Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Расшифруй себя: почему мы делаем то, что делаем (и как это изменить)

Разбор полетов собственного поведения? Многим это кажется пыткой, превращением живого человека в бездушный механизм. «Я же не робот, у меня свобода воли!» – воскликнем мы. Но вот парадокс: именно попытка спрятаться от закономерностей наших поступков за ширмой «свободной воли», понятой как чистая случайность, и делает нас марионетками собственных неосознанных импульсов. Картина, где наши действия – результат работы генератора случайных чисел, куда более механистична, не правда ли?

На самом деле, ключ к подлинной свободе и осознанности – в понимании «почему» и «зачем» мы поступаем так, а не иначе. Это не про то, чтобы навесить ярлыки, а про то, чтобы увидеть внутреннюю логику наших, порой самых иррациональных, действий. И здесь нам на помощь приходит внимательный взгляд на то, как устроено наше поведение.

Три кита наших поступков: контекст, действие, результат

Представьте: что-то щелкает внутри или снаружи – событие, мимолетная мысль, телесное ощущение (это контекст, спусковой крючок). В ответ мы что-то делаем – кричим или молчим, скроллим ленту в соцсети, грызем ногти, или даже отчаянно убеждаем себя, что «все в порядке» (это наше действие, видимое или совершенно внутреннее). И тут же, немедленно, получаем некий результат: мгновенное облегчение, порцию внимания, уход от дискомфорта, подтверждение своей правоты (это тот самый «пряник», который закрепляет поведение).

Главный вопрос здесь не «что я опять натворил?», а «какую функцию это действие выполнило для меня прямо сейчас, в этом контексте?». Возможно, оно помогло на секунду снизить тревогу? Или позволило избежать неприятного разговора? Понимание этой функции – первый шаг к изменениям.

Внутренний мир – тоже поле битвы (или сотрудничества)

Важно помнить: наши мысли и эмоции – это не просто пассивный фон. Они активные участники драмы:

  • Они могут быть тем самым контекстом: тревожная мысль («я не справлюсь») запускает целую цепочку избегающих действий.
  • Они могут быть самим действием: самокритика, мысленное «пережевывание» обид – это активные внутренние процессы, которые мы совершаем.
  • Они могут быть и результатом: после вспышки гнева (действие) может прийти волна вины (результат, который, в свою очередь, может стать новым контекстом для самонаказания).

Замкнутый круг: как «пряники» становятся новыми триггерами

Самое интересное, что полученный «пряник» (например, временное затишье тревоги после очередной проверки почты) часто становится новым триггером для следующего круга того же поведения. Так сплетаются целые цепи привычек, которые мы потом с удивлением обнаруживаем у себя.

Возьмем классическую прокрастинацию. Контекст: сложная задача + мысль «это слишком трудно, я не справлюсь» + неприятное ощущение в теле. Действие: срочно нужно проверить новости, выпить кофе, посмотреть «всего одно» видео. Результат: кратковременное облегчение, отсрочка столкновения с дискомфортом. И вуаля – ловушка захлопнулась! Чем чаще мы получаем этот маленький «пряник» облегчения, тем прочнее становится путь избегания.

Не наука, а инструмент для самопознания

Такой анализ – не попытка втиснуть сложную человеческую душу в жесткую схему. Это скорее похоже на то, как мы смотрим на радугу: спектр цветов непрерывен, но мы условно выделяем семь, чтобы иметь возможность о ней говорить и понимать друг друга. Так и здесь: мы выделяем звенья поведения не ради классификации, а для практической пользы – чтобы понять, где именно находится тот самый «рычаг», потянув за который, можно что-то изменить.

От «что со мной не так?» к «что я делаю и зачем?»

И вот тут происходит самое важное: вместо мучительного вопроса «что со мной не так?» (где мы – пассивный объект с набором «поломок»), мы начинаем активно исследовать: «А что я сейчас делаю? Какую свою глубинную потребность я пытаюсь удовлетворить этим конкретным способом – например, этим избеганием неприятных чувств, этим полным слиянием с мыслями о собственной никчемности, этой болезненной реакцией на то, что кажется мне контролем со стороны других?»

Это не просто смена фокуса. Это переход от роли жертвы обстоятельств к роли исследователя и, в конечном счете, автора своей жизни. Без насилия над собой, без принудительного конструирования «правильного я», а через честное, любопытное и доброе внимание к тому, как мы живем эту жизнь – секунда за секундой. И это уже огромный шаг к реальным изменениям.

Автор: Баландина Наталья Викторовна
Психолог, Консультант

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru