Найти в Дзене
Çültßmaßu

Рапунцель как трагичная фигура

Персонаж Рапунцель, изначально представленный в сборнике сказок братьев Гримм остаётся предметом культурной переработки. В массовом сознании он ассоциируется с архетипом прекрасной девушки, заточённой в башне. Однако за этим образом скрывается глубокий философский потенциал, актуализирующий вопросы свободы, тела, языка и власти. В сказке Рапунцель живёт в башне без двери и лестницы - метафора онтологической замкнутости , башня окружена дикой природой и визуально изолирована, что подчёркивает невозможность контакта с социумом. Сартр в своей книге "Бытие и ничто" описывает сознание как обречённое на свободу, но Рапунцель не обладает этой свободой: она живёт "в себе" без перехода в "для себя" В момент когда она впервые выходит за пределы башни, испытывая тревогу и когнитивный диссонанс — сцену можно интерпретировать через концепт "абсурда" Камю: соприкосновение с бессмысленным, которому ещё не найдена интерпретация. Длинные волосы, с помощью которых колдунья,или мать Готель проник
Оглавление

Введение

Персонаж Рапунцель, изначально представленный в сборнике сказок братьев Гримм остаётся предметом культурной переработки. В массовом сознании он ассоциируется с архетипом прекрасной девушки, заточённой в башне. Однако за этим образом скрывается глубокий философский потенциал, актуализирующий вопросы свободы, тела, языка и власти.

Башня как символ экзистенциальной изоляции и трансцендентального лимита

В сказке Рапунцель живёт в башне без двери и лестницы - метафора онтологической замкнутости , башня окружена дикой природой и визуально изолирована, что подчёркивает невозможность контакта с социумом. Сартр в своей книге "Бытие и ничто" описывает сознание как обречённое на свободу, но Рапунцель не обладает этой свободой: она живёт "в себе" без перехода в "для себя"

В момент когда она впервые выходит за пределы башни, испытывая тревогу и когнитивный диссонанс — сцену можно интерпретировать через концепт "абсурда" Камю: соприкосновение с бессмысленным, которому ещё не найдена интерпретация.

Волосы как символ телесности и связи с Другим

Длинные волосы, с помощью которых колдунья,или мать Готель проникает в башню — парадоксальный символ. Они как продолжение тела, но также орудие порабощения. Волосы наделены магией исцеления, что делает их объектом желания и контроля. Мерло-Понти утверждает, что тело это не объект, а способ быть в мире. Волосы Рапунцель — её единственное соприкосновение с миром.

В момент когда Рапунцель применяет волосы как защиту — но не как свободу, а как инструмент сопротивления, показывая, что её телесность ещё не интегрирована в субъектную автономию.

Готель как архетип суперэго и символ власти

мать Готель в являются метафорой контроля и нарциссического родительства.

сцена песни мультфильме иллюстрирует, как Готель манипулирует страхом Рапунцель перед внешним миром. С точки зрения Фрейда это форма подавления с помощью гипертрофированного "сверх-я".

Готель не только запрещает выбор, но и формирует когнитивную карту реальности Рапунцель. Это соотносится с лакановским "Большим Другим" — речевая структура, через которую субъект интерпеллируется как Я

Весь язык Рапунцель до побега — язык матери.

Освобождение и иллюзия субъектности

Рапунцель в финале фильма становится принцессой — происходит реставрация субъекта, но в форме новой роли: возлюбленная, дочь, правительница. Смена формы контроля не равна подлинной свободе. Аристотель в "Поэтике" говорит, что трагедия вызывает страх и сострадание, если герой страдает не по своей вине. Рапунцель — пассивный субъект, не совершающий выбора, а объект событий.

-2

Заключение

Образ Рапунцель воплощает архетип субъекта, заточённого в онтологическую и социальную структуру. Её трагедия в неспособности быть собой вне чужих языков, ролей и пространств. Башня — это не только физическое пространство, но и структура власти, дискурса и страха. Философская интерпретация выявляет в этой сказке скрытую драму человеческого существования, ограниченного нормами, заботой и даже любовью.

Литература

  • Сартр «Бытие и Ничто»
  • Камю «Миф о Сизифе»
  • Мерло-Понти «феноменология»
  • Фрейд «Я и Оно»
  • Труды Лакана
  • Аристотель «Поэтика»