Найти в Дзене
КУЛЬТУРА.РФ

Кто был прототипом Родиона Раскольникова в «Преступлении и наказании» Достоевского?

Достоевский, вероятнее всего, воплотил в Раскольникове обобщенные черты поколения.

Федор Константинов. Родион Раскольников. Иллюстрация к роману Федора Достоевского «Преступление и наказание» (фрагмент). 1960. Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул
Федор Константинов. Родион Раскольников. Иллюстрация к роману Федора Достоевского «Преступление и наказание» (фрагмент). 1960. Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул

Конкретного прототипа у Раскольникова нет. Удивительно другое: во время выхода романа «Преступление и наказание», в 1866 году, было совершено преступление, похожее на преступление Раскольникова. То есть сам герой в какой-то степени стал прототипом.

Образ Раскольникова был создан исключительно путем воображения. В отличие от, например, многих героев «Бесов», в которых и петрашевец Николай Спешнев стал прототипом Ставрогина, и нигилист Сергей Нечаев — прототипом Верховенского, и даже на Ивана Тургенева пародия была. А в «Преступлении и наказании», например в Катерине Ивановне, Федор Достоевский воплотил черты своей первой жены Марии Дмитриевны.

Дементий Шмаринов. Родион Раскольников. Иллюстрация к роману Федора Достоевского «Преступление и наказание» (фрагмент). Изображение: издательство «Речь», 2017 год
Дементий Шмаринов. Родион Раскольников. Иллюстрация к роману Федора Достоевского «Преступление и наказание» (фрагмент). Изображение: издательство «Речь», 2017 год

В случае с Раскольниковым, скорее всего, можно говорить о явлении идеологического прототипа. Раскольников несет наполеоновскую идею индивидуализма, идею, что всё позволено, что он «право имеет», а остальные — «тварь дрожащая». И Достоевский своим романом эту идею разоблачает. Недаром говорили, что Наполеон понес два поражения в России: первое он получил в 1812 году, а второе — от Льва Толстого и Федора Достоевского в «Войне и мире» и «Преступлении и наказании».

Сам же Раскольников был совершенно новым образом в русской литературе. После каторги Достоевский издавал журналы, вращался в среде студенчества. И, вероятнее всего, воплотил в Раскольникове какие-то обобщенные черты поколения: максимализм, стремление дойти до самой сути, попытку умственного штурма. Раскольников стал первым в российской литературе героем-идеологом — если не считать тургеневского Базарова. Раскольников не просто преступник, а человек, совершающий преступление из теоретического расчета: сперва герой в своей статье обосновал право на убийство, а уже потом предпринял действие.

Георгий Тараторкин в роли Родиона Раскольникова. Кадр из художественного фильма Льва Кулиджанова «Преступление и наказание» (1969)
Георгий Тараторкин в роли Родиона Раскольникова. Кадр из художественного фильма Льва Кулиджанова «Преступление и наказание» (1969)

Можно сказать, что роман во многом предвосхитил коллизию ХХ века: «слово» вначале и обоснование теоретического преступления — всё это наглядно воплотилось, например, в фашизме. А прообразом такого типа преступника в литературе стал как раз Родион Раскольников.

Отвечает Игорь Волгин, доктор филологических наук, профессор, президент Фонда Достоевского