Найти в Дзене
Литерамания

Смысл и перевод песни "Lose yourself" (Eminem)

Оглавление

Песня «Lose Yourself» — это автобиографический рассказ, написанный Эминемом. В ней он описывает путь от жизни в трейлерном парке на 8-й Майл в Детройте до статуса звезды мирового хип-хопа и подписания контракта с Dr. Dre. Композиция была создана специально для фильма 8 Mile, сюжет которого основан на реальных событиях из жизни самого рэпера до начала его профессиональной карьеры. Главный герой фильма — Рэббит (его играет Эминем) — борется с нищетой, участвует в локальных рэп-баттлах и сталкивается с внутренними и внешними противниками.

Lose Yourself
Lose Yourself

История создания

Выпущенная 28 октября 2002 года как ведущий сингл саундтрека к фильму 8 Mile, песня «Lose Yourself» быстро вышла за рамки кино и превратилась в неувядающий гимн, ставший неотъемлемой частью как наследия Эминема, так и широкой культурной среды. Это не просто рэп — это обнажённый нерв, мощный коктейль из амбиций, тревоги и несгибаемой веры в себя. Это боевой клич для аутсайдеров, вызов скептикам и предельно откровенное признание в уязвимости и жажде успеха. Влияние песни выходит далеко за пределы хип-хопа, находя отклик у каждого, кто когда-либо осмеливался мечтать наперекор обстоятельствам.

История создания «Lose Yourself» открывает окно в бурный период жизни Эминема во время съёмок 8 Mile. Лирика была написана на обрывках бумаги между дублями и заботами отцовства, что придало ей ощущение срочности и подлинности. По словам звукорежиссёра Стивена Кинга, Эминем записал все три куплета в одном непрерывном потоке — и это только усиливает ореол песни как «мгновения, пойманного в молнию». Демоверсия с альтернативными строчками демонстрирует, как кропотливо оттачивалась финальная форма композиции.

Разбор текста

-2

Сила повествования в «Lose Yourself» — в мастерском переплетении вымышленной истории и автобиографии. Первые два куплета погружают нас в суровый мир Джимми «B-Rabbit» Смита — начинающего рэпера, сражающегося за признание на подземной сцене Детройта. Мы ощущаем его потные ладони, страх публичных провалов, тяжесть мечты, давящей на плечи. А в третьем куплете эти линии сходятся: история Джимми становится историей самого Эминема, и песня превращается в универсальное свидетельство борьбы за мечту.

Look, if you had, one shot, or one opportunity
To seize everything you ever wanted-
One moment
Would you capture it, or just let it slip?
Слушай, если бы у тебя был единственный шанс или возможность
захватить всё, о чем ты когда-либо мечтал,
в один миг…
Ты бы схватил его или позволил ему ускользнуть?
Текст Эминема здесь — настоящий мастер-класс в рэп-нарративе. Он работает с рифмой, как хирург со скальпелем, вскрывая суть бедности, амбиций и одиночества, порождённого славой. Его образы ярки и телесны: «Ладони вспотели, колени трясутся, руки налиты / На свитере уже блевотина — мамины спагетти» — эти строки уже стали частью поп-культуры, передавая тревогу перед сценой. Сложные рифмы и внутренние ритмы поднимают текст до уровня поэтического искусства, демонстрируя техническое и языковое мастерство исполнителя.

His palms are sweaty, knees weak, arms are heavy
There's vomit on his sweater already, mom's spaghetti
He's nervous, but on the surface he looks calm and ready
To drop bombs, but he keeps on forgetting
What he wrote down, the whole crowd goes so loud
He opens his mouth, but the words won't come out
He's chokin, how everybody's jokin now
The clock's run out, time's up, over bloah
Snap back to reality, Oh there goes gravity
Oh, there goes rabbit, he choked
He's so mad, but he won't give up that
No, he won't have it, he knows his whole back city ropes
It don't matter, he's dope
He knows that, but he's broke
He's so stacked that he knows
When he goes back to his mobile home, that's when it's
Back to the lab again yo
This whole rap s**t
Better go capture this moment
and hope it don't pass him
Его ладони вспотели, колени дрожат, руки тяжелеют.
На его свитере блевотина из маминых спагетти.
Он нервничает, но выглядит спокойным и готовым
Взорвать бомбы (поразить всех), но он продолжает забывать
то, что он написал. Толпа кричит всё громче.
Он открыл рот, но слова не выходят.
Он подавился? Все смеются над ним.
Время уходит, оно вышло, все — бах!
Он возвращается в реальность, сила притяжения.
Ох — это Кролик, он задыхается.
Он так зол, но он не собирается сдаваться.
Нет, не будет терпеть это, он знает, что его загнали в тупик.
Не важно, он же нарк-н (dope - зависимый на сленге).
Он знает это, но он беден.
Он так приклеен к этому и он знает, что
когда он вернется в свой фургон, тогда вернётся
в свою лабораторию вновь.
Опять этот долбаный рэп.
Лучше поймать момент
и надеяться, что он не пройдёт зря.

