Голубая мечта творческих людей - бросить всё, начать заниматься любимым делом и зарабатывать им себе на жизнь. В комментариях на своем Youtube-канале я регулярно слышу легенды о неких знакомых, которые “продают свои картины и в ус не дуют”. Но лично я знаю только одного человека, у которого получилось монетизировать свое творчество до состояния собственного бизнеса - это Таня Васильева, керамист и владелица студии керамики и живописи в Никосии. И сразу скажу, что в истории Тани были и плохие дни, неудачные периоды и серьезные рискованные решения. Ее вкусы менялись, ее взгляды на творчество менялись, ее отношение к заказам менялось. Возможно, кто-то о Тане рассуждает в том же ключе - “зарабатывает творчеством и в ус не дует”, но я бы хотела, чтобы Таня о себе рассказала сама. И поэтому попросила ее об интервью.
Сейчас у Тани своя студия в центре Никосии, где регулярно проводятся занятия для всех желающих попробовать керамику. Недавно она сделала ремонт в своем пространстве: появились новые печи и зал для занятий живописью на втором этаже. Сейчас у Тани в мастерской работает целая команда инструкторов, есть администратор и ассистент. А несколько месяцев назад Таня запустила небольшое производство интерьерных объектов и сувениров для кипрских музеев.
Но начиналось всё с того, что Таня, расставшись с молодым человеком и оставшись одна на Кипре без близких и друзей, искала дополнительный заработок к уже имеющейся работе в Greenpeace. Ее история напоминает архисюжет, где герой теряет все и, преодолевая множество трудностей, достигает цели. Целиком ее историю вы можете послушать на канале Марины Капылович, которой Таня дала интервью еще в 2020 году. С тех пор много воды утекло и я решила пообщаться с ней лично…
Давай поговорим, как заходить в творческую профессию? Ты работала журналистом в Greenpeace и ты увлекалась керамикой еще в Москве. Cейчас у тебя большая студия, команда, мастер-классы, заказы. Но всё начиналось с хобби. Как ты решилась на то, чтобы зарабатывать на керамике?
Таня: Честно? Я не решалась — меня просто прижало. Я не ушла с работы ради мечты. Я осталась одна в чужой стране, и нужно было как-то выживать: что-то есть, где-то жить. Керамика тогда была хобби, и долгое время я совмещала ее с работой в Greenpeace. Просто в какой-то момент стало очевидно: у моей студии есть потенциал, и чтобы развивать его, нужно больше времени, а времени нет. Я села и посчитала: если добавить еще несколько учеников и заказов — я выйду на те же деньги, что зарабатывала в Greenpeace. Это был не прыжок веры, а очень практичный расчет.
Давай поподробнее! Ты решила, что поправить финансовые дела можно керамикой. Но ведь это глина, которую надо закупать за границей. Это помещение, которое надо снимать. Это клиентская база, которую надо наработать! Как ты на такое решилась? Я помню, ты и работала и жила в своей мастерской?
Таня: Я решилась только потому, что у меня уже были ученики и заказчики. На тот момент моей мастерской было уже 2-3 года, поэтому я знала цены и могла все просчитать. После этих подсчетов оказалось, что я не смогу снимать и жилье, и мастерскую, поэтому я жила прямо в мастерской.
Где и как ты искала желающих для своих уроков? И как ты считаешь, что очень важно для привлечения новых гостей? Хорошие фотографии для инстаграма? Приличная живая страничка? Организованные часы в студии?
Таня: Все, что ты перечислила, важно. Моими первыми учениками и заказчиками были мои друзья, которые только оставляли донат за материалы и обжиг. Так удалось запустить сарафанное радио. Но чтобы оно работало, важно думать обо всех составляющих твоих услуг: насколько удобна твоя страничка в Инстаграм или сайт, насколько быстро ты отвечаешь на звонки и сообщения, удобно ли людям сделать бронирование и оплатить, как проходит само занятие, что происходит после занятия. Если на каждом этапе взаимодействия с тобой и твоим бизнесом у людей возникают исключительно положительные эмоции - они придут снова и расскажут о тебе друзьям. Ну, а по мере роста мастерской, я бы посоветовала художникам изучать маркетинг. И изучать его серьезно, как предприниматели.
Правильно ли я понимаю, что именно уроки и мастер-классы приносят керамисту больше всего дохода?
Таня: К сожалению, да. Каждому творцу, конечно, хотелось бы жить за счет продажи своих работ, но давайте будем честны: это удалось очень немногим. Просто возьмите ручку и бумагу и напишите цифру, сколько вы бы хотели зарабатывать в месяц. Сколько вам нужно для комфортной жизни? Затем добавьте к этой цифре расходы: материалы, аренду мастерской, расходы на маркетинг, электричество, воду. А теперь посчитайте, сколько своих работ вам нужно продавать каждый месяц, чтобы достичь этой суммы. Насколько это вообще реально? Большинству керамистов не нравится вести мастер-классы, они хотят тратить время на развитие своего мастерства и эксперименты. Но в нынешних условиях преподавание - это верный способ по крайней мере покрыть свои расходы. Так что каждый делает выбор, исходя из своей финансовой ситуации.
