Как мы помним в самом начале войны как российская, так и украинская армии использовали лишь «классические» бесилотники с крыльями, а также квадрокоптеры китайского производства, в течении минимум года они в основном вели разведку и использовались для корректировки артиллерийского огня. Но время шло, и военная мысль не стояла на месте. Тот факт, что украинская армия никогда не сможет иметь преимущество над российской в количестве артиллерии и боевой авиации, заставляло украинцев придумывать способы ассиметричных ответов. Было принято решение компенсировать свои слабы стороны с помощью массовой организации подразделений беспилотной авиации. Благо их содержание было на несколько порядков дешевле, чем содержание артиллерийских подразделений и тем более авиации. Источником финансирования для будущих новых формирований стал фонд UNITED 24 – международная структура, занимающаяся сбором средств для Украины в мире. Пафосный фонд включил в состав своих послов массу американских знаменитостей. На сегодня сумма собранных фондом пожертвований не далека от одного миллиарда долларов. FPV-дрон же стоит менее тысячи. Проект стартовал в июле 2022 года. В историю он войдёт как «Армия дронов». Главным секретом его успеха стало, то что частный фонд «UNITED 24», в отличие от государственной структуры, был лишён коррупции и бюрократии.
По итогу к настоящему моменту через созданный учебный центр «Бориветер» прошло 24000 украинских военных, обучавшихся там по 12 программам, составленным исходя из новаторского украинского боевого опыта и пресловутых стандартов НАТО. В 2023 году, на волне успешных действий украинских беспилотников, был сделан организационный прорыв — в составе бригад началось формирование рот ударных беспилотных авиационных комплексов. Почти сразу же они стали основным боевым средством в большей части бригад. Логично, что в том же 2023 году начался резкий рост количества применяемых FPV-дронов, и война необратимо изменилась. За «Армией дронов» стояли гражданские, и это не могло не сказаться на подходах к дальнейшему развитию проекта. В системе «ДиЯ» был создан реестр операторов БЛА, и через неё отработано снабжение солдат беспилотниками и комплектующими в обход неповоротливых армейских систем снабжения. Со временем создалась мощнейшая аналитическая структура, которая оценивала эффективность применения беспилотников. В проект «Армия дронов» незамедлительно начали финансировать, не только украинское государство, но и Пентагон. Были созданы центры снабжения. Они закупают нужное оборудование по всему миру и оперативно доставляют их «о солдата, вплоть до выезда на передовую. Затем были открыты сервисные центры, которые сняли с личного состава подразделений ещё и задачи по ремонту. Выстроенная система работы с разработчиками сделала Украину настоящим хабом для всех инноваторов беспилотных средств в мире, и не только летающих. В феврале 2024 года было объявлено о создании принципиально нового рода войск — Сил беспилотных систем. По задумке это превратить войну в «игру в одни ворота», когда россияне будут терять личный состав, а украинцы только дроны. Постановка такой задачи вполне логична ведь с точки зрения демографии Украина больше не может позволить себе большие потери. Если в 2024 году запланировано получить один миллион дронов, то в 2025 уже два миллиона. Это не выглядит фантастикой, так как теперь любой гражданин, желающий подзаработать, может заказать себе комплекты для сборки, собрать дома в свободное время и сдать его армии. Данный проект сделал войну абсолютно тотальной. На этом фоне полное выключение страны от энергетики выглядит вполне логичным.
По итогу стоит подчеркнуть, что уровень инновации FPV-дронов в методах ведения боевых действий оказался сравнима с появлением танков в начале 20-ого века. Снижение качества украинской пехоты по сравнению с 2022 годом, некоторое истощение украинской артиллерии и рост масштабов применения российской авиацией планирующих бомб уже сломили бы сопротивление всех городов-крепостей и позволили бы россиянам уже 2024 году занять весь Донбасс. Но большое количество FPV-дронов, тяжёлые ударные квадрокоптеры и организационные структуры, позволяющие реализовать потенциал большой массы таких беспилотников, являются основой боевой устойчивости вооружённых сил Украины. Никакое западное оружие не имеет такой эффективности, как вездесущее применение FPV-дронов. То, что сейчас до сих пор не началась битва за Харьков украинские власти обязаны гражданским волонтёрам. С массами украинских дронов российская армия пока совладать не может, в результате она движется вперед черепашьим темпом даже в тех местах, где все линии обороны уже прорваны.
Ну а что же там с беспилотными летательными аппаратами у России, задашься вопросом ты, мой дорогой слушатель? Формирование сил беспилотных систем, аналогичных украинским, в российской армии, скорее всего, было бы ошибкой. Беспилотники — это «сквозная технология», они должны быть везде, даже в ротах обеспечения, чтобы не напороться на засаду в тылу. Украинская армия сейчас очень быстро разовьются до определённого уровня и потом попадут в тупик. Силы беспилотных систем именно как самостоятельный род войск больше развивать будет некуда, а роботизация армии в целом окажется недостаточной. Кроме того, украинцы идут в направлении массовости, в ущерб качеству. Россияне же в направлении точности и мощности. С учётом наличия у России подавляющего количества пилотируемой авиации делать по 2 миллиона дронов в год нет необходимости. Да и вполне логичным выглядит не безудержная штамповка беспилотников, а развитие эффективных методов противодействия им. В любом случае 2025 год станет новой ступенью развития в войне дронов.