В самой своей сути «Lose Yourself» — это гимн мечтателям и борцам, тем, кто отказывается мириться с судьбой. В песне — голод, отчаянное стремление вырваться из замкнутого круга. Повторяющийся припев «You only get one shot, do not miss your chance to blow / This opportunity comes once in a lifetime» превращается в мантру, призыв к действию, актуальный для любого, кто хоть раз ощущал давление ожиданий и страх провала.

You better lose yourself in the music, the moment
You own it, you better never let it go
You only get one shot, do not miss your chance to blow
This opportunity comes once in a lifetime yo,
Ты лучше потеряй себя в музыке, мгновение -.
Ты получил его, не упускай его.
У тебя только один шанс, не упусти возможность засветиться.
Такой шанс выпадает раз в жизни.

В песне заметен интересный переход: сперва исполнитель говорит одним тоном и от лица толпы: лучше потеряй себя (сдайся). А потом переключается на свою привычную тональность и продолжает мысль: потеряй себя в музыке. Это его ответ на предложение мира отказаться от мечты. Мы видим контраст двух голосов: внутреннего и внешнего.

кадр из фильма
кадр из фильма
His soul's escaping, through this hole that is gaping
This world is mine for the taking
Make me king, as we move toward a new world order
A normal life is borin, but superstardom's close to post mortom
It only grows harder, only grows hotter
He blows us all over these hoes is all on him
Coast to coast shows, he's know as the globetrotter
Lonely roads, God only knows
He's grown farther from home, he's no father
He goes home and barely knows his own daughter
But hold your nose cause here goes the cold water
These ho's don't want him no mo, he's cold product
They moved on to the next schmoe who flows
He nose dove and sold nada
So the soap opera is told and unfolds
I suppose it's old partner, but the beat goes on
Da da dum da dum da da
Душа покидает его, бежит сквозь щель, что разрастается.
Это мой мир, я возьму его.
Сделайте меня королем, мы идём вперёд, к новому миропорядку.
Обычная жизнь скучна, но жизнь суперзвезды близка к состоянию после смерти (post mortom - понятие в криминалистике, обозначающее труп, часто используется на месте преступления).
Становится только тяжелее, становится только горячее.
Он взорвал это (покорил всех), все шлюхи на нем.
От побережья к побережью, он изъездил весь мир
Одинокие дороги, одному Богу известно, где он был.
Он стал отцом вне дома, он не отец.
По приезде он едва узнаёт свою собственную дочь.
Зажмите нос, сейчас пойдет холодная вода.
Шлюхи не хотят него больше, ведь он уже холодный продукт (идиома, означающая отсутствие спроса)
Теперь они вьются вокруг нового дебила, который флексит.
Он ударился носом (образное выражение: потерпел неудачу), он не продал ничего (для усиления используется испанское слово nada - ничего)
Итак, мыльная опера рассказана и развернута,
Я полагаю, она стара, партнер (здесь это неформальное обращение к слушателю, типа парень)
Но ритм продолжается…
да-да-дум да-дум да-да.

Автор рассказывает и свою историю, ведь за волной успеха следует неудача и быстрое забвение. Даже в жизни суперзвезды не все идет гладко. Периоды затишья и неуспеха воспринимаются очень болезненно. В то же время страдает личная жизнь. Известный человек отдаляется от родных.

