Жизнь джазовой певицы Билли Холидей (настоящее имя Элеанора Фейган) — еще один пример расцвета творчества, несмотря на пристрастие к алкоголю и наркотикам.
Будучи «золотой девушкой в мужском мире», Холидей стала голосом джаза так же, как Паркер стал его инструментальным гением.
Леди Дэй, как ее называли в джазовых кругах, выросла в Балтиморе в квартале «красных фонарей», рано познакомившись с «темной» стороной жизни. Дочь джазового гитариста Кларенса Холидея, который редко бывал дома и не был для нее отцом, Билли (выбравшая это прозвище из-за любви к актрисе Билли Дав) пережила детство, которое трудно было назвать счастливым. В одиннадцатилетнем возрасте она подверглась сексуальному насилию. В многоквартирном доме, в котором она жила, располагался публичный дом, и, бросив школу, Билли зарабатывала тем, что убирала комнаты его работниц.
В возрасте 12 лет Холидей переехала в Гарлем и уже в 14 лет работала проституткой. Отвергнув ухаживания одного из потенциальных клиентов, она попала в полицию и провела четыре месяца в тюрьме.
Раннее приобщение к подобному образу жизни создало для Холидей дисфункциональную модель социализации. Травматический опыт детства способствовал появлению неуверенности в себе и чувства отверженности. Желание быть принятой привело к беспорядочной половой жизни в юности и череде неудачных отношений в зрелом возрасте.
В 15 лет она нашла свою первую работу певицы в ночном клубе, а через несколько лет выступлений в различных клубах города была принята на работу Арти Шоу и стала первой чернокожей певицей в белой группе.
По описаниям современников, Холидей была жесткой женщиной, которая быстро вступала в борьбу, если ей бросали вызов, и воспринималась многими как высокомерная, контролирующая и даже надменная. В то же время Холидей демонстрировала слабость, хрупкость и ранимость. Ее преследовал комплекс неполноценности, на протяжении жизни над ней довлели и контролировали мужья (она пережила три брака), менеджеры и сутенеры. Образ жизни Холидей обеспечил ей легкий вход в мир наркотиков.
Точно неизвестно, когда именно она начала употреблять наркотики, но, судя по всему, уже в раннем подростковом возрасте Билли пробовала марихуану. Со своим мужем Джимми Монро Холидей перешла к курению опиума.
К началу 1940-х годов она перешла на инъекции героина, начала пропускать выступления, конфликтовать с музыкантами и тратить все деньги на наркотики.
В 1947 г. Билли была осуждена за хранение и употребление героина. В ходе разбирательства выяснилось, что за три года она потратила на наркотики 250 тысяч долларов. Холидей отказалась от адвоката, признала себя виновной и попросила отправить её в лечебницу. Певица была приговорена к году тюремного заключения, в результате чего лишилась карты кабаре, а после освобождения из женской тюрьмы в Олдерсоне (Западная Вирджиния) ей было запрещено выступать в любых заведениях Нью-Йорка, где подают алкогольные напитки (эта участь через несколько лет постигнет и Телониуса Монка), включая все клубы, в которых она выступала ранее. Однако, концертные залы по-прежнему были открыты для нее, и через десять дней после возвращения в Нью-Йорк она выступила перед переполненным залом Карнеги-холла.
Однако, ее пристрастие к наркотикам сохранялось, как и напряженность в отношениях с друзьями и коллегами по сцене. Часто она обращалась к друзьям за деньгами для покупки наркотиков. Проблемы усугублялись тем, что певица потеряла большую часть заработка и практически ничего не получала за записанные пластинки.
На момент смерти на ее банковском счету было 70 центов. После смерти матери, а затем и ее лучшего друга, джазмена Лестера Янга, Холидей пыталась прекратить употребление героина, заменив его алкоголем и марихуаной.
К началу 1959 г. Холидей был поставлен диагноз «цирроз печени». Ее менеджер Джо Глейзер, джазовый критик Леонард Фезер, фотожурналист Аллан Моррисон и друзья певицы тщетно пытались убедить ее лечь в больницу. 31 мая 1959 г. Билли Холидей была доставлена в нью-йоркскую больницу Метрополитен для лечения заболеваний печени и сердца, во время пребывания в которой была арестована сотрудниками службы по борьбе с наркотиками.
Холидей умерла в возрасте 44 лет в 3:10 утра 17 июля 1959 г. от отека легких и сердечной недостаточности, вызванной циррозом печени.
Билли Холидей не могла преодолевать жизненные проблемы, не прибегая к наркотикам и алкоголю. Годы злоупотребления психоактивными веществами и сигаретами в конечном итоге привели к тому, что диапазон ее голоса, и без того довольно небольшой по меркам джазовых вокалистов, сократился до уровня чуть более октавы. Ее суровое,
минималистичное исполнение трагических баллад о неразделенной любви и страданиях выделяло Холидей среди других вокалисток того времени. Она нашла отклик у широкой аудитории, выделив себя подобно тому, как это сделал Чарли Паркер в инструментальном мире того времени. Ее творчество сравнивают с «искусным художником, создающим шедевр с помощью одного-двух цветов».
Стюарт Николсон подвел итог значимости вклада Холидей, отметив, что «ее музыкальный дар был настолько вдохновенным и добросовестным, что ее творчество казалось гениальным. Она создала музыкальный альбом, который является одним из наиболее признанных критиками произведений эпохи свинга. Даже сегодня эта работа стоит в одном ряду с лучшими из всех записанных джазовых произведений». И хотя многие могут оспорить такое утверждение, из ее записей и комментариев коллег и историков джаза становится ясно, что ее место среди гигантов джаза вполне заслуженно, а то, что она смогла достигнуть этого, находясь в плену зависимости, свидетельствует о ее несомненном таланте.
Спасибо, что дочитали до конца. Если было полезно оцените материал лайком, подписывайтесь на канал. Заходите на мою страницу, задавайте свои вопросы, обращайтесь за помощью. До новых встреч.
Литература
Скрябин В.Ю. В поисках вдохновения: психоактивные вещества в истории джаза // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева, 2025, Т. 59, № 1, с. 104-113