Найти в Дзене
Кино и деньги

Как «Танго и Кэш» Кончаловского стал культовым фильмом вопреки всему: Бюджетный ад и боевик с бардаком

Оглавление

1. Когда всё пошло не по плану… ещё до начала 🎞️🔥

В далёком 1989 году на экраны выкатился боевик «Танго и Кэш», задуманный как обычная смесь драк, стрельбы и крутых парней. Ну, знаете — чтоб пальцы веером, пули свистят, а злодеи разлетаются, как шахматные фигуры. В общем, всё как надо. Только вот с самого начала этот фильм стал настоящим кошмаром для студии — и, одновременно, неожиданной жемчужиной на просторах бывшего СССР. Пока в США зрители скручивали лица в недоумении, советский зритель ловил восторг:

«Вот это кино! А не ваши нюни про чувства!»

Задумывался фильм, между прочим, как крепкий, но не слишком дорогой боевик. 35 миллионов долларов — таков был потолок. Но судьба и Сильвестр Сталлоне решили иначе: в итоге бюджет раздули до астрономических по тем временам 55 миллионов. Это позволило «Танго и Кэш» попасть в ТОП-10 самых дорогих фильмов на момент выхода. Для сравнения: «Индиана Джонс и последний крестовый поход» стоил меньше, а «Назад в будущее 3» с его 40 миллионами вообще выглядит как малобюджетная мелодрама про любовь старшеклассников.

Первой знатной дырой в корабле стал уход Патрика Суэйзи. Именно он должен был сыграть Кэша. Но парень сбежал буквально накануне съёмок, соблазнившись проектом «Дом у дороги». Видимо, решил, что быть главным героем — приятнее, чем стоять в тени у Сталлоне. Но звёзды сошлись: срочно подпрыгнул Курт Рассел — тогда ещё не звезда «Стражей Галактики», но уже вполне солидный актёр. Он заменил Суэйзи с той же лёгкостью, с какой голливудские сценаристы штампуют концовки со взрывами.

К сожалению, на этом везение закончилось. Сталлоне, у которого, видимо, всегда была потребность быть не только героем, но и соавтором, решил переписать сценарий... прямо во время съёмок. А когда понял, что одному не справиться — подтянул сценариста «Смертельного оружия». Хотел получить такой же бодрый, ироничный боевик. В результате на площадке царила творческая анархия, где каждый второй был режиссёром, а каждый третий — монтажёром. При этом сами режиссёры регулярно вылетали с проекта, как студенты с зачёта по матану.

2. Кто здесь вообще главный?! 🎥🤯

Официальным режиссёром «Танго и Кэш» значится Андрей Кончаловский. Да-да, наш человек в Голливуде! После своего мрачного, но стильного «Поезда-беглеца» (в СССР он шёл как «Сбежавший поезд») Кончаловский казался отличным выбором — если бы, конечно, снимали драму о судьбах. Но его пригласили снимать боевик, а потом резко поменяли правила игры. Из серьёзной истории о полицейских фильм превратился в комедийный аттракцион, где главное — не смысл, а зрелищность.

Кончаловский сопротивлялся как мог. Хотел оставить серьёзный тон, больше драмы, меньше клоунады. Но продюсер Джон Питерс был категорически «за комедию», а слухи утверждают, что и Сталлоне добавлял масла в огонь. В итоге Кончаловскому показали на дверь. Но не думайте, что его сразу заменили одним человеком. Нет-нет, кресло режиссёра стало местом паломничества.

Пока студия искала нового режиссёра, за камеру по очереди вставали продюсер Питер Макдональд (снял потом «Рэмбо III»), сам Сталлоне (куда же без него) и ещё с десяток помощников. В конце концов, чтобы соблюсти формальности и не рассориться с гильдией режиссёров, пригласили Эльберта Магноли, известного по фильму «Запах женщины». Правда, по слухам, его основной вклад — съёмка фонов: восход солнца, городские улицы, да что-то там с вертолётом. Мелочи, одним словом.

Съёмки шли, как на пороховой бочке. В прямом смысле: однажды при съёмке сцены с внедорожником его задняя часть загорелась куда сильнее, чем планировалось. Курт Рассел чуть не сгорел от испуга, а Сталлоне — буквально, ведь его волосы были ближе всех к огню. Впрочем, больше всего пострадал график: съёмки затянулись на лишний месяц, и всю финальную часть пришлось переснимать. Первоначальная концовка была камерной и спокойной. Но потом решили:

«Даешь больше взрывов, пулемётов и адреналина!»

3. Монтаж спасения и судьба постапокалипсиса 💣📼

Когда съёмки наконец закончились и студия Warner Bros. получила отснятый материал, реакция была сродни инфаркту. Всё выглядело так, будто каждый снимал свою версию фильма. Warner в панике уволила всех причастных и вызвала специалиста по «спасению» — Стюарта Бэрда. Тот, к слову, потом сам стал режиссёром и снял «Приказано уничтожить».

Бэрд, просмотрев хаос, позвал ещё одного монтажного гуру — Стюарта де Бурга. Вместе за неделю (!) они склеили из всего этого безумия что-то более-менее стройное. Так, буквально на финишной прямой, «Танго и Кэш» получил шанс на жизнь. В прокате фильм собрал 64 миллиона при бюджете в 55 — по тем временам не провал, но и не триумф. Однако на видеокассетах фильм рванул! У нас в каждом втором доме стоял VHS с надписью «Tango & Cash» — и пленка была затёрта до дыр.

Спустя годы, Сталлоне предложил Курту Расселу сняться в «Неудержимых». Тот отказался. По официальной версии — не хотел возвращаться к боевикам. По неофициальной — вспоминал, как Сталлоне тогда перетягивал одеяло на себя, командовал всеми подряд и вёл себя как режиссёр, сценарист и продюсер в одном лице. И вообще, кто хочет второй раз гореть в горящем джипе ради старых времён?

Интересно, что сегодня Сталлоне продолжает снимать боевики и не стесняется быть центром внимания. А Курт Рассел спокойно гоняет в «Форсаже» и защищает вселенную в «Стражах Галактики». Видимо, с экшеном у него проблем нет — просто с некоторыми партнёрами не по пути.

🎞️ Итог: «Танго и Кэш» — это фильм-хаос, фильм-чудо и фильм-классика одновременно. Он пережил предательства, пожары, смену капитанов и творческий апокалипсис. Но выжил, стал любимцем миллионов и до сих пор цитируется. И всё это — благодаря (или вопреки?) Сильвестру Сталлоне, Курту Расселу и огромной куче людей, которые искренне пытались сделать кино… но вышло, как всегда — случайный шедевр.

📼 А вы уже пересматривали «Танго и Кэш» в этом году?