-4

Песня превзошла типичную судьбу саундтрека, став глобальным хитом, который покорил чарты и получил признание критиков. Пик успеха — «Оскар» за лучшую оригинальную песню, что стало историческим моментом как для Эминема, так и для жанра. Но ещё важнее — культурное влияние: «Lose Yourself» стала частью рекламы, политических митингов, интернет-мемов и даже названия детройтского ресторана, ссылающегося на ту самую строку про «мамины спагетти».

No more games, I'ma change what you call rage
Tear this m*********n roof off like 2 dogs caged
I was playin in the beginnin, the mood all changed
I been chewed up and spit out and booed off stage
But I kept rhymin and stepwritin the next cypher
Best believe somebody's payin the pied piper
All the pain inside amplified by the fact
That I can't get by with my 9 to 5
And I can't provide the right type of life for my family
Cause man, these g****m food stamps
don't buy diapers
And it's no movie, there's no Mekhi Phifer, this is my life
And these times are so hard and it's getting even harder
Tryin to feed and water my seed, plus
Teeter-totter
caught up between bein' a father and a pre-madonna
Baby mama drama's screamin on and
Too much for me to wanna
Stay in one spot, another day of monotony
Has gotten me to the point, I'm like a snail
I've got to formulate a plot or I end up in jail or shot
Success is my only m*********n option, failure's not
Mom, I love you, but this trailer's got to go
I cannot grow old in Salem's lot
So here I go is my shot.
Feet fail me not
this may be the only opportunity that I got

Больше нет игр, я изменю то, что ты называешь гневом.
Сломаю эту долбанную крышу (здесь: потолок возможностей и ожиданий), как собаки, запертые в клетке (отсылка к собачьим боям).
Сначала я играл, но потом настрой изменился полностью.
Меня заглатывали и выплёвывали, освистали на сцене.
Но я продолжил рифмовать (здесь «cypher» — это круговой рэп-баттл, а «stepwritin’» — авторский неологизм, объединяющий
step in(вступать) и writing (написание текстов), передающий идею активного участия и самовыражения. Перевод передаёт общий смысл — несмотря на провалы, герой продолжает участвовать в следующих рэп-баттлах и оттачивать мастерство).
Лучше поверь в то, что кто-то платит крысолову (отсылка на легенду о крысолове из Гамельна, который гипнотизировал крыс игрой на флейте).
Боль внутри усиливается от того,
Что я не могу обойтись своей работой с 9 до 5.
Что не могу обеспечить моей семье нормальный тип жизни.
Потому что, парень, на эти чёртовы талоны (карточки на питание для бедных)
нельзя купить подгузники.
И это не кино. Здесь нет Мекая Файфера, это моя жизнь.
Это трудное время, а будет ещё тяжелее.
Пытаюсь кормить и поливать мое семя, плюс
Качели между тем, как быть отцом, и тем, как быть примадонной, одновременно.
"Baby mama drama's" (типичная история матери и ребенка) кричит слишком много,
Чтобы я мог это вынести.
Сижу на месте — ещё один день монотонный,
И я, как улитка, весь в рутине заторможенный.
Мне нужно придумать план, иначе — тюрьма или пуля.
Успех это мой чёртов выбор, ноги - не подведите меня (обратите внимание на архаичный порядок слов, так уже не говорят).
Мама, я люблю тебя, но трейлер (Эминем с мамой жили в трейлере) должен уйти.
Я не могу расти на парковке в Салеме (это трейлер-парк, где он вырос, средоточие нищеты и безнадеги)
Ну я пошёл, это мой выстрел (образно: шанс).
Ноги, не подведите меня (обратите внимание на архаичный порядок слов, так уже не говорят)
ведь это моя единственная возможность.

You can do anything you set your mind to, man
Парень, ты можешь сделать что-то, чтобы достичь того, к чему ты стремишься, парень.

Подводим итоги

Спустя десятилетия после релиза, «Lose Yourself» всё ещё звучит свежо и сильно. Это не просто выдающийся трек — это вдохновляющий манифест для тех, кто стремится к большему. Темы борьбы, стойкости и веры в мечту делают песню вечной. Она остаётся напоминанием: если ты готов схватить момент — ты способен на всё.

А как вы относитесь к этой песне? Делитесь своим мнением в комментариях и, конечно же, подписывайтесь, чтобы чаще думать о том, что слушаете.