Найти в Дзене
✨УльтраГузик

Древности Абхазии и Нового Афона: храм Акуача 6 век н. э.

Оглавление

Новый Афон в Абхазии примечателен не только морем, но и множеством пеших маршрутов, ведущих к различным достопримечательностям в ближайших горах. Это и смотровые площадки, с которых открываются потрясающие виды на море и горы Абхазии, и древние раннесредневековые сооружения, сохранившиеся до наших дней. Среди них руины храма святого Георгия Победоносца и руины малоизвестного пока храма Акуача.

Руины храма св. Георгия Победоносца близ города Новый Афон в Абхазии. Май 2025. Фото автора.
Руины храма св. Георгия Победоносца близ города Новый Афон в Абхазии. Май 2025. Фото автора.

На этом снимке вы можете видеть, что из себя сегодня представляет храм св. Георгия Победоносца. Это, к слову, результат раскопок. Как видите, на этом месте мало что сохранилось, в отличие от храма Акуача. Удивительно, но о храме святого Георгия знает куда как больше людей, чем о храме Акуача. Сюда ездят туристы – любители святых мест, а направление и дорогу к нему может подсказать практически любой местный житель. А вот идти к храму Акуача местные жители меня отговаривали, уверяя, что никакого храма там, куда я направляюсь, нет. И я могла бы поверить их уверениям, даже несмотря на то, что на карте он обозначен, если бы не одно обстоятельство.

Вид со случайной поляны по дороге к храму Акуача. Май 2025. Фото автора.
Вид со случайной поляны по дороге к храму Акуача. Май 2025. Фото автора.

Вот этот снимок я сделала, пройдя немного от парковки и билетной кассы, где продают билеты на Анакопийскую крепость, после посещения Анакопийской крепости и обзорной башни. Об этом на канале есть отдельная статья с обилием ярких фотографий, и при желании вы можете её прочитать. Ссылка на статью будет дана в конце этой. Итак, прогулявшись на крепость, спустившись с неё и направившись в сторону храма Акуача, я уже нагуляла аппетит и стала думать о месте для привала. На той полянке, откуда я сделала вот этот снимок пейзажа, были аккуратно сложены какие-то бетонные столбы. Я выложила из рюкзака еду и воду, положила на эти столбы свой рюкзак и села там. Место было удобное и видовое. С него был виден Главный Кавказский Хребет.

Вид со случайной поляны по дороге к храму Акуача. Май 2025. Фото автора.
Вид со случайной поляны по дороге к храму Акуача. Май 2025. Фото автора.

В этот момент я уже радовалась, что направилась гулять в поисках неизвестного храма. Новые пейзажи радовали глаз и вдохновляли продолжать путь.

Отмечу, что дорога, по которой я пошла, ведёт в том числе к обзорной канатной дороге, натянутой между Иверской горой и горой Акуи. Сюда есть указатели, на которых написано "Канатная дорога", и ни одного, где было бы написано "Храм Акуача". Пообедав и пройдя дальше по дороге, я видела, как к канатной дороге проехал автомобиль, и решила тоже подняться туда – просто посмотреть, что там, и заодно узнать, что из себя представляет канатная дорога. Забегая вперёд, скажу, что место то я фотографировать не стала, потому что была уверена, что зайду туда на обратном пути.

