Глава 11. Знакомство с личным составом. ч. 1
Иван издали увидел командира роты, рядом с которым пружинистой походкой шёл малознакомый штабной офицер.
- Подъём, пацаны! Айда строиться! – Заглянув в домик, скомандовал он на правах избранного народом вожака. - Ротный идёт с проверяющим из штаба. Может, что про Тунгуса расскажет…
***
Капитан задумчиво обвёл взглядом строй и, по привычке откашлявшись в кулак, заговорил, пристально наблюдая за реакцией каждого подчинённого:
- У меня всего два объявления, товарищи бойцы. Оба чрезвычайной важности. Первое: с этой минуты командиром отделения назначается рядовой Кроха с присвоением воинского звания «младший сержант». Приказ уже подписан. Лично в строевой части проверил. Так что вперёд, Иван! Пришивай лычки и принимай командование подразделением. Вернее, наоборот: принимай командование, а погонами в свободное время займёшься.
Строй тут же отозвался одобрительным гулом, а новоиспечённый командир откровенно засмущался, впрочем, не забыв подтянуть живот и расправить плечи.
- Второе, - выдержав короткую паузу, продолжил ротный, - на весь период нахождения штатного командира старшего лейтенанта Загибина в госпитале обязанности командира взвода будет исполнять старший лейтенант Караблин Виталий Сергеевич. Все его распоряжения и приказы исполнять согласно уставу. Беспрекословно, точно и в срок. Свою биографию товарищ Караблин расскажет после того, как примет дела и должность. От себя должен сказать: Виталий Сергеевич - офицер с немалым боевым опытом и, что самое важное, большой любитель, вернее, знаток служебных собак. Короче, нам с вами крупно повезло, ребятки. Вопросы выслушивать не собираюсь, так как считаю, что их по определению быть не должно. Сейчас следуйте в вольер к своим животным, а мы с новым командиром придём туда через пару минут. Всё ясно? Крругом! Шагом - марш!
- Зачем вы так со мной, товарищ капитан? – Потерянным голосом спросил Караблин. - Какой у меня «боевой опыт»? Откуда ему взяться? Со «знатоком» служебных собак тоже перебор. Ты специально меня подставил? Унизить в глазах бойцов решил? Зачем?! Я же как лучше хотел… помочь! Не ожидал. Что мне теперь делать?
Лишенков окинул холодным взглядом офицера и так сжал его ладонь, что у того подогнулись колени.
- Заткнись и слушай внимательно! – Гневно зашептал он на ухо побледневшему Караблину. - Бойцы класть с прибором хотели на твой «боевой» опыт. Будь ты хоть трижды Героем Советского Союза, они всё равно тебя на выходах проверять будут. Врубаешься? И ещё. Если бы я им сейчас объявил, что ты всю службу в штабе просидел, а сюда вроде как прогуляться вышел, то на тебе, как командире, сразу и однозначно крест поставят. Даже не сомневайся. Так что будем считать, что я тебе аванс за будущие подвиги выдал. Ты его на выходах должен отработать. Причём на совесть. Чтоб не было мучительно больно за … ну и так далее. А как ты хотел? По-другому нельзя. Теперь, брат, всё лично от тебя зависит. Всё как заказывали. А вот с собаками действительно промашка вышла, - повинился капитан, - ляпнул сгоряча, не подумавши. Ничего! Парень ты головастый, разберёшься по ходу дела. Сам говорил, что не боги горшки обжигают. Так что вперёд и с песней!
***
- Как новичок Антонов и его собачка? – Поинтересовался Лишенков у Крохи, остановившись около Братана. - Привыкают друг к другу? На первый взгляд, кобель вполне себе здоровый. Даже шерсть лосниться, как у какой-нибудь болонки.
Иван всего на несколько секунд замешкался с ответом, но этого хватило, чтобы в разговор вмешался разобиженный нелепым сравнением вожатый.
- Ничего, никак у болонки! – Возмущённо затараторил Володя, просунув голову подмышкой Крохи. - Братан вам не комнатная собачка, а служебный пёс! Можете со мной что угодно делать, но Братана обзывать нельзя!
Володя заканчивал речь с ощущением полёта в пропасть. Он не сомневался, что расплата за дерзость будет жестокой и наступит прямо сейчас, но нисколько не жалел о своём поступке. К его удивлению, капитан, помолчав, усмехнулся и дружелюбно поинтересовался:
- Что, Антонов? Никак голос прорезаться стал? Ну-ну… Ты только шибко не борзей. Не стоит. А то не посмотрю, что доктор нахваливал. В один момент переведу в наряд по роте или в стройкоманду на модуль. Будешь у меня «бетономешалкой» работать. У Штыренко в подсобниках. Замучился ваш Штырь в одиночку раствор месить. Помощника выпрашивает. Пошли, Иван. – Развернувшись к Крохе, продолжил ротный. – У меня к тебе разговор на сто рублей есть. Посовещаться хочу с глазу на глаз…
***
- Ну что, товарищ капитан? Я пойду? – Спросил Караблин, не поднимая глаз. – Мне, в самом деле, до вечера дела передать нужно. Если что, я всегда на связи.
