Три теории обучения взрослых:
1. Андрагогика: упор на опыт
2. Трансформационное обучение: выявляем точку зрения и создаем озарения
3. Эмпирическое обучение: реальный опыт рождает понимание
1. Андрагогика: упор на опыт
В основе теории андрагогики лежат особенности взрослых учащихся, а также идея о том, что взрослые полагаются в процессе обучения на свой накопленный опыт. Сама теория была разработана Малкольмом Ноулзом в 1970-х годах. Согласно Ноулзу, есть шесть ключевых отличий взрослых учащихся от детей:
1. Потребность в знаниях. Взрослые учатся, когда видят непосредственную необходимость в знаниях. Когда обучение напрямую связано с решением реальных проблем, оно становится более эффективным. Например, экономист перешёл из небольшой компании на работу в крупную международную корпорацию. В новой должности ему приходится сталкиваться с новыми задачами, которые требуют дополнительных знаний и навыков, в частности знать системы налогообложения и законодательства других стран. Сотрудник записывается на специализированные курсы по правовым аспектам ведения бизнеса за рубежом — это позволит ему повысить свою квалификацию и стать более ценным специалистом.
2. Самосознание учащегося. У взрослых высокий уровень самосознания, и они предпочитают самостоятельно выбирать, что и как учить. Важно дать им эту возможность. Например, предложить сотрудникам выбрать формат обучения: вебинары, онлайн-курсы или живые семинары. Это повысит их вовлечённость и ответственность за результат.
3. Жизненный опыт. Использование жизненного опыта учащихся в образовательном процессе — это ключевой принцип андрагогики. Например, в тренинги можно включать задания, где сотрудники делятся своими текущими задачами и обсуждают, как применить новые знания в реальных ситуациях.
4. Готовность учиться. Взрослые более мотивированы, когда обучение связано с их личной и профессиональной жизнью. Например, курсы повышения квалификации, которые помогут сотрудникам продвинуться по карьерной лестнице, вызовут больший интерес и готовность учиться. Важно демонстрировать учащимся, как новые знания помогут им достичь личных и профессиональных целей.
5. Отношение к учёбе. У взрослых прагматичный подход к обучению. Они хотят знать, как полученные знания можно применить на практике. Обучающие программы должны быть максимально прикладными и содержать примеры реального использования знаний: разборы кейсов, практические задания и проекты, которые можно сразу применять на работе.
6. Мотивация учиться. Мотивация взрослых к обучению может быть внутренней и внешней. Внутренняя связана с личными целями и стремлением к самосовершенствованию. Внешняя может включать карьерный рост, повышение зарплаты или признание со стороны коллег. Для эффективного обучения важно учитывать оба типа мотивации: как совершенствование, так и применение новых навыков для достижения карьерных целей.
2. Трансформационное обучение: выявляем точку зрения и создаем озарения
У всех бывают озарения. Некие вспышки вдохновения, которые позволяют взглянуть на реальность под другим углом. Крупицы мудрости, которые меняют наши жизненные установки. Глубокие осознания, которые пробивают устоявшиеся убеждения и условности.
Всё это трансформационные процессы, которые выводят наше сознание на новый уровень. Мы должны стараться создавать такие моменты в обучении: они позволяют встряхнуть ум, вызвать сильные эмоции и оставить незабываемые впечатления. Часто такие моменты способны радикально изменить образ мыслей, точку зрения, отношение к вопросу и шаблоны поведения — то есть запустить те самые «трансформации».
Теория трансформационного обучения объясняет, как взрослые учатся через такие озарения. Теория основана на мнении, что обучение происходит, когда новые знания накладываются на старый опыт или старые представления рассматриваются в новом свете.
Выявляем точку зрения и создаем озарения:
• Выявление дилеммы или кризиса. Речь идет о моменте, когда мы осознаем, что все это время придерживались ложного мнения или не знали чего-то важного. Обычно это толкает нас на поиски новой информации или пересмотр системы мышления. Осознать, что мы чего-то не знали или в чем-то ошибались — это всегда кризис, который выводит нас из зоны комфорта. Указывайте учащимся на то, чего они не знают — это подогреет их любопытство пройти ваш курс.
• Определение личной выгоды. На обучение нас вдохновляет личная выгода — ответ на вечный вопрос: “А что у меня за интерес в этом деле?” С самого начала обучения важно создать и поддерживать правильный контекст — личный, профессиональный или социальный — который будет подогревать интерес учащихся. Чтобы мотивировать взрослых, дайте им возможность представить будущие плоды своих трудов.
• Критическое мышление. Ваши учащиеся — разумные, рациональные люди, у них свой жизненный и образовательный опыт. Поэтому нужно создавать моменты рефлексии, чтобы они могли пересмотреть свои убеждения и взгляды. Дайте людям возможность разобраться со своими чувствами и осознать, над чем нужно работать — тогда они с гораздо большим желанием будут впитывать знания.
3. Эмпирическое обучение: реальный опыт рождает понимание
Дэвид А. Колб выделяет четыре стадии цикла эмпирического обучения:
1. Практический опыт. Взрослые лучше всего учатся за пределами привычной классной комнаты. В результате практического обучения человек обретает мощный опыт, который он не забудет. В качестве примера можно назвать кинестетическое обучение (обучение через симуляции, которые требуют физических действий), а также обучение, которое вызывает сильный эмоциональный отклик (реалистичные сценарии, которые выявляют причинно-следственные связи).
2. Рефлексивное наблюдение. Взрослым нужно постоянно прокручивать и осмысливать собственный опыт — это позволяет нам извлекать уроки и обретать знания. Поэтому после практического обучения людям нужно дать время для рефлексии, чтобы они могли понаблюдать за процессом со стороны, проанализировать процессы и процедуры. Для этого можно использовать демонстрации, разборы кейсов и упражнения с четким сценарием.
3. Абстрактная концептуализация. Секрет успеха эмпирического обучения в том, что учащийся начинает на основании своих рассуждений выводить абстрактные концепции, обобщать идеи и осознавать их связь с реальностью. Разрабатывайте упражнения, которые позволят учащимся попрактиковаться в критическом мышлении, чтобы они научились формулировать концепции и процедуры.
4. Активное экспериментирование. Ролевые игры, стажировки и другие практические задания позволяют учащимся применять свои знания и действительно «учиться через действие». В результате экспериментирования рождается опыт и цикл эмпирического обучения возобновляется.