Поднявшись туда, я решила узнать в том числе о стоимости проезда по канатке, и, услышав, изрядно прифигела. За то, чтобы прокатиться над ущельем реки Псырцха, требуется заплатить 2000 рублей. Время в пути туда-обратно составляет 13 минут. По канатке курсирует тачанка с двумя скамейками, расположенными друг напротив друга. Мне стало интересно прокатиться на ней только в одну сторону, чтобы спуститься по той горе, новой дорогой, тем самым разнообразив свой маршрут. На самом деле до горы Акуи, куда можно приехать по канатке, ведёт та самая дорога, по которой я шла в поисках храма Акуача, но времени, чтобы там пройти, с учётом наличия у меня вечерних уроков, мне бы уже не хватило. Итак, за проезд по канатке в одну сторону мне озвучили 1500 рублей, а время в пути с обозреванием ущелья сверху в одну сторону составляет 6,5 минут. И вуаля, там можно спуститься либо к Ново-Афонскому Симоно-Кананитскому монастырю, либо к железнодорожной станции Псырцха, от которой до дома остаётся полчаса неспешной ходьбы. "Капец, полторы тысячи за 6,5 минут удовольствия!", – сказала я мысленно сама себе. Для кого эти расценки? Для жителей республики Московия? Это же как надо не ценить своё время и усилия на зарабатывание денег, чтобы взять и отдать 1,5 тысячи за 6,5 минут! Блин, это не просто дорого. Это капец, как дорого, друзья! Ну, я так считаю. Тем более, учитывая, что электроэнергия, на которой эта тачанка ходит туда-сюда, у абхазов практически дармовая из России. В общем, ушла я оттуда с мыслями, что загляну к этим парням на обратном пути и поторгуюсь. Всё равно клиентов у них не видно. Предложу за 500 рублей отправить меня на ту сторону, хе-хе. Нормально с психологической точки зрения для меня было бы заплатить за это развлечение рублей 700, в обе стороны, а в одну – 400. Ну нет там такого расстояния, чтобы 2000 или 1500 платить. Даже на 1000 рублей нет. Не знаю, откуда они такие расценки взяли, из какого космоса. Ведь даже в Приэльбрусье подъём на гондольном подъёмнике до станции Гарабаши для альпинистов, куда уже включен экологический сбор за посещение национального парка "Приэльбрусье", составляет 3000 рублей. И это не просто обзорно прокатиться, а ещё и попасть на высоту 3850 метров над уровнем моря с высоты 2300. Здесь же, а Абхазии, я сама пешком пришла к станции канатки снизу, проделав по сути работу, которую должна делать канатка. Она по-хорошему должна поднимать туристов снизу, ведь не многие могут дойти сюда пешком. Понятно, что рассчитана она на автолюбителей. Или на то, что люди поедут сюда с каким-нибудь местным гидом. То есть рассчитано на то, что люди уже потратились на то, чтобы подъехать к канатке, и как же теперь не прокатиться? Ну вот, а я прошла пешком и, можно сказать, сэкономила на такси и гиде. К тому же я и за посещение Анакопийской крепости не платила. Как, говорить здесь не буду, а то вдруг абхазы прочитают. Да, уважаемые абхазы, со всем моим к вам почтением и уважением, я считаю, вы наглеете. Ведь с моих, в том числе, налогов вам Россия поставляет халявную электроэнергию, платит вашим бюджетникам зарплату и пенсию вашим старикам, а вы меня вот так пытаетесь обирать – многочисленными входными платами к достопримечательностям, да ещё и такими высокими.

Вход на Анакопийскую крепость для взрослого стоит 300 рублей. А если я два раза туда пойду – 600 заплатить? Ага, разбежалась. Щас. Оборзели вы, уважаемые. Фиг вам, а не входная плата от меня. И канатку вашу спрячьте себе в ущелье, сами поняли, какое.

Так вот, продолжая тему. Работники этой самой канатки, услышав от меня, что я иду искать храм Акуача, сказали мне, что родились здесь и всю жизнь живут, и что никакого храма там, куда я иду, никогда не было и в помине. Храм в другом месте, и это храм святого Георгия Победоносца, где я уже побывала, а в той стороне, километрах в пяти от их канатки, есть, якобы, руины башни, но к ней, они меня уверили, не пройти, потому как она окружена колючими зарослями, которые никто не чистит.

Колючие заросли в горах Абхазии, это, друзья, скажу я вам, не шутки. Это и всевозможные шипастые кустарники, и вьющиеся растения, длиннющие и цеплючие, с острыми и тонкими иглами. Ободраться самому и ободрать и порвать одежду проще простого.

