Найти в Дзене
Анна, города и годы

Лебединая песня СССР в Иркутске (одна из)

На самом деле я немного покривила душой и правдой - последний микрорайон Иркутска - это Радужный. Но Топкинский мне кажется самым законченным. Там кольцевая композиция с арками. Можно пройти и в любой момент срезать по диагонали, но я планомерно обходила всё по кругу и любовалась видами: Подруга бы хмыкнула: - С утра надо ехать. Чтобы Саяны были видны. -Моя мыльница их едва берёт на Байкале... а уж в городе, - пожала я плечами. Поэтому мне и синих гор хватает. А ещё очень хотелось посмотреть на серую стёжку Качугского тракта. Мы оттуда ведь всегда въезжаем в город с Байкала (условного МРС, Ольхона) и видим белый город на холме. И особенно красиво, если закатное солнце вспыхивает в окнах... вот теперь я осуществила маленькую свою мечту - посмотрела оттуда. Из микрорайона Топкинский, построенного в 80-ые годы незабываемого и космического ХХ века: Если бы стояло лето, то стрекотали бы кузнечики, бетон бы нагревался и казалось бы -вот-вот и... пробежит по камням юркая ящерица. И на секунду

На самом деле я немного покривила душой и правдой - последний микрорайон Иркутска - это Радужный. Но Топкинский мне кажется самым законченным. Там кольцевая композиция с арками. Можно пройти и в любой момент срезать по диагонали, но я планомерно обходила всё по кругу и любовалась видами:

Подруга бы хмыкнула: - С утра надо ехать. Чтобы Саяны были видны.

-Моя мыльница их едва берёт на Байкале... а уж в городе, - пожала я плечами.

Поэтому мне и синих гор хватает. А ещё очень хотелось посмотреть на серую стёжку Качугского тракта. Мы оттуда ведь всегда въезжаем в город с Байкала (условного МРС, Ольхона) и видим белый город на холме. И особенно красиво, если закатное солнце вспыхивает в окнах... вот теперь я осуществила маленькую свою мечту - посмотрела оттуда. Из микрорайона Топкинский, построенного в 80-ые годы незабываемого и космического ХХ века:

вид на Качугский тракт
вид на Качугский тракт

Если бы стояло лето, то стрекотали бы кузнечики, бетон бы нагревался и казалось бы -вот-вот и... пробежит по камням юркая ящерица. И на секунду даже покажется, что ты в Крыму. Впрочем, в частном секторе казалось, что я в весеннем Коктебеле. Или на Кавказе. В общем, сочетание белого и зелёного, наверное, рождают приморские ассоциации...

Да, в Крыму 2021-ого года я помню всюду плакаты "вогнебеспечно" (могу с ошибкой написать, не сильна в языке Тараса Шевченко, хоть и знаю, где лежит его папаха - и ученикам напела), а ещё "дякую за чисті узбіччя" (узбычины-обочины - складно) - это почему-то осталось...

вид в сторону Радищево (думаю, что за лесом как раз кладбище)
вид в сторону Радищево (думаю, что за лесом как раз кладбище)

Вообще хорошо, что было по-весеннему холодно, т.к. на жаре я превращаюсь в маловразумительный кусок подтаявшего мяса, а вместо головы у меня пульсирующая дыня... плохо переношу солнце и всё, что выше +25-и градусов; летом я в основном вечерами для удовольствия гуляю, а в течение года мне хорошо и ясно:

цветущие яблони возле конечной остановки
цветущие яблони возле конечной остановки

Да, мы с вами будем гулять именно от конечной остановки 27-ой маршрутки:

Как я обратно шла - отдельная сага. Маршрутчики ж видят, что идут бесхозные сорок рублей. Но на своих двоих. Они и замедлялись, и притормаживали, и сигналили... но я оставалась непреклонной и равнодушной.

Яблоневые цветы будто китайский фарфор... а особенно мне нравится, когда они ещё розовые бутоны, и всё у них ещё впереди:

-6

Да, невозможно не отвлекаться на виды, - не устаю повторять.

вид на город от конечной остановки
вид на город от конечной остановки

Здесь видно, что город заканчивается:

-8

"Они вышли на заброшенную дорогу даже раньше, чем думали. Солнце стояло высоко, было жарко. За шиворотом кололись хвойные иголки. Дорога была бетонная, из двух рядов серо-рыжих растрескавшихся плит. В стыках между плитами росла густая сухая трава. На обочинах было полно пыльного репейника. Над дорогой с гудением пролетали бронзовки, и одна нахально стукнула Антона прямо в лоб. Было тихо и томно.

    — Глядите! — сказал Пашка.

    Над серединой дороги на ржавой проволоке, протянутой поперек, висел круглый жестяной диск, покрытый облупившейся краской. Судя по всему, там был изображен желтый прямоугольник на красном фоне.

    — Что это? — без особого интереса спросила Анка.

    — Автомобильный знак, — сказал Пашка. — "Въезд запрещен".
— "Кирпич", — пояснил Антон.

    — А зачем он? — спросила Анка.

    — Значит, вон туда ехать нельзя, — сказал Пашка.

    — А зачем тогда дорога?

    Пашка пожал плечами.

    — Это же очень старое шоссе, — сказал он.

