Найти в Дзене
БиблиоЮлия

Читаю "лицеистов": "Сценаристка" Светланы Павловой

Прочитала ( на правах блогерского жюри "лицеистов"– номинация Rideró "Выбор книжных блогеров") роман Светланы "Сценаристка", получила море удовольствия – юмор, самоирония, прекрасные бытовые зарисовки, но главное – всё это будто сегодня произошло, а завтра Светлана уже записала – и вот оно живёт: современное, актуальное, горячее, с пылу-с жару. Прекрасно же! В романе как раз описывается успех фильма сценаристки, так что будем считать, что автор запрограммировала будущее. Делюсь впечатлениями более подробно. О чём? О личной жизни и писательском труде молодой и успешной сценаристки – о её пути в профессию, её подругах и любовных связях. Интересно, что завязка романа строится на неожиданном страхе героини заболеть ВИЧ-инфекцией. Именно эта мысль заставляет её перебирать последние несколько лет своей жизни в поисках ответа на вопрос, не могла ли она заразиться. И вот перед нами три молодых человека, с которыми героиня близко общалась в последнее время. Именно отношения с ними автор препа

Прочитала ( на правах блогерского жюри "лицеистов"– номинация Rideró "Выбор книжных блогеров") роман Светланы "Сценаристка", получила море удовольствия – юмор, самоирония, прекрасные бытовые зарисовки, но главное – всё это будто сегодня произошло, а завтра Светлана уже записала – и вот оно живёт: современное, актуальное, горячее, с пылу-с жару. Прекрасно же! В романе как раз описывается успех фильма сценаристки, так что будем считать, что автор запрограммировала будущее.

Делюсь впечатлениями более подробно.

О чём?

О личной жизни и писательском труде молодой и успешной сценаристки – о её пути в профессию, её подругах и любовных связях. Интересно, что завязка романа строится на неожиданном страхе героини заболеть ВИЧ-инфекцией. Именно эта мысль заставляет её перебирать последние несколько лет своей жизни в поисках ответа на вопрос, не могла ли она заразиться.

И вот перед нами три молодых человека, с которыми героиня близко общалась в последнее время. Именно отношения с ними автор препарирует тщательно, дотошно, но с огромной долей юмора.

Что хорошо?

Великолепно – не боюсь повториться! – нарисованы молодые люди около 30 лет, со всеми их узнаваемыми бытовыми привычками, мемами, фильмами и цитатами, книгами, которые они читают или нет, музыкой, которую слушают и играют, фактами и персонами, на которые ссылаются.

Я помню время (приблизительно до ковида), когда в литературных кругах сетовали на то, что у нас мало пишут о современности. Было, да и сейчас бытует мнение, что читатели предпочитают уходить от современных проблем и будут охотнее брать фэнтези и фантастику, чем реализм. Но молодые писатели-миллениалы вовсю пишут реалистическую прозу: Павлова, Баснер и Бабина, тексты которых я только что прочитала в коротком списке "Лицея" тому подтверждение! И приятнее всего, что эта проза качественная, настоящая, без скидок на юный возраст писательниц.

Читается "Сценаристка" легко, одним махом – сюжет нигде не провисает, развивается действие динамично. Нам хочется узнать, в конце концов, что же там в анализе на ВИЧ, но при этом нет такого чувства, что уж поскорей бы она всё рассказала и поведала главное.

Очень понравилось, как Светлана описывает светское общество Москвы, круг креаклов, мир кино, провинциальных героев (родителей, тётушку) – все персонажи живые и яркие. Отличные диалоги. Хорош момент расставания со старой школьной подругой.

Каждый герой раскрывается полно и порою неожиданно – и возвышенный Ян, и гопник Андрей, и "не такой, как все" Виталик. Героиня ищет свою любовь, с готовностью бросается в новые отношения, как будто в мужчине и правда заключается спасение. Но от чего? От одиночества? От ответственности? От себя самой?

Героиня как будто пытается проводить сама с собой и с читателем психотерапевтический сеанс на тему самодостаточности сильной и независимой женщины, но в результате приходит к простой мысли, что человеку нужен человек. Более того: человеку нужно зависеть от другого человека, только тогда и наступают те самые настоящие отношения, которые мы по-старинке зовём любовью.

Что не так?

Предупреждаю читателей – в книге есть обсценная лексика. Знаю, что многие не любят и не читают "такое", поэтому пишу. Часто слышу мнение, что слишком много мата стало сейчас звучать, особенно из уст молодых. Да, "есть такая буква в этом слове". И именно поэтому было бы странно, если бы современные герои говорили без него.

Кроме того, в одной из сцен с бабушкой интеллигентного Яна именно употребление мата даёт блестящую характеристику бабушке Розе. Прекрасно это сделано.

К сожалению, есть у меня ощущение, что Светлана превосходно начала свою книгу, с огромным юмором и искренностью её писала ровно до того момента, как вдруг решила поподробнее познакомить читателей с вич-инфицированными. И познакомила. И эта часть, честное слово, показалась мне такой, знаете, заплаткой на платье из другой ткани. При том, что я понимаю, насколько важно людям знать больше об этом заболевании.

Книга скоро выйдет в одном из ведущих наших издательств. Ждём?

Тут писала о романе "Голод" в прошлом году:

БиблиоЮлия есть ещё в виде премиум-подписки , а также и в ЖЖОКВК и ТГ ❤️