запрещал атаки «в лоб», и старался сделать так, чтобы его войска научились маневрировать и бить врага только в слабые места. Так же, перед каждой операцией, Жуков вводил драконовские меры по сокрытию передвижений и расположению своих войск, и противник до конца не знал, где Георгий Константинович начнёт его бить.
Историк Алексей Исаев в своих лекциях сравнивает в своих лекциях действия Жукова и других маршалов, и статистика говорит нам о том, что потери у Жукова в процентном соотношении к численности войск, всегда были ниже: и в катастрофическом 41-м году и в победном 45-м.
Ржев и Зееловские высоты
Безусловно, в деятельности Жукова были и ошибки, и неудачи. Но обвинять его в бездумном отношении к жизням солдат – это грубая ложь и клевета. Например, самая кровопролитная операция советских войск – Ржевская битва, где по подсчётам даже «про советских» историков потери были 1/6.
Жуков действительно командовал тогда войсками, но если рассмотреть эту битву чуть пристальнее, то Георгий Константинович только начал её подготовку, а потом был переброшен под Сталинград, где виртуозно разгромил фашистов. Вернулся же он под Ржев, когда план операции был готов, и ему оставалось только в него внести какие-то коррективы. «Жуковской» подготовки к операции – залога успеха – по сути, там не было: не были расширены плацдармы на Волге, и не была проведена операция по запутыванию противника.
Под Зееловым тоже не было кровопролитных атак. Главным тогда было связать немецкую группировку боем, чтобы профессиональные солдаты вермахта не смогли отойти в Берлин. Случись это, и бои за столицу Германии шли бы многие месяцы, а так логово фашизма советские войска взяли всего за 2 недели.
Да и не штурмовали Зееловские высоты советские солдаты «в лоб» широким фронтом. Они пробились в тыл, а потом филигранно отрезали их от Берлина.
Операции, спасшие тысячи жизней
Где показательно раскрылся весь полководческий талант Георгия Жукова, так это во время знаменитой операции «Багратион» в 1944 году, по освобождению Белоруссии: она считается одной из самых успешных и наименее кровопролитных наступательных операций советских войск. Благодаря тщательному планированию и грамотному взаимодействию различных родов войск, советские войска сумели нанести сокрушительное поражение немецкой группе армий «Центр» при относительно небольших потерях.
Другой пример – Висло-Одерская операция 1945 года, в ходе которой советские войска стремительно продвигались к Берлину, нанося врагу огромные потери. Жуков умело использовал фактор внезапности и массированное применение артиллерии, что позволило избежать больших потерь среди советских солдат.
Эти и другие примеры свидетельствуют о том, что Жуков был не «мясником», а талантливым полководцем, умевшим беречь жизни своих солдат и добиваться побед с минимальными потерями.