На карте храм Акуача находится всего в 2,5 километрах от этой обзорной канатной дороги. Это всего полчаса ходьбы. "Даже если там ничего нет, по пути к храму на карте обозначена какая-то обзорная площадка. Посмотрю виды. Терять мне нечего." – вот с такими мыслями и с улыбкой на устах я сказала мужчинам "До свидания" и что, может, зайду на обратном пути.

Отворот с дороги в виде тропинки, уходящей вверх по крутому склону горы, я увижу аккурат в том месте, где тропа показана на карте. Правда, выше на склоне тропа уже не так очевидна.

Вот такая живописная полянка на склоне, и тропа тут почти не читается. Май 2025. Фото автора.
Вот такая живописная полянка на склоне, и тропа тут почти не читается. Май 2025. Фото автора.

Там пасётся скот, принадлежащий, по всей видимости, семье Трапш, чьё родовое поместье расположено в этом месте, немного ниже по склону.

Родовой дом семьи Трапш. Май 2025. Фото автора.
Родовой дом семьи Трапш. Май 2025. Фото автора.

Откуда я узнала фамилию обитателей этого дома? Дело в том, что на том склоне, куда я поднимусь с дороги по тропинке, и где паслись коровы, я увидела их родовые захоронения. В Абхазии принято хоронить своих родственников на своём участке. А у частки там у жителей горной местности большие. Земли там много, а народу живёт мало. Чем выше в горы, тем меньше людей на гектар земли.

Родовое кладбище семейства Трапш. Май 2025. Фото автора.
Родовое кладбище семейства Трапш. Май 2025. Фото автора.

Итак, начиная с этого места, я двигалась строго по карте и на удивление шла по тропинке, узенькой, правда, но она вела точно, как было обозначено на карте. Без карты, друзья, я бы, скорее всего, этот храм не нашла.

Видите здесь тропинку, ведущую в лес? А она есть. Спасибо карте. Без неё не увидела бы. Май 2025. Фото моё.
Видите здесь тропинку, ведущую в лес? А она есть. Спасибо карте. Без неё не увидела бы. Май 2025. Фото моё.

Кое-где тропа просматривается лучше:

Тропинка в лесную чащу, ведущая к храму Акуача. Май 2025. Фото автора.
Тропинка в лесную чащу, ведущая к храму Акуача. Май 2025. Фото автора.

Итак, узкая, едва заметная тропиночка ныряет в чащу субтропического леса, и путник моментально попадает словно в другое измерение.

Тропа, ведущая к храму Акуача. Май 2025. Фото автора.
Тропа, ведущая к храму Акуача. Май 2025. Фото автора.

Здесь ещё ничего не говорит о том, что где-то совсем рядом есть какое-то сооружение. Но мне об этом храме рассказывал настоятель того самого храма святого Георгия. Во время моего посещения он был там, подошёл ко мне, уделил внимание и рассказал многое об истории и раскопках храма св. Георгия и о других связанных с ним храмах. Он показывал мне рукой на эту гору с той горы, где находятся руины храма св. Георгия. Вот почему я так настойчиво решила этот храм Акуача найти. Я верила, что священнослужитель не мог меня обмануть. Да и к чему на народных картах указывать храм, которого нет? Кто бы стал этим заниматься?

Одна из хозяйственных построек семейства Трапш на горе неподалёку от храма Акуача. Фото автора. Май 2025.
Одна из хозяйственных построек семейства Трапш на горе неподалёку от храма Акуача. Фото автора. Май 2025.

Я нашла храм Акуача

В момент, когда среди зарослей кустов и деревьев показалась каменная кладка, я испытала нечто, похожее на триумф.

Древняя каменная кладка просматривается среди зарослей леса. Это стена храма Акуача. Май 2025. Фото автора.
Древняя каменная кладка просматривается среди зарослей леса. Это стена храма Акуача. Май 2025. Фото автора.

Сказать, что колючие заросли не позволяют приблизиться к стенам этого сооружения, я не могу. Может быть летом, когда они разрастаются, но в мае оказалось вполне проходимо. А может быть, архимандрит Дорофей, с которым я познакомилась на месте храма св. Георгия, и его помощники не так давно чистили сюда тропинку.

