Найти в Дзене
KP.RU:Комсомольская правда

О чем писала «Комсомолка» в этот день - 20 мая: «Папа Незнайки» дает урок учителям и двоечникам

1972 В интервью «Комсомолке» детский писатель Николай Носов рассказывает о том, каким должен быть детский писатель: «Цель писателя не в том, чтоб изображать без разбора все, что попадает в поле его зрения. От писателя, как и от ученого, мы ждем каких-то открытий, хотим, чтоб он указал нам на что-то новое в человеке и человеческих отношениях. Это новое не дается само в руки. Здесь от писателя требуется особенная, профессиональная наблюдательность, неусыпное внимание, постоянная нацеленность. Первоначальный жизненный материал, в виде случайно подмеченного факта, брошенной кем-то фразы, прочитанной в газете заметки, может послужить для писателя толчком к написанию рассказа, повести или романа. Для примера могу упомянуть, что замысел повести «Витя Малеев в школе и дома» возник у меня после случайно услышанного разговора двух учительниц, одна из которых сказала: «Кто отстает, тот всегда будет отставать, сколько его ни подтягивай. Он только привыкает, чтоб его тянули». Разговор шел об отстаю

1972

В интервью «Комсомолке» детский писатель Николай Носов рассказывает о том, каким должен быть детский писатель:

«Цель писателя не в том, чтоб изображать без разбора все, что попадает в поле его зрения. От писателя, как и от ученого, мы ждем каких-то открытий, хотим, чтоб он указал нам на что-то новое в человеке и человеческих отношениях. Это новое не дается само в руки. Здесь от писателя требуется особенная, профессиональная наблюдательность, неусыпное внимание, постоянная нацеленность.

Первоначальный жизненный материал, в виде случайно подмеченного факта, брошенной кем-то фразы, прочитанной в газете заметки, может послужить для писателя толчком к написанию рассказа, повести или романа.

Для примера могу упомянуть, что замысел повести «Витя Малеев в школе и дома» возник у меня после случайно услышанного разговора двух учительниц, одна из которых сказала: «Кто отстает, тот всегда будет отставать, сколько его ни подтягивай. Он только привыкает, чтоб его тянули». Разговор шел об отстающем ученике, которого ей, очевидно, надоело подтягивать.

Такой антипедагогический взгляд, высказанный к тому же учительницей, как-то задел меня. Мысль вертелась вокруг услышанных слов. Да разве плохой ученик плохо учится потому, что ему хочется плохо учиться? Чаще всего это происходит от того, что у него что-то не ладится, где-то запущено, нет собранности, усидчивости, настойчивости в достижении цели...

Мне ярко представился такой ученик, у которого нет-нет да и появляется желание, даже решимость взяться за дело и начать «новую жизнь», да вся беда в том, что решимость эта держится у него чаще всего не более одного дня. Мне захотелось показать ребятам, чего им не хватает в характере, потому что этого не хватает не только двоечнику, чтобы учиться хотя бы на твердую тройку, но и четверочнику, чтобы стать круглым отличником».

«- Существуют ли у Ваших героев реальные прототипы?

- На этот вопрос я не могу однозначно ответить.

У героя упоминавшейся мною «Повести о моем друге Игоре» есть определенный, реальный, жизненный прототип. Герои же других повестей в большинстве случаев так называемые обобщенные или собирательные образы. Ребята часто задают вопрос: «А вы встречали Витю Малеева в жизни?» Я отвечаю, что именно Витю Малеева я не встречал, но встречал многих ребят, похожих на него, и стараюсь рассказать в доступной форме, что такое обобщенный образ, что такое художественный тип.

Когда я говорю, что у моего героя прототипа нет, это не значит, что его нет совсем. Это значит, что он есть, но не в одном лице, а как бы во множестве лиц.

Казалось бы, что у такого целиком вымышленного, сказочного героя, как Незнайка, и не может быть жизненного прототипа. Но если подойти к вопросу шире, то можно сказать, что прототип у Незнайки есть. Его прототип - это ребенок, но не такой, которого можно назвать по имени и фамилии, а ребенок вообще с присущей его возрасту неутолимой жаждой деятельности, неистребимым стремлением к знанию и в то же время с неусидчивостью, непоседливостью, неспособностью удержать свое внимание на одном предмете сколько-нибудь долгое время, в общем, со всеми хорошими задатками, которые ребенку предстоит в себе укрепить и развить, и с недостатками, от которых нужно избавиться.

- Какую почту от юных читателей Вы получаете?

- ...Вот передо мной стопка писем на листочках из тетрадей, а то и просто на клочках бумаги, написанных невыработанным детским почерком и даже печатными буквами (это от дошкольников), часто украшенных собственноручными портретами полюбившихся героев книг. Уже одного вида этих писем достаточно, чтобы представить себе их автора. И он представляется мне в этот момент не шумным, неугомонным, надоедливым или шаловливым, а глубоко серьезным, задумывающимся над сложными вопросами жизни Человеком.

И когда я пишу, я вижу перед собой не только своего героя, но и своего будущего читателя. И не только в городе, где сам живу, но и в далеком таежном поселке, в горном кишлаке на краю земли, у самого синего моря или на Крайнем Севере, где, как он сообщает мне, «люди по полгода не видят солнца». Вижу его склонившимся над книгой, которую я сейчас пишу. И хочется мне сказать ему: Привет тебе, мой дорогой друг! Спасибо тебе за ту радость, которую доставляют мне слова, идущие из глубины твоего сердца! Будь счастлив! И пусть сбудутся твои мечты, твои лучшие устремления!»

Автор: Елена ПОПОВА

Автор: Татьяна АДАБАШ