Найти в Дзене
Родина Вампилова

ВАМПИЛОВ: отцы и дети

Александр Валентинович Вампилов родился в семье учителей, представителей двух национальностей: русской и бурята. В данной статье коснемся личности отца нашего земляка - Валентина Никитича Вампилова (07.11.1898-09.03.1938). Валентин Никитич (сын Будихала, внук Вандана, правнук Вампила), принадлежал к древнему хонгодорскому роду. Выходцы этого племени перекочевали в Аларские степи в конце XVI в. из Монголии. Фамилия Вампилов – производное от тибетского имени Вампил, означающего, по одним источникам, - «распространяющий могущество духа», по другим – «состояние возвышенного чувства, одухотворенности». О Вампиле известно немногое: крестьянин, который был посвящен в духовное звание и стал казначеем, а впоследствии - настоятелем Аларского дацана, ширетэ-ламой. Родословное древо Вампиловых было восстановлено уже в наше время. Учёные из Бурятского университета установили, что в роду Вампиловых в нескольких поколениях были ламы (служители буддийской веры). Ламы, как представители духовенства,

Александр Валентинович Вампилов родился в семье учителей, представителей двух национальностей: русской и бурята. В данной статье коснемся личности отца нашего земляка - Валентина Никитича Вампилова (07.11.1898-09.03.1938).

Валентин Никитич (сын Будихала, внук Вандана, правнук Вампила), принадлежал к древнему хонгодорскому роду. Выходцы этого племени перекочевали в Аларские степи в конце XVI в. из Монголии.

Фамилия Вампилов – производное от тибетского имени Вампил, означающего, по одним источникам, - «распространяющий могущество духа», по другим – «состояние возвышенного чувства, одухотворенности». О Вампиле известно немногое: крестьянин, который был посвящен в духовное звание и стал казначеем, а впоследствии - настоятелем Аларского дацана, ширетэ-ламой.

Родословное древо Вампиловых было восстановлено уже в наше время. Учёные из Бурятского университета установили, что в роду Вампиловых в нескольких поколениях были ламы (служители буддийской веры). Ламы, как представители духовенства, составляли элиту бурятского общества. Будучи духовными наставниками, они были людьми высокообразованными, обладали определенными качествами: сострадание, кротость, умиротворённый ум.

Родословное древо Вампиловых.
Родословное древо Вампиловых.

Валентин Никитич получил хорошее образование: окончил Аларское двухклассное училище, затем гимназию г. Иркутска. Незаурядные способности он продемонстрировал еще во время учебы - он много читал русских классиков: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова. Также в школьные годы он увлекался театром и, участвуя в постановках, знал наизусть «Евгения Онегина».

Гимназию Валентин Никитич окончил с золотой медалью и поступил в Иркутский университет на юридический факультет. Еще будучи студентом, Валентин был репетитором по немецкому языку у сына Иркутского губернатора. Кроме немецкого он свободно говорил на французском языке, знал греческий, латинский.

В университете Валентин Никитич проучился три курса. Оставив учёбу, он уехал в родную Аларь и стал преподавать в сельской школе русский язык и литературу. К своему делу относился творчески - вместе с учениками организовывал театральные постановки – пьеса «Злоумышленник» по рассказу А. П. Чехова, «Бедность не порок» А. Н. Островского и др.

Валентин Никитич Вампилов. Студенческое фото.
Валентин Никитич Вампилов. Студенческое фото.

Вскоре он женился на трудолюбивой, серьёзной девушке. Красавица-бурятка, Мария Мохосоева, была известна в округе как «кра­сивая Маня». Степенная, серьёзная, величавая Мария была мастерицей на все руки. Она была малограмотная (читала по слогам, умела только расписываться). Несмотря на это, впоследствии она стала членом правления колхоза "Аларь", районным депутатом, стахановкой. Трижды была участницей Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в г. Москва.

Мария Ефимовна Мохосоева (Вампилова).
Мария Ефимовна Мохосоева (Вампилова).

В первом браке у Валентина Вампилова родилось четверо дочерей: Максар, Будашка (Валентина), Ирина и Сэрже­на.

Вскоре Валентин Никитич познакомился с Анастасией Копыловой (на тот момент она была учительницей начальных классов в Куйтинской школе). Между ними вспыхнула любовь.

Копылова Анастасия Прокопьевна.
Копылова Анастасия Прокопьевна.

Мария спокойно отреагировала на решение Валентина уйти из семьи, рассудив, что у них, учителей, много общих интересов, и мужу её будет лучше с  Анастасией Прокопьевной. Это был акт великого милосердия, доказательство истинной, самоотверженной любви.