Древняя каменная кладка стен храма Акуача. Май 2025. Фото автора.
Древняя каменная кладка стен храма Акуача. Май 2025. Фото автора.

Оказалось, что я подошла к храму с задней стороны. Обойдя его, я увидела вход и поляну перед ним. Сюда ведёт ещё одна тропа, с другой стороны.

Храм Акуача, 6 век н. э. Май 2025. Фото автора.
Храм Акуача, 6 век н. э. Май 2025. Фото автора.

С этого ракурса видно, что крыша храма имела такую же форму, какую имеют большинство зданий и домов – треугольную. Это сооружение не было башней, как кто-то может утверждать.

Храм Акуача, 6 век. Вид внутри. Май 2025. Фото автора.
Храм Акуача, 6 век. Вид внутри. Май 2025. Фото автора.

Видно, что в этом храме бывают, но не часто. Заросли крапивы внутри не утоптаны и, тем более, не скошены, однако, на тропе, по которой я шла сюда по лесу, были видны достаточно свежие отпечатки обуви.

Храм Акуача, 6 век. Внутри. Май 2025. Фото автора.
Храм Акуача, 6 век. Внутри. Май 2025. Фото автора.

Находиться в стенах этого древнего сооружения мне было приятно. Атмосфера там царит спокойная, умиротворяющая и благостная. И хотя время у меня было ограничено, и по моему изначально намеченному графику движения мне уже следовало возвращаться, спешить я не стала. Почему-то возникло ощущение, что мне следует здесь задержаться и побыть столько, сколько требует душа.

Храм Акуача, 6 век. Внутри. Май 2025. Фото автора.
Храм Акуача, 6 век. Внутри. Май 2025. Фото автора.

Было у меня необычное такое ощущение, что неслучайно я пришла в этот храм, что место это для избранных, и что вот мне прийти сюда требовалось непременно. А кому не надо, те и тропинку не найдут, и дождя испугаются. В тот день, кстати, время от времени шёл дождь.

Храм Акуача, 6 век. Внутри. Май 2025. Фото автора.
Храм Акуача, 6 век. Внутри. Май 2025. Фото автора.

А ещё на кантную дорогу приходила пара, парень и девушка из Новосибирска. Они сходили по дороге чуть выше канатки и пошли назад, и когда им навстречу попалась я, сказали мне буквально следующее:

– А вы знаете, что там ничего нет?

Конечно же, я не знала. У меня была карта, и на карте было показано, что там что-то есть. Ребятам я об этом сказала и карту показала. Но им, видимо, в этот храм попадать было не нужно, а я уговаривать идти со мной их не стала, ведь я не была уверена, что там будет, на месте, где на карте обозначен храм. Даже если бы там оказались непроходимые заросли колючих кустов, я бы не сильно расстроилась, ведь со смотровой поляны я увижу вот такой вид:

Вид с поляны, на которой ничего нет. По пути к храму Акуача. Май 2025. Фото автора.
Вид с поляны, на которой ничего нет. По пути к храму Акуача. Май 2025. Фото автора.

Тот случай, когда нужно прислушиваться к себе и не обращать внимания на то, что говорят окружающие и встречные-поперечные.

Возле храма я даже сделала селфи – хотела показать тем мужчинам на канатной дороге, что нашла то, чего, по их уверениям, нет. Или то, что они называют руинами башни.

Я на фоне стены храма Акуача. Май 2025. Довольная тем, что нашла его.
Я на фоне стены храма Акуача. Май 2025. Довольная тем, что нашла его.

Друзья, посмотрите сами и оцените, могла ли эта постройка быть башней. Очевидно же, что у неё была крыша, как у типичного дома:

Храм Акуача, 6 век. Май 2025. Фото автора.
Храм Акуача, 6 век. Май 2025. Фото автора.

А вот непосредственно возле самого храма виды закрыты деревьями. А храм, между прочим, расположен на вершине этой возвышенности.

Храм Акуача, 6 век. Май 2025. Фото автора.
Храм Акуача, 6 век. Май 2025. Фото автора.

