Найти в Дзене
Родина Вампилова

Удивительная женщина: Копылова Анастасия Прокопьевна

Продолжаю вести свой рассказ об Александре Вампилове. Ключевое влияние на каждого человека оказывает родительское участие, поэтому в публикациях я подробно останавливаюсь на фигуре отца (статья "ВАМПИЛОВ: отцы и дети" от 17 апреля) и матери. Копылова Анастасия Прокопьевна (18.10.1906-28.11.1992) принадлежала к роду священнослужителей. В истории Иркутской епархии не раз упоминается эта фамилия, еë представители оставили заметный след в укреплении духовной жизни Иркутской области - честно выполняли свой долг, усердно несли службу в самых отдаленных приделах. Прокопий Георгиевич Копылов - отец Анастасии, - из кимельтейских крестьян. С младых лет Прокопий примеривался к духовному сану, прислуживал в сельской церкви. Его приняли в губернское епархиальное училище, а после окончания курса оставили в Иркутске вести службу в Казанском кафедральном соборе. Старшее поколение иркутян долго помнило его дар проповедника. Одновременно он учительствовал - преподавал Закон Божий в женской гимназии.

Продолжаю вести свой рассказ об Александре Вампилове. Ключевое влияние на каждого человека оказывает родительское участие, поэтому в публикациях я подробно останавливаюсь на фигуре отца (статья "ВАМПИЛОВ: отцы и дети" от 17 апреля) и матери.

Копылова Анастасия Прокопьевна, 1925 год.
Копылова Анастасия Прокопьевна, 1925 год.

Копылова Анастасия Прокопьевна (18.10.1906-28.11.1992) принадлежала к роду священнослужителей. В истории Иркутской епархии не раз упоминается эта фамилия, еë представители оставили заметный след в укреплении духовной жизни Иркутской области - честно выполняли свой долг, усердно несли службу в самых отдаленных приделах.

Копылов Прокопий Георгиевич (1873-1938)
Копылов Прокопий Георгиевич (1873-1938)

Прокопий Георгиевич Копылов - отец Анастасии, - из кимельтейских крестьян. С младых лет Прокопий примеривался к духовному сану, прислуживал в сельской церкви. Его приняли в губернское епархиальное училище, а после окончания курса оставили в Иркутске вести службу в Казанском кафедральном соборе. Старшее поколение иркутян долго помнило его дар проповедника. Одновременно он учительствовал - преподавал Закон Божий в женской гимназии.

Женился Прокопий на выпускнице епархиального училища, своей землячке, Александре Африкановне Медведевой.

Александра Африкановна Копылова (1877-1969)
Александра Африкановна Копылова (1877-1969)

Мать Анастасии Прокопьевны имела звание домашней учительницы, что очень пригодилось впоследствии. Для Александра Вампилова она стала второй "Ариной Родионовной" - читала сказки, пела песни, выучила внука играть на мандолине.

В семье Копыловых родилось 9 детей (четверо мальчиков, пять девочек). Анастасия была вторым ребенком.

Тася любила точные науки, да и в жизни была поклонницей строгих правил. Никогда не стремилась казаться умнее. Говорила, хорошо обдумав слова, не навязывала другим своего мнения. Родители в свободные минуты часто брали в руки светские книги - у Копыловых была приличная домашняя библиотека. И дети с младенчества приобщались к миру русской литературы. Духовный сан отца и глубокая вера матери сказались на укладе семьи: все в ней чувствовали необходимость и святость строгой и опрятной жизни.

В 1923 году Анастасия поступила в педагогический институт г. Иркутска, из которого была отчислена как дочь священника. Непролетарское происхождение не позволило учиться очно. Только гораздо позже, уже работая учителем, Анастасия Прокопьевна окончит заочное отделение педагогического института и получит диплом.

С 1925 по 1927 гг. Анастасия успела поработать в трех школах Аларского аймака. На момент знакомства с будущим отцом своих детей, Анастасия Прокопьевна работала учителем начальных классов в Куйтинской школе.

Педагоги одного района всегда на виду друг у друга. Так Анастасия Прокопьевна познакомилась с Валентином Никитичем Вампиловым. У неё не было шанса устоять перед его сокрушительной силы обаянием, ей нравились его воодушевлённые разговоры о поэзии, живая страсть во всех начинаниях.

Летом 1929 года Анастасия Прокопьева ответила "да" на настойчивые ухаживания Валентина Никитича (учитывая, что Валентин Никитич был женат, и в первой семье у него было четверо детей, можно только догадываться, насколько это решение было для неё сложным).

