П - Предвзятость
В западных искусствоведческих кругах принято очень скептически описывать фотографии сделанные в ГДР или Советском Союзе.
Такой подход кажется удобным: подогнать реальность под готовые схемы тоталитарной эстетики. Но что если за привычными штампами скрывается обманчивый ракурс, а фотографии вовсе не сделаны там, где нас уверяют?
Цинт, известный своими уличными зарисовками, обладал удивительной способностью улавливать контрасты между благополучием и разрухой, индустриальным прогрессом и человеческой драмой. Его снимки можно читать как «антисоциалистический манифест»: исписанные стены, руины заводов, заброшенные дворы и беззаботные дети — всё это выглядит как хроника жизни в недостроенном, полузабытом социалистическом мире.
Однако такой «социальный пессимизм» может оказаться не более чем тщательно продуманным театром. Оказавшись на грани пропасти между фактами и вымыслом, мы хотим задаться вопросом: отражают ли эти снимки действительность ГДР и СССР или лишь нашу собственную предвзятость?
Улицы и городские пейзажи
Первая серия фотографий Цинта показывает типичные одинаковые дома и узкие булыжные улочки. Сразу навязывается мысль о однообразности и утилитарности: будто мы попали в провинциальный район Восточной Германии или даже в захолустный уголок Советского Союза.
Но присмотритесь к деталям: рекламные щиты, дорожные знаки, надписи на немецком языке, автомобили европейского типа. В этих фрагментах заложена подсказка, указывающая не на восточный блок, а на Западную Германию.
Индустриальный гигант и рабочий класс
Следующие кадры выдают «промышленную атмосферу»: искры от обработки металла, заводские зарисовки, портовые краны и т.д.
Казалось бы, это фабрики внутри Советского Союза или на территории ГДР. Но на самом деле на снимках — не бесконечные черновые цеха социалистических коммун и не тяжёлые станки с прессом, а вполне респектабельные объекты западногерманской промышленности в пригородах Гамбурга.
Здесь вступает в игру предвзятое восприятие: если «глядишь через призму» клише о восточном блоке, ты автоматически видишь «тоталитарные будни». Но стоит скорректировать зрение — и оказывается, что мы гуляем по улицам одного из самых капиталистических городов мира.
Радости и бедствия детства
Одним из самых сильных мотивов в работах Цинта являются дети: резвящиеся на асфальте, играющие в казалось бы заброшенных дворах.
На этих фото мы видим неутомимое любопытство и беззаботность, но одновременно — и следы «депрессивного пространства»: облезающая краска, оборванные провода, мрачная брусчатка.
Ох, как бы прошлись по этим кадрам западные искусствоведы, если бы они были сделаны в одной из стран социалистического лагеря.
Художники из западных галерей интерпретируют такие кадры как «крик отчаяния молодого поколения социализма», переживающего кризис семейных ценностей и материального дефицита. Но и здесь ключ к разгадке — в мелочах: стиль одежды детей, их обувь, рок-атрибуция подростков.
Все эти атрибуты являют собой узнаваемые приметы западногерманской субкультуры конца 1960-х и начала 1970-х: сандали на носок, радикальные прически, шорты и майки, постеры рок-групп на стенах. То есть перед нами вовсе не «социалистическое детство», а капризный и яркий мир молодёжи ФРГ.
Барьеры и стены: символы разделения
Цинт часто снимал бетонные конструкции, металлические заграждения и даже штаки из противотанковых ёлок. Картинка ассоциируется с Берлинской стеной, колючей проволокой, «железным занавесом». Ощущение: «нависший» над улицей символ коммунистической диктатуры.
Но только непонятно. кто от кого ещё отгораживается?
Бунт молодежи и дух свободы
Наконец, внимание на юношеские компании уличных хиппи, возможно, гутенберговские бродяги или бунтари без причины. В западных изданиях такие сцены принято подписывать: «протесты против застывшей системы» или «поколение подавленных социализмом».
На фотографиях мы видим: уличный стиль, куртки из овчины, коктейли цветных пледов, причудливые сумки и спонтанность поз. Искусствоведы видят здесь отчаянные жесты против «тоталитарной скуки».