    — Анизотропное шоссе, — заявил Антон. Анка стояла к нему спиной. — Движение только в одну сторону.

<...>

Затем Пашка вполголоса спросил:

    — Тошка, что там было, под знаком?

    — Взорванный мост, — ответил Антон. — И скелет фашиста, прикованный цепями к пулемету. Он подумал и добавил: — Пулемет весь врос в землю…

    — Н-да… — сказал Пашка. — Бывает. А я там одному машину помог починить..."

Братья Стругацкие "Трудно быть богом"

Здесь, кстати, богом быть совсем не трудно, ибо паришь и властвуешь. Несильно, так...

-9

Обернёмся назад (напоминаю, что мы обходим микрорайон по "кольцу":

кажется, что вдали - море...
кажется, что вдали - море...

Тут надо вспомнить и запеть: "Районы-кварталы, жилые массивы!.."

-11

Вообще иногда, конечно, рождались ассоциации с Владивостоком, но в той части, где дома повыше и посовременнее...

Но, конечно, нет той ослепительной синевы... впрочем, сегодня день скорее в духе северной столицы нашей Необъятной:

Не хочется прятать эту красоту, эту суровую эстетику конца прекрасной (хоть и немного залежалой и застойной) эпохи в "карусели-галереи":

Освещение менялось, и картинка была завораживающей... понимаю, что где-то подобные просторы - норма, но я-то живу "в долине" - в серёдке города, которая будто в котловане... и оттуда никаких видов всё же не открывается:

-13

Разбавим пейзажную лирику суровым сибирским бетоном:

"Наша улица не в центре, но и не на самой окраине. В районе, который называется Текстильный. На ней стоят одинаковые панельные многоэтажки и растут жиденькие клены. Машин здесь немного, но регулярно проезжает автобус тридцать первого маршрута.

Мы двигались по асфальту, в расщелинах которого росли подорожники. Я ладонями толкал дюралевые обручи — они приделаны к колесам специально для рук. Передние колесики прыгали на асфальтовых бугорках. Сережка шел рядом. Я все ждал, что он спросит: «Куда двинемся?» Но он вдруг вздохнул:

— Ты неправильно сказал своей маме…

— Что неправильно?

— Я не из вашего двора.

— Какая разница? Все равно ведь ты недалеко живешь!

— Далеко. Если на тридцать первом ехать, то целых полчаса, до стадиона «Чайка». А там еще пешком по Диспетчерской и Партизанской…

— А как ты здесь оказался?

— Просто так. У меня привычка такая… вернее, занятие. Гуляю по всему городу, смотрю: где что интересное. И где есть хорошие люди…

Я огорчился и встревожился:

— Значит, ты здесь случайно!

Он быстро посмотрел на меня сбоку.

— Почему же случайно?

— Мог ведь и не завернуть в наш двор…

— Кто его знает, — тихо отозвался Сережка, глядя под ноги.

— И… наверно, больше уже не завернешь, — шепотом сказал я. — Будешь гулять по новым местам. Искать… новых людей"

Владислав Крапивин "Самолёт по имени Серёжка"

долина реки Ангара
долина реки Ангара

И всё-таки придётся немного "полистать" опять галерею: там я спрятала снежную трассу - детей на тьюбах с горы катают на подъёмнике... ещё новостройки туда же "уплотнила":

опережая события:: такой вид в сторону улицы Рабочего Штаба откроется, когда мы будем возвращаться - возвращаться нам к тонкой линии телецентра, кстати!
опережая события:: такой вид в сторону улицы Рабочего Штаба откроется, когда мы будем возвращаться - возвращаться нам к тонкой линии телецентра, кстати!
здесь кажется, что май только-только начинается...
здесь кажется, что май только-только начинается...
а вот здесь пышная зелень берёз и какой-то привычный ад чуть в сторону от очистных сооружений...
а вот здесь пышная зелень берёз и какой-то привычный ад чуть в сторону от очистных сооружений...
здесь очень чисто, тихо и хорошо - я проверяла
здесь очень чисто, тихо и хорошо - я проверяла

Пышные купины доцветающих незабудок... весна стремительно превращается в лето - прямо на наших глазах:

-21

Композиционно мне на ум приходит микрорайон Зелёный, - той же эпохи. Там тоже очень гармоничная застройка. Ниже будет дана ссылка на статью - я иногда оттуда школы куда-то вывожу... раз приехала сильно заранее, поэтому поднялась всё-таки на вершину местной "потёмкинской лестницы" (самой длинной в нашем городе):

Мы с вами здесь пока прервёмся. Покажу на всякий пожарный случай новостройки, чтобы не думали, что Иркутск "загнивает" (пардон! это Европа загнивает, а Иркутск всё-таки горит...), то есть новые дома - вполне приличные:

отсутствие инфраструктуры - это отдельная песня; магазинов тут не густо, а кафе и вовсе нет:)
отсутствие инфраструктуры - это отдельная песня; магазинов тут не густо, а кафе и вовсе нет:)

Прощаемся? Надеюсь, что вам понравился микрорайон Топкинский:

-23

P.S. Далее мы пойдём в его старую часть, которая резная, деревянная с медведям и балалайками, как и полагается, но воспарить над привычным иногда тоже хорошо, да?