Найти в Дзене

Н. Римский-Корсаков – Царская невеста, Центр оперного пения им. Г. Вишневской, реж. И. Поповски, дир. А. Торбеев

Как-то так вышло, что несмотря на любовь к опере, до сих пор не была в Центре оперного пения им. Г. Вишневской. Наконец этот пробел ликвидирован, сходила на постановку И. Поповски - «Царская невеста». Самому спектаклю много лет, однако состав, как вы понимаете, меняется: вечная русская классика - хорошая практика для молодых исполнителей в музыкальном театре. Думаю, сюжет «Царской невесты» знаком практически всем. Речь идет об историческом факте: смерти по неизвестной причине третьей жены Ивана Грозного – Марфы Собакиной, которую он выбрал из более, чем двух тысяч красивых и юных русских девушек. Сложно сказать, что случилось с Марфой, но после ее смерти последовало немало других трагедий: были казнены разные люди, которых так или иначе подозревали в приближении смерти юной жены царя. Среди них был и опричник Григорий Грязной, ставший одним из центральных персонажей оперы. Конечно то, как выглядит сюжет у либреттиста Л. Мея, не является исторической правдой, однако история получи

Как-то так вышло, что несмотря на любовь к опере, до сих пор не была в Центре оперного пения им. Г. Вишневской. Наконец этот пробел ликвидирован, сходила на постановку И. Поповски - «Царская невеста». Самому спектаклю много лет, однако состав, как вы понимаете, меняется: вечная русская классика - хорошая практика для молодых исполнителей в музыкальном театре.

Думаю, сюжет «Царской невесты» знаком практически всем. Речь идет об историческом факте: смерти по неизвестной причине третьей жены Ивана Грозного – Марфы Собакиной, которую он выбрал из более, чем двух тысяч красивых и юных русских девушек. Сложно сказать, что случилось с Марфой, но после ее смерти последовало немало других трагедий: были казнены разные люди, которых так или иначе подозревали в приближении смерти юной жены царя. Среди них был и опричник Григорий Грязной, ставший одним из центральных персонажей оперы.

Конечно то, как выглядит сюжет у либреттиста Л. Мея, не является исторической правдой, однако история получилась драматическая и волнующая. Характеры, выведенные в ней, ярки и примечательны в первую очередь благодаря музыке, написанной Римским-Корсаковым. Сопрано Марфа – светлая, жизнерадостная, созданная для счастья, но не увидевшая его, девушка и меццо-сопрано-Любаша – крестница Малюты Скуратова, любовница Григория, которая не может вынести того, что ее возлюбленный потерял голову от Марфы, - бедовая, страстная, мстительная: уже в соперничестве этих голосов и исполняемых героинями арий заложено так много. Так же как лихой, темпераментный баритон опричника Григория Грязного противостоит нежному тенору боярина Ивана Лыкова - жениха Марфы.

Никому из них не суждено испытать счастья с Марфой – даже царю, чей выбор сломал надежды и мечты и самой «царской невесты», и влюбленных в нее мужчин: зависть Любаши и яд, приготовленный лекарем Бомелием, сделали свое дело.

В Центре оперного пения весьма небольшие зал и сцена, к тому же, видимо, и полноценного большого хора не собрать из студентов и выпускников Центра: уже в программке слушателя ждет предупреждение, что хоровые сцены, в основном, опущены.

Но это никаким образом не отразилось на полноценном восприятии оперы.

Декораций как таковых очень немного: архитектурная конструкция с арками и лестницами, позволяющая тем или иным героям появляться и покидать пространство сцены - весьма простая, но эффективная, задачу свою она выполняет. Еще несколько стульев и стол: в случае небольшой сцены это не выглядит сиротливо и куце. Яркие, стилизованные под исторические костюмы героев, привлекают внимание – никаких особых находок, но и никаких потерь!

Самое главное, что певцы, участвовавшие в данной постановке, были замечательные: свежие, молодые голоса звучали очень ярко, дикция у всех хорошая, да и играли действо очень вдохновенно, искренне, с хорошей театральной энергетикой.

Больше всего понравились исполнители главных партий: Даниил Краснобаев (Грязной), Татьяна Овчинникова ( Марфа), Регина Финенко (Любаша) и исполнители партий поменьше - София Кнеллер (Домна Сабурова) и Николай Лизогубов (Бомелий). Однако и все остальные пели очень симпатично, на подъеме и с чувством.

У меня случился казус с билетом. Покупала 4 ряд, а когда вошла в зал, то капельдинер мне сказала, что 4 -й ряд – это 1-й! Не знаю, как объяснить такое, но пока опера не началась – пришлось поволноваться, ибо предпоследнее место в первом ряду – это экстремально близко к оркестровой яме. Оркестр от ряда отделяет весьма хлипкая по ощущениям перегородка, пока я и другие зрители крайних мест просачивались к цели, перегородочка пошатывалась, казалось, что вот-вот можно свалиться к музыкантам.

Пока не открылся занавес, переживала за обзор: казалось, что будут пересобранные кентавры из ног певцов и голов оркестрантов. Больше всего переживала за звук, как бы не «потерять» тех, кто поет по ситуации на другом конце сцены и не быть оглушенной отдельной группой инструментов, но все оказалось хорошо и ровно, никаких перекосов, оглушений и кентавров. Маэстро А. Торбеев и музыканты оркестра - молодцы!

Самое большое неудобство в итоге - проблема размещения ног с моим высоким ростом, однако и про это забываешь, если музыка и пение в порядке.

Неожиданно, если честно, и очень вдохновляюще. Конечно, небольшие огрехи в работе молодых певцов присутствуют, но ощущение любви к музыкальному театру и избранному ими поприщу так радует! Смотришь иной раз на усталых «звезд» - и обуревает такое уныние, что ни в сказке сказать. Планирую сходить и на другие постановки.

«Царская невеста», поклоны . Т.Овчинникова (Марфа) , Э. Сулейманов ( Иван), Д. Краснобаев (Грязной) , Р Финенко ( Любаша)
«Царская невеста», поклоны . Т.Овчинникова (Марфа) , Э. Сулейманов ( Иван), Д. Краснобаев (Грязной) , Р Финенко ( Любаша)