Опасаясь пересудов и сплетен, Валентин Никитич попросил о переводе его со второй женой в Томчинскую неполную среднюю школу Селенгинского района Бурят-Монгольской АССР (ныне Республики Бурятия).

Вампиловы прожили в Бурятии 7 лет: два года учительствовали в Томче, один год в селе Мухоршибирь и четыре - на железнодорожной станции Загустай, недалеко от реки Селенги. Здесь, в Бурятии, родились их сын Михаил, близнецы Галина и Владимир.

Валентин Никитич не забывал о своей первой семье - ежемесячно посылал Марии Мохосоевой часть зарплаты, на летние каникулы обязательно привозил из Алари кого-нибудь из дочерей.

Летом 1936 года Вампиловы вернулись в Аларский район. Пересуды улеглись, Валентина Никитича назначили на должность директора Кутуликской средней школы, Анастасию Прокопьевну - учителем математики.

«Я рад, что она была моей учительницей, - вспоминал Раднай Шерхунаев об Анастасии Прокопьевне. - Еë образ красивой русской женщины и теперь стоит передо мной... Анастасия Прокопьевна, среднего роста, стройная, быстрыми шагами входила в класс, и разноголосая ребятня, напоминавшая до этого растревоженный рой пчел, мгновенно умолкала, становилась тихой. В классе делалось как-то светлей. В тишине начинал раздаваться спокойный, приятный голос Анастасии Прокопьевны. Одевалась она, как все учителя того времени, просто и аккуратно. Чувствовалось: строго следила за собой, за своим внешним видом. Нашим девчонкам нравилась её причёска - свои пышные, длинные и светлые волосы она закалывала сзади красивыми костяными шпильками. Мы до сих пор помним эту еë прическу, простую и привлекательную.

В голубых глазах учительницы горел живой огонëк, в жестах и движениях чувствовалась энергия, сила, в обращении с нами, детьми, проявлялась материнская требовательность и теплота.

Анастасия Прокопьевна всегда доступно, понятно объясняла нам самые сложные математические темы. Знала материал, что называется, назубок. И это вызывало в нас, сердцах её учеников, самых разных по характеру и национальности - чувство глубокого уважения и даже больше - поклонения перед ней.

Я, как и всё мои школьные друзья, не помню случая, когда бы Анастасия Прокопьевна повышала на кого-нибудь голос, кричала - такого не бывало. Она никогда не унижала достоинство другого человека."

После года работы в Кутулике Валентина Никитича переводят завучем в Аларскую школу. В 1937 году в семье Вампиловых рождается сын, которого называют Александром, в честь Александра Сергеевича Пушкина.

Александр Вампилов на руках своей бабушки, Александры Африкановны. 1937 год.
Александр Вампилов на руках своей бабушки, Александры Африкановны. 1937 год.

Когда младшему Сашеньке исполнилось полгода, арестовывают мужа, Валентина Никитича. Анастасия Прокопьевна остается одна с четырьмя детьми на руках. Семья вынужденно переезжает жить из Алари в Кутулик. К ней на помощь из Иркутска приезжает мать, Александра Африкановна, которая также лишилась мужа - Прокопия Георгиевича арестовали по 58 расстрельной статье - контрреволюционная деятельность.

1940 г. Семья Вампиловых: Александра Африкановна, Анастасия Прокопьевна, Галина, Михаил, Владимир и маленький Саша.
1940 г. Семья Вампиловых: Александра Африкановна, Анастасия Прокопьевна, Галина, Михаил, Владимир и маленький Саша.

Читая биографию, поражаешься, сколько испытаний выпало на долю Анастасии Прокопьевны - репрессии отца и мужа, смерть сына (в 1948 Владимир умер от болезни сердца), в 1972 году смерть младшего - Саши.

Но Анастасия Прокопьевна не позволяла себе впадать в отчаяние, работала учителем, завучем Кутуликской средней школы, инспектором Отдела образования, воспитывала детей, была для них примером.

Валентин Григорьевич Распутин, друг и соратник драматурга, посвятил свой рассказ "Уроки французского" матери Александра Вампилова.

И по материнской, и по отцовской линии Александр Вампилов был наследником потомственного духовенства. У него, сына учителей, были все основания гордиться своей родословной, но жизнь диктовала скрывать, что он - сын и внук репрессированных.