Валентин Никитич, будучи человеком порядочным, полностью обеспечивал обе семьи: «Все делилось на две равные ча­сти. Помню, как он при мне на маленьком аларском ба­зарчике он купил барана и по­просил разделить тушу на две части. С охоты возвра­щался всегда с четным ко­личеством добычи, которую обычно приносили в наш дом братишки – Миша и Во­лодя. Между двумя домами папы дети ездили зимой на санях, летом – на телеге», - вспоминала сестра Алексан­дра Вампилова - Сэржена Валентиновна.

Во второй семье Валентина Никитича также родилось четверо детей – старший Миша, близнецы Володя и Галя и младший Саша. Своей беременной жене Валентин Никитич писал: «Дорогая Тася! Ну, как твои дела? Я уверен, всё будет хорошо. И вероятно, будет разбойник - сын, и боюсь, как бы он не был писателем, так как во сне я всё вижу писателей. ...С самим Львом Николаевичем Толстым ис­кал дроби, и нашли. Второй раз в Черемхове, ночуя в доме знакомого татарина, я во сне пил водку с Максимом Горьким и целовал его в щетинистую щеку. Боюсь, как бы писатель не родился... Не назвать ли его Львом или Алексеем? У меня, знаешь, вещие сны...».

Шел 1937 год - столетие со дня смерти А.С. Пушкина. В честь него и назвали Александра Вампилова.

-5

– Назвав своего сына Александром в честь великого русского поэта, его родители пусть и не умышленно, но уготовили ему судьбу гениального, но опального творца, каким был при жизни Пушкин, – говорит Галина Солуянова, директор Культурного центра Александра Вампилова.

Отца своего Александр не помнил. Ему было всего несколько месяцев, когда зимой 1938 года директора Кутуликской школы, Вампилова Валентина Никитича, арестовали по ложному доносу. Валентина Вампилова обвинили в панмонголизме, популярной в 30-х идее объединения монгольских народов.

Сэржена Валентинов­на запомнила на всю жизнь последний разговор отца с матерью. Это было в одну из январских ночей 1938 года: «Скрывался, скрывал­ся и вдруг подумал: а что я сделал против советской власти? Ничего. Совесть моя чиста, и я решил вернуться домой». Посидели они с ма­мой, поговорили по душам, и он пошел к другой семье, к тете Тасе, к детям на школь­ную квартиру. Утром же, 17 января 1938 года, он был арестован Аларским райот­делом НКВД по Иркутской области».

Фото из следственного дела В.Н. Вампилова. 1938 г.
Фото из следственного дела В.Н. Вампилова. 1938 г.

9 марта 1938 года в орга­нах ГПУ Валентин Никитич был расстрелян».

Ему было 39 лет.

Тема «безотцовщины» нашла свое отражение в пьесах Александра Вампилова. Особенно остро она звучит в «Старшем сыне». Вампиловский герой Бусыгин рассказывает сочиненную экспромтом историю (о матери, что так и не вышла замуж после встречи с Сарафановым) не как забавную хлестаковскую импровизацию с добавляющимися деталями, а как что-то неожиданно больное, для него самого вдруг важное. «Этот розыгрыш и такая быстрая и легкая вера Сарафанова в то, что этот мальчик его сын, она очень тесно связана со средой, в которой эти герои обитают. С войной, с безотцовщиной, с одиночеством бесконечным, с судьбой Сарафанова, поломанной войной, когда все довоенные мечты о карьере музыканта после службы в артиллерии почти сходят на нет. Это основной нерв истории. И Вампилов сам говорил об этом. Я прочел в его письме, в котором он отвечает редактору одного из журналов на упрек Бусыгину в жестокости – помилуйте, какая жестокость? – он рос без отца, это его боль, его страдание и его нерв. Тогда этот розыгрыш перестает быть жестоким», – считает режиссер Константин Богомолов, который осуществил свою постановку пьесы Вампилова на сцене театра-студии «Табакерка». Вот так, через хохму, анекдот, даже обман в пьесе «Старший сын» возникает слово папа. «Это рефрен всей пьесы. То, что произошло с Бусыгиным, незаметно произвело впечатление на всех других: Нину, Васеньку, даже Макарскую. Они все ощутили, что значит дом, семья, опора, – отметил в одном из интервью основатель и художественный руководитель, директор Российского государственного «Театра на Покровке» Сергей Арцибашев.