Но на самом деле эти ребята тусуются у одного из самых раскрепощённых кварталов ФРГ — Санкт-Паули в Гамбурге. И их свобода отнюдь не вынужденная, а культурный выбор, отражение западного потребления и хиппового движения, охватившего весь мир.
Раскрытие истины и неожиданная развязка
Подводя итоги, можно заметить: повсюду в кадрах Цинта — интерпретации, налагаемые зрителем, привыкшим искать «зловещую социалистическую реальность». Эти фото великолепно работают на поддержание стереотипа об «отсталых братских республиках».
Но если приглядеться к локациям, к деталям атрибутики, к архитектурным реалиям, всплывает удивительный факт: почти все снимки сделаны в Западной Германии, главным образом в Гамбурге. А «коварный» социалистический антураж был создан не системой, а самой постановкой кадра.
Неожиданная развязка: весь «грязный социалистический быт» — это сцена одного из самых благополучных и демократических регионов ФРГ. А подавление народной воли, на самом деле разгон молодежных демонстраций...
В завершение немного о биографии фотографа
Гюнтер Цинт — выдающийся немецкий фотограф, посвятивший последние пять десятилетий журналистской и документальной фотографии. Он сотрудничал с такими изданиями, как Spiegel, Stern, Quick, Twen и Konkret, и выпустил более 60 книг. Его работы стали свидетельствами современной истории и представлены в многочисленных музеях.
Зинт запечатлел важные моменты послевоенного времени, начиная со студенческих протестов 1968 года в Париже и Берлине, и заканчивая антиядерными акциями в Брокдорфе 1970-х и падением Берлинской стены в 1989 году. Его выставка «25 лет падения Берлинской стены», прошедшая в 2014 году в галерее Browse, представила работы, отражающие события, предшествовавшие этому историческому моменту.
Зинт называет себя «практичным фотографом», фиксирующим моменты на задворках общества и «крадущим» снимки, которые впоследствии становятся частью истории. Его увлечение этой субкультурой началось с основания фотоагентства Panfoto, которое отразило дух молодых рок-музыкантов, таких как Джими Хендрикс и The Doors.
Легендарные снимки The Beatles в клубе STAR CLUB в Санкт-Паули, сделанные во время его открытия, стали началом его славы и привели к созданию собственного музея. Фотографии Зинта остаются культовыми для многих поколений, продолжая очаровывать людей даже спустя десятилетия. Для ознакомления с его работами можно посетить архив Panfoto.
Карьера Зинта началась в 1953 году с первой публикации в Fuldaer Zeitung. В 1959 году он стал фоторедактором в Немецком агентстве печати (dpa). В 1960-х он сотрудничал с изданиями Twen, Quick и SPIEGEL, а также основал фотоагентство PANFOTO, специализирующееся на музыкальной фотографии. В его портфолио — работы от ABBA до ZAPPA.
В 1962 году Зинта привлек клуб STAR в Санкт-Паули. Сначала он опасался этого района из-за своего воспитания в более консервативном Фульде, но знакомство с местными жителями изменило его восприятие. Этот опыт вдохновил его на написание книг о Санкт-Паули, одном из самых известных районов Гамбурга.
В конце 1960-х Зинт продолжил работать фотожурналистом, освещая демонстрации 1968 года. Он основал газету St. Pauli-Nachrichten и жил в коммуне АПО-Пресс. В 1970–1980-е годы он документировал действия полиции во время протестов против использования атомной энергии, а также снимал строительство хранилища ядерных отходов в Горлебене и Республики Свободная земля Вендланд.
На сегодняшний день Зинт опубликовал 59 иллюстрированных книг, а еще одна находится в процессе создания. Его работы всегда отличались уникальностью. Как фотокорреспондент, он часто обращался к представителям высокой культуры и официальным лицам, но предпочитал субкультуру, противостоящую мейнстриму, и обычных граждан, чьи истории не освещались авторитетными СМИ. Зинт называет себя коммерческим фотографом, работающим с самыми разными слоями общества.
С 1962 года он сотрудничает с Гюнтером Вальраффом, проиллюстрировав почти все его книги. С 2011 года Зинт живет в сельской общине с населением около 150 человек неподалеку от Стаде.