- Иди раз нужно. – Едва заметно усмехнулся Лишенков. – Найдём. А если что, собак по следу пустим.
- Реально крутой боевик? – Спросил Кроха, проводив нового взводного взглядом. - Лицо как будто знакомое… где-то точно видел, а вспомнить не могу. Откуда он вообще взялся?
- Неважно. – Отмахнулся Лишенков, сделав вид, что не заметил фамильярности сержанта. – Что было, то было. Главное, кто он сейчас.
Офицер замолчал, изучающе посмотрел на Кроху, вздохнул и полез в карман за сигаретами. Иван следил за руками командира и думал о том, что ему впервые в жизни приходиться общаться с начальством на равных. Он не испытывал ни робости, ни волнения. Напротив, Кроха стал смутно понимать, что охватившее его чувство и есть то самое армейское братство, о котором пишут романы и снимают фильмы. В эту минуту Иван был не в состоянии привести в порядок собственные мысли, но точно знал, что готов пойти за командиром и в огонь, и в воду. А если потребуется, прикрыть его собственным телом. «Неужели меня из-за лычек так вставило? – Недоумевал сержант. – Ну уж нет! Тут что-то другое. Жаль, спросить не у кого. Эх, был бы Юрка рядом!»
- Как-то мудрёно вы говорите, товарищ капитан. – Решился прервать затянувшееся молчание Кроха. – Мне бы как-нибудь попроще. Быстрее дойдёт. Хотя я, походу, догадываюсь, о чём пойдёт речь. Видать, не всё так ровно с новым взводным.
Лишенков, конечно, уловил в голосе подчинённого новые, незнакомые прежде нотки, но даже не думал его одёргивать. Ему самому было приятно ощущение душевного единения с этим, по сути, мальчишкой, которое возможно лишь между товарищами, познавшими цену жизни на войне.
- А чего здесь непонятного? – Пожал плечами капитан. - Нам с тобой важны не прошлые заслуги старшего лейтенанта, а то, каким он будет в настоящем и будущем. Верно? И то, как он войдёт в коллектив. Вот в этом вопросе я рассчитываю на твою помощь. В армии не принято обсуждать командира с его подчинёнными. Просто сейчас совершенно другая ситуация. По большому счёту, мы с тобой не его обсуждаем. Мы советуемся, как ему помочь. Только и всего. Караблин - парень честный и порядочный. Он сам решил принять взвод. Ему даже никто не намекал. Просто взял и решил помочь. Как думаешь, Иван, много ли народу согласится променять спокойную жизнь на возможность… - Лишенков вдруг задумался, подбирая подходящие слова, а затем как с плеча рубанул. – Чего уж там? На возможность поймать пулю или подорваться на мине? То-то и оно, что желающих днём с огнём не отыскать. А Караблин сам вызвался. В общем, вот такие у нас с тобой дела.
Несколько секунд они молча смотрели друг другу в глаза, как бы уступая право первого слова.
- Я вас понял, товарищ капитан! – Начал Кроха, протягивая руку командиру. - Даже не сомневайтесь, всё будет нормалёк. – Тут же осознав собственную оплошность, неуклюже поправился, - я хотел сказать, что…
- Всё путём, сержант. – Улыбнулся ротный, пожимая ладонь. - Главное, ты меня правильно понял, а остальное как-нибудь само срастётся. О том, что тема не для распространения, напоминаю ради порядка и без особого нажима. На собственное усмотрение, короче. – Ослабив хватку, вдруг хохотнул, как будто вспомнил что-то забавное. – Малой-Антонов так меня отчитал, что малость не по себе стало. Как он? Всё также сопли жуёт или мужиком становится? Смотри, товарищ сержант! На тебе персональная ответственность за парнишку.
- Нормальный пацан. – Улыбнулся и тут же стёр улыбку Кроха. – Правда, по возвращению я с ним толком ещё не общался.
- Чего так? – Подозрительно прищурился командир. – Не до него было? Это ты зря! Мало ли что в ваше отсутствие могло случиться?
- Делов невпроворот было. - Счёл за лучшее поменять тему Иван. - Вы не в курсе, как там наш командир? Мы с пацанами сильно за него переживаем. Хотим сегодня вечером в санчасть сходить.
- Молодец, что напомнил! – Спохватился капитан. - В санчасть не ходите. Только время потеряете. Забыл сказать, что Загибина в Кабул отправили. Ранение оказалось гораздо серьёзнее, чем доктора поначалу думали. Вроде бы второй осколок обнаружился. Сам толком пока не знаю. Начмед обещал выяснить. Сказал после обеда зайти. Ладно, Иван. Ты занимайся, а я пошёл. Узнаю про Загибина, лично проинформирую.
Предыдущая часть. https://dzen.ru/a/aChHFbyb-XL3yOW5
Повести и рассказы «афганского» цикла Николая Шамрина, а также обе книги романа «Баловень» опубликованы на портале «Литрес.ру» https://www.litres.ru/