Дослушал наконец большую во всех отношениях книгу – роман «Диктатор» Сергея Снегова. 31 час 37 минут – время, потраченное на книгу. 31 час 37 минут, за которые бесконечно благодарен автору, Сергею Снегову, и чтецу, Сергею Чонишвили. 31 час 37 минут величайшего потрясения – буря эмоций в океане мыслей. Давно не испытывал ничего подобного. До сих пор буря внутри меня не утихла. Спасибо подписчикам за рекомендацию!
Сюжет
Там, на планете в сопряжённом с Землёй мире, раздираемой войнами, уничтожаемой вибрационными снарядами и мощными метеогенераторами, диктатор Гамов мощной рукой остановил войну. Как два его крыла, два министра — Террора и Милосердия — стоят за его спиной. Превозносимый и проклинаемый, любимый и ненавидимый, изобретающий невероятные, издевательские казни для своих противников и ценой голода собственного народа спасающий детей своих врагов, обожествлённый и объединивший планету под своим началом, он организует суд над самим собой за всё то зло, что причинил, добиваясь всеобщего блага, устами министра Террора приговаривает себя к смерти…
Это аннотация с сайта fantlab.ru. Довольно близко к содержанию. Но главное содержание не в том, что и как делал диктатор Гамов для уничтожения зла в своём мире, а в том, как убедить этот мир сделать так же. Вот только стараниями Гонсалеса посланцем новых идей выступает не их создатель.
Жанр
На первый взгляд, это фантастика про параллельный мир, раздираемый бесконечными войнами. Противоборствующие армии оснащены метеоустановками, насылающими на врага ураганы и ливни, импульсным, электронным и вибрационным оружием. Главный источник энергии – сгущённая вода. Но это всего лишь внешний фон, атрибутика.
Уже в названии чувствуется намёк на спор с трактатом Макиавелли «Государь». Как известно, одним из первых мест работы Снегова была кафедра философии одесского физхима. Наука и философия (не марксизим-ленинизм) тесно переплетаются в его произведениях. В романе «Диктатор, или Чёрт на нашего Бога», пожалуй, тематические приоритеты представлены в таком порядке: философия, наука, религия. Да, без религиозных исканий и здесь не обошлось.
В общем, жанр можно определить как философско-фантастический роман. К научной фантастике добавляется изрядный пласт социально-политической. А композиционно – рассказ-воспоминания попаданца из мира параллельного в наш мир.
Спор с Макиавелли
В трактате «Государь» проповедуется идея оправдания любых целей для достижения власти: государь вправе делать всё, что укрепляет его правление.
В романе «Диктатор» доказывается, что власть – лишь средство достижения всеобщего блага, а даже необходимые для этого жестокость и насилие не могут быть оправданы.
Макиавелли называет три правила государя: близость правителя к народу, поддержка слабых союзников и устранение сильной оппозиции.
Диктатор Гамов благодаря своим действиям и речам становится необыкновенно популярен – вначале среди солдат, затем у всего народа Латании и наконец во всём мире. Вроде бы первое правило государя соблюдено. Однако уже при вступлении в должность он начинает политику избавления от союзников, а позднее выступает за поддержку… врагов. И в среде оппозиции он не ищет слабых, на которых мог бы положиться, а наоборот, завоёвывает доверие самых сильных – тех, кто из врагов превращаются если не в друзей, то в единомышленников или союзников.
Макиавелли много говорит о войне как о главном, а может, единственном способе достижении власти в государстве. Воевать надо как с внешними, так и внутренними врагами.
Гамов настаивает, что война бесчеловечна и преступна в любом случае. Следовательно, надо уничтожить любые возможности к её возникновению. Философы, писатели и журналисты должны перестать культивировать культивировать героизм и мужество в любых связях с войной. В политической деятельности надо установить запрет на военные действия.
Вот ещё важнейшие положения трактата «Государь»:
Государь должен гармонично сочетать щедрость и скупость
Успешный государь может использовать жестокость в свою пользу
Успешный государь знает, когда использовать обман и скрыть его
Государь должен иметь хороших советников
Действуйте — не полагайтесь на случай
Гамов и члены «Ядра» (его сподвижники) вроде бы данных положений в своей деятельности придерживаются. Но основа их политики – нарушений правил. Вместо жестокости – свирепость. Террор обязательно рука об руку, плечом к плечу с милосердием.
Опыт предшественников Гамов игнорирует, но хитрость как главное оружие государя порой использует. Впрочем, его хитрости – это игра, превращение политики в театральное действо.
Первая публикация романа состоялась в 1996 году, хотя, как утверждают в издательстве «Азбука», создавался он в последние пять лет существования СССР. Спорить бессмысленно. Возможно, он задумывался Снеговым ещё в далёком лагерном прошлом. Между прочим сцены заключения и особенно суда настолько яркими мог изобразить только человек, их на себе испытавший. А Сергей Снегов (Козерюк, он же Штейн) действительно прошёл через все круги ГУЛага (или, более правильно, ГулАДА). Прошёл, но не стал антисоветчиком. «Диктатор» аполитичен, если можно так сказать о произведении, где политика составляет большую часть сюжета.
А вы читали «Диктатора»? Согласны с его идеями? А может, хотите поспорить?