Между римскими холмами Квириналом, Виминалом, Эквилином и Циспием находился самый скандальный квартал древнего города — Субура. Название, вероятно, произошло от этрусского слова «spura», означающего «город». Когда Рим начал расширяться и поглощать окрестности, район оказался в черте города и стал густо застраиваться дешёвым жильём — в основном многоэтажными доходными домами. В отличие от знатных патрициев, предпочитавших селиться на возвышенностях, Субура располагалась в низине и быстро превратилась в прибежище простолюдинов, мигрантов и криминальных элементов.
Поэт Марциал называл Субуру «громогласной», а его коллега Ювенал — «кишащей». Здесь жизнь била ключом и не прекращалась ни на миг. В уличных лавках можно было найти и самые дешёвые продукты, и подделки под роскошные товары — порой умело изготовленные на месте. Один из героев эпиграмм Марциала насмехается над модницей, у которой и парик, и зубы, и даже брови оказались куплены в Субуре — по сути, это римский аналог современной иронии о дешёвом ширпотребе.
Те же улицы были излюбленным местом жриц любви и пронырливых мошенниц, которых Марциал в стихах называет «учительницами страсти», способными лишить клиента не только разума, но и последней монеты. А Гораций поселил в этом районе свою литературную ведьму Канидию — мрачную фигуру, похищающую младенцев и глумящуюся над могилами. Атмосфера Субуры, как видно, не вдохновляла на пасторали.
Субура была грязной, шумной, многолюдной — здесь вперемешку находились рынки, питейные, лупанарии, мастерские и самые настоящие притоны. В этом пёстром квартале жили выходцы из разных концов империи, включая евреев, собиравшихся на молитвы в местной синагоге. Даже несмотря на то, что Субура находилась в шаговой доступности от Форума, её старались обходить стороной. Не только представители знати, но и простые римляне предпочитали не задерживаться здесь после заката.
И не зря. В сатирическом романе «Сатирикон» Петрония главный герой теряется в Риме, после чего попадает в Субуру и оказывается на грани насилия со стороны «почтенного мужчины», заманившего его в закоулки. Лишь физическая сила спасает героя от печального исхода.
Однако местные к такому быту были привычны. Улицы Субуры кишели бандами, наёмными убийцами и ворами. Именно здесь процветал крупнейший в Риме чёрный рынок, где можно было купить украденное или нанять кого-то для сомнительных дел. Товары здесь выбирали и рабы, которых хозяева отправляли за провизией — понятное дело, подешевле.
Типичным жилищем для обитателей района были инсулы — тесные многоквартирные дома без удобств. На нижних этажах располагались термополии — закусочные, где предлагалась дешевая еда. Готовили прямо на месте, так что запахи поднимались до самых верхов. Жизнь здесь была непростой: антисанитария, шум, постоянная опасность. Форум был рядом, но элита видеть соседство с трущобами не желала — и ещё во II веке до н.э. возвели специальную стену, чтобы скрыть вид на Субуру.
Тем не менее, даже в этом квартале жила история. Известная римская семья Юлиев, к которой принадлежал сам Юлий Цезарь, владела здесь домом задолго до превращения района в трущобы. Цезарь вырос в Субуре и покинул её только после назначения верховным понтификом. Его политические оппоненты нередко вспоминали об этом, упрекая в «плебейских привычках». Но, возможно, именно уличная закалка и знание жизни простого люда сыграли не последнюю роль в взлёте Цезаря к вершинам власти.
Теперь ты знаешь больше! Ставь лайк и подписывайся на канал, чтобы проводить время в интернете с пользой!