Древнюю постройку я осмотрела внимательно, и внутри, и вокруг обошла.

Храм Акуача, 6 век. Май 2025. Фото автора.
Храм Акуача, 6 век. Май 2025. Фото автора.

Вот это отверстие в стене, мне показалось, что могла служить дымоходом, и что ниша внутри храма раньше была камином.

Храм Акуача, 6 век. Май 2025. Фото автора.
Храм Акуача, 6 век. Май 2025. Фото автора.

Окошко над нишей тоже похоже на дымоход. Я, конечно, могу ошибаться. Исторические документы об этом храме я не искала, и если вдруг эту статью прочтёт какой-нибудь историк, изучавший в том числе древние храмы в окрестностях Нового Афона в Абхазии, и опровергнет мои предположения, я могу внести коррективы в текст этой статьи.

Дорога домой

Что же, теперь, когда я показала вам фотографии храма Акуача, пойдёмте обратно. Времени, как вы понимаете, я потратила здесь больше, чем планировала. Я даже устроила здесь ещё один привал с небольшим перекусом, устроившись на бревне под деревцем, с видом на храм.

Вид на обратной дороге от храма Акуача. Май 2025. Фото автора.
Вид на обратной дороге от храма Акуача. Май 2025. Фото автора.

Дорога теперь будет всё время на спуск, и я приму решение не идти по ней пешком, а спускаться лёгкой трусцой. Так получится заметно быстрее.

Вид на обратной дороге от храма Акуача. Май 2025. Фото автора.
Вид на обратной дороге от храма Акуача. Май 2025. Фото автора.

Поскольку я уже решила спешить, на канатную дорогу я заходить не стану и фотографии оттуда в этот раз вам не покажу, друзья. Вы уж меня простите, пожалуйста. Да, двигаться вниз трусцой я буду намного, очень намного быстрее, чем шла туда пешком, делая массу остановок то тут, то там. Сбиваться с этого ритма я уже не захочу. Парковку на развилке к Анакопийской крепости я достигну очень скоро.

Вид со смотровой площадки на автомобильной парковке, от которой одна дорога ведёт к Анакопийской крепости, а по другой можно дойти до храма Акуача. Май 2025. Фото автора.
Вид со смотровой площадки на автомобильной парковке, от которой одна дорога ведёт к Анакопийской крепости, а по другой можно дойти до храма Акуача. Май 2025. Фото автора.

Вниз от парковки я так же продолжу спускаться бегом, и это сэкономит мне целых полчаса до начала работы, так что я ещё забегу на пляж, где успею искупаться в море и немножко полежать под солнышком, которое, после череды дождиков, будет жарко греть.

Чёрное море в Абхазии в мае 2025. Фото автора.
Чёрное море в Абхазии в мае 2025. Фото автора.

Это было удивительно, ведь ещё по пути к храму я буду идти в куртке и даже буду прятаться и пережидать дождь под густыми кронами деревьев в чьём-то саду.

Вот в таком месте я укрывалась от дождя – тут деревья образовали такую крышу, что совсем не капало.
Вот в таком месте я укрывалась от дождя – тут деревья образовали такую крышу, что совсем не капало.

Ну что же, друзья, на этом наша прогулка-разведка к храму Акуача подошла к завершению. Прочитав моё повествование, вы теперь знаете наверняка, что он там есть, и что тропа, указанная на карте Organic maps, вас точно туда приведёт.

-29

Если статья была полезна, ставьте лайк.

Поблагодарить автора вы можете тут.

Прочитать об Анакопийской крепости и посмотреть яркие фотографии, сделанные там, вы можете здесь.

Ещё больше фотографий Анакопийской крепости и храма на её территории – в этой статье.

Об увлекательном и живописном маршруте к паровозику на горе Акуи:

Вам так же может быть интересно: об экскурсиях на озеро Рица, и стоит ли туда ехать

Вам может быть полезно узнать:

О том, что по Абхазии можно перемещаться на современном комфортабельном электропоезде

И ещё:

про варианты бюджетного и комфортного жилья в Абхазии