В Канаде, где раньше базировались ключевые международные авиационные организации ICAO и IATA, авиакомпания «Волга-Днепр» столкнулась с неожиданной проблемой. Их самолет Ан-124, захваченный пиратским образом, оказался в центре международного скандала. По информации пресс-службы компании, канадские власти планировали передать самолет, принадлежащий частному лицу, для незаконного осмотра неизвестным лицам.
Самолет Ан-124-100 (RA-82078) компании «Волга-Днепр», застрявший в Канаде с февраля 2022 года, вызвал серьезные вопросы о принципах международного бизнеса в этой стране. В апреле 2023 года Wall Street Journal сообщила о резком повышении расценок за парковку самолетов до 0,58 доллара в минуту, что привело к задолженности более 330 000 долларов.
В результате 27 февраля 2022 года в аэропорту Торонто приземлился грузовой самолет Ан-124 с гуманитарной помощью из Китая. Однако в тот же день Канада ввела ограничения на российские воздушные суда, что заблокировало перелёт Ан-124. Эти действия нанесли ущерб репутации Канады как надежного партнера.
В июне 2022 года Канада изменила законы об экономических мерах и правосудии, позволяя правительству конфисковывать активы подсанкционных лиц. Аэропорт хотел избавиться от самолета, но ограничения на вылет оставались в силе. На встрече премьер-министров Канады и Украины в апреле 2023 года украинский лидер выразил готовность изъять самолет и передать его Украине. Это вызвало недовольство в «Волга-Днепр» и МИД России.
Официальное уведомление компании привело к арбитражному разбирательству в августе 2024 года. Канада причинила компании ущерб более чем на 100 миллионов долларов США. Авиакомпания обвинила Оттаву в нарушении международного соглашения о защите инвестиций, заключенного в 1989 году. Международное юридическое сообщество разделилось в оценках действий Канады.
По словам партнера юридической фирмы McMillan Уоильяма Пеллерина, пресс-служба авиакомпании сообщила о попытке передачи самолета третьим лицам в Канаде в мае 2025 года. Глава международной торговой группы McCarthy Tétrault Джон У. Боскариоль отметил, что Канада переоценивает свои возможности в реализации законов о санкциях. Газета The Washington Post сообщила о случаях попыток проникновения посторонних на борт самолетов в Канаде.
Игорь Аксёнов, генеральный директор «Волга-Днепр», заявил, что Канада использует санкции и новый закон для незаконного захвата самолета. Это вызывает недоумение у международного сообщества и бизнеса, работающего в Канаде. Возможные повреждения самолета могут быть связаны с выполнением технических работ неопытными специалистами.
Пресс-служба отметила, что ни одна из авиакомпания не справилась бы с перевозкой оборудования в отдаленный аэропорт с ограниченной инфраструктурой в тяжелых арктических условиях, а Ан-124 успешно справился с доставкой таких грузов.
Действия канадских властей, связанные с попытками конфисковать и задержать самолет Ан-124 в Торонто, вызывают сомнения в привлекательности инвестиций. Иностранные инвесторы опасаются экспроприации своих активов. Представитель «Волга-Днепр» отметил, что разрешение конфликта и возврат самолета укрепили бы репутацию Канады как надежного партнера в бизнесе.