Был ли у тебя момент, когда ты говорила себе: “Нет, это должно стоить дороже”. Как ты пересматривала цены на свое личное время и свои заказы?
Таня: Я поднимаю цены примерно раз в год: во-первых, мой опыт растет и должен оплачиваться выше, во-вторых, постоянно растут мои расходы (аренда, электричество, материалы), в-третьих, растет моя аудитория, и цена - это определенный фильтр, ведь работать абсолютно со всеми просто физически невозможно.
Расскажи, как ты находила заказы? И что ты поняла, когда работала с заказчиками?
Таня: Раньше я работала одна, заказчики находили меня сами и этого было достаточно. Сейчас у меня есть команда и отдельная мастерская под производство, поэтому я собираюсь активно искать заказчиков через рекламу в Инстаграм и холодные рассылки. Выполнение заказов - это вообще непростой вопрос, потому что тут много аспектов. Каждый художник сам решает, с кем работать, какие заказы брать, какие — нет, и где для него проходят личные границы. Мне этот опыт показал, что очень важно уметь договариваться на берегу: чётко проговаривать условия, сроки, стоимость. Для себя я вывела два правила, которые сейчас соблюдаю всегда. Первое — я обязательно делаю образец. Даже если заказ простой, лучше один раз показать и согласовать, чем потом переделывать всю партию. И второе — я всегда беру предоплату. Это не только вопрос финансов, это ещё и вопрос уважения к своему времени и труду.
Итак, давай вернемся к моменту, когда ты решилась уволиться с работы ради керамики! Ты думала: “Так, мне надо увольняться или ещё рано?”. Ты помнишь этот момент? Можешь его описать?
Таня: Это был постепенный переход: cначала я перешла на полставки. Работала удалённо, но постоянно разрывалась — глина требует внимания. Она сохнет, и если не успел — всё, переделывай. Я пыталась делать и то, и другое, но поняла, что начинаю проседать и там, и там. В какой-то момент стало ясно: если я сейчас не выберу что-то одно — не получится ни студии, ни стабильной зарплаты.
Но в первое время после увольнения, когда ты только уволилась, ты почувствовала, что просела чуть в бюджете? Или у тебя сразу быстро получилось?
Таня: Я еще как просела в бюджете! У меня были кое-какие накопления, но потом сразу начался Covid! Я потеряла офлайн-занятия, но не растерялась: собирала наборы, развозила их по городу, делала онлайн-занятия. Это всё звучит героически, но на самом деле это было выживание. Я просто искала любую возможность заработать. Спасли заказы. Они были не частыми, но помогли держаться на плаву во время пандемии.
Да, так и руки несложно опустить! Какие ошибки ты делала на этом пути — и чему они тебя научили?
Таня: Самая большая ошибка — думать, что творчество будет кормить само по себе. Нет. Творчество будет приносить доход, если во-первых, четко поставить такую цель (не все это делают!), и во-вторых, смотреть на него как на работу, как на бизнес. Тут нужен маркетинг, финансовый учет, организация. А самое важное - любому бизнесу нужно время, чтобы обрасти клиентами. Я долго сопротивлялась "предпринимательскому мышлению", хотела просто лепить из глины. Но без системы, структуры и понимания своих цифр ты просто очень много работает и быстро выгораешь.
При этом твое творчество тоже менялось. Какие метаморфозы произошли с тобой как с художницей за эти годы?
Таня: Керамика — она же бездонная. Мне хотелось попробовать всё: ручная лепка, гончарный круг, скульптура, утилитарные вещи, арт-объекты. В какой-то момент я смотрела на художников и думала: “Как вообще это работает? Они делают какую-то нефункциональную керамику — и это кто-то покупает?!” Мне казалось, у них есть какие-то сверхидеи, а у меня — только кружки и чайники. Наверное, это было чисто журналистское любопытство: понять, чем художник отличается от «обычного человека».
И ты решила попробовать себя в искусстве по-настоящему?
Таня: Да, в какой-то момент я прошла арт-резиденцию “Clay” от онлайн-школы GetArtFit. Мне её посоветовала знакомая керамистка. Это было очень непривычно. Нужно представить себя, рассказать про концепцию своих работ, показать портфолио. А у меня что? Кружки, чайники… Где тут идея, где смысл? И вот тогда я поняла разницу между ремеслом и художественной работой. В ремесле ты решаешь практические задачи — как сделать вещь удобной, прочной, безопасной. В искусстве задача другая — выразить внутренний смысл, донести его через форму и материал, вызвать эмоцию. Это совершенно разный фокус, и ни один из них не «выше» другого. Просто — другое направление.
Расскажи, как проходила эта арт-резиденция?
Таня: Мы встречались каждую неделю, презентовали свои проекты, делали ресерч, продумывали концепции, учились думать в терминах смысла и экспозиции. Это был мощный опыт. После него у меня в голове проросли какие-то важные смыслы, которые хотелось выразить через материал. Я начала экспериментировать. Несколько раз участвовала в выставках, одну работу даже отобрали на биеннале. Это был терапевтичный год.
Ты говоришь, это был терапевтичный год. Что он тебе дал? Что ты про себя поняла?
Таня: Я поняла, что не готова делиться чем-то очень личным со зрителями. Мои первые арт-проекты были про идентичность, одиночество, чужую страну, детство. Это было важно, но болезненно. Даже когда я приехала на открытие биеннале, мне было не по себе от того, что люди увидят мою работу и прочитают мой артист-стейтмент. Это было слишком личное. Возможно, поэтому её никто и не купил — слишком интимно. Теперь она у меня стоит в шкафу, как напоминание, что я не хочу больше делать именно такое искусство.
А что разочаровало тебя? Ты все-таки решила отойти от арта и сконцентрироваться именно на своей студии. Что пошло не так?
Таня: Разочарования были. В основном связанные с экспозицией или с фактом, что мои работы не продавались… Но это тоже часть пути. Это обратная связь от мира, и она помогает понять, как ты сам относишься к своему искусству. С другой стороны, мне очень зашли экологические арт-проекты — это про смысл, но без самораскрытия. Делать их было драйвово, они не отнимали всю мою энергию.
То есть, пока ты не хочешь снова делать искусство?
Таня: Мне кажется, искусство нужно делать только тогда, когда ты не можешь не делать. Прямо не можешь! А сейчас я могу (смеётся). Сейчас у меня есть другой важный фокус — моя мастерская. Это место, в котором люди могут остановиться, расслабиться, почувствовать глину, по-настоящему соприкоснуться с чем-то живым. Я всё чаще слышу от гостей, что занятия керамикой становятся для них чем-то вроде глинотерапии — способом вернуться к себе, переключиться, почувствовать землю под ногами. И мне это очень откликается. Сейчас я вижу своей задачей — развивать мастерскую как особое городское пространство, в котором творчество становится заботой о себе. Это и есть мой путь на данный момент.
Давай поговорим на отвлеченные темы! Как ты считаешь, насколько опыт работы с глиной и с объемным материалом полезен для художника?
Таня: Очень классный вопрос. Работа с глиной даёт художнику совершенно особый опыт: она учит думать пространственно. Когда ты создаёшь форму, ты постоянно взаимодействуешь с объёмом, массой, балансом, пустотой внутри — ты буквально формируешь трёхмерную мысль. Во-вторых, глина возвращает в тело. Это материал, с которым ты работаешь руками, ощущаешь сопротивление, влажность, температуру. А ещё глина учит принятию и терпению. Она не всегда слушается. Может треснуть, просесть, обжиг может всё изменить. Это формирует смирение и стрессоустойчивость.
Чувствуешь ли ты, что сейчас время керамики? Глина и объемное искусство вошло в тренд и народ с большим любопытством к этому относится?
Таня: Однозначно! Я вижу по своей мастерской: поток учеников у нас огромный. Глина замедляет и помогает быть в моменте. Учитывая, сколько в мире стресса, тревоги и цифрового мусора - это отличный способ расслабиться. А бонусом вы получаете функциональные изделия, с которыми можно взаимодействовать каждый день и через прикосновение вспоминать опыт общения с живым материалом.
У тебя были ученики, которые раз попробовав у тебя на занятии глину, стали профессионально заниматься керамикой? Расскажи о них. Как ты себя чувствуешь в связи с этим?
Таня: Да, конечно, есть такие люди! Я безмерно этому рада! Ведь я точно также - когда-то сходила на мастер-класс, а потом понеслось… Я люблю их поддерживать, потому что знаю, что это непростой путь и только очень смелые люди решаются на такое.
Что посоветуешь тем, кто собирается монетизировать свое творчество?
Таня: Сила — в знаниях. Если вы хотите монетизировать своё творчество, недостаточно просто делать красивые вещи. Нужно разбираться в финансах, в ценообразовании, уметь общаться с клиентами, выстраивать процессы. Изучайте маркетинг, управление, юридические нюансы — всё, что делает проект сильным на рынке. Не бойтесь слова “бизнес” — это не про отказ от творчества, а наоборот, про создание условий, в которых вы сможете творить регулярно, с уважением к своему труду. И ещё — ответьте себе честно на вопрос: вы готовы сделать творчество своим доходом и зависеть от этого? Не всё, что мы делаем душой, должно идти на продажу. И это тоже нормально.
Работы Тани вы можете найти на ее аккаунте в инстаграм: tatiana.vasilyeva.ceramics
Студия керамики Тани в инстаграм: tochka.ceramics
Дисклеймер: Друзья, если вам понравилась статья, поддержите лайком. А если хотите больше, подпишитесь, чтобы я знала, что стараюсь не зря. Это очень важно!
Где еще вы меня можете найти:
Instagram alisa.selezen
Telegram t.me/aliceselezen_art
Группа в VK vk.com/alisa.selezen
А также приглашаю вас на свой канал: www.youtube.com/@alisaselezen