Найти в Дзене

Нужен Паспорт доступности соцобъекта? Это приложение сделает его за вас

На карте госпрограммы «Доступная среда» — почти 200 тысяч социальных объектов по всей стране. При этом по приведённой там же аналитике полностью доступными для маломобильных граждан признаны 30,34 % от общего числа объектов (59 120 из 194 885)*. Данные по ряду регионов либо неполные, либо отсутствуют, что указывает на потребность в современных и простых инструментах при проведении обследований и оформлении документации. Команда из Твери решила изменить ситуацию и разработала бесплатное приложение, которое помогает провести обследование объекта и сформировать Паспорт доступности. О том, как появилась идея сервиса, с какими барьерами сталкиваются организации при адаптации пространств и появится ли в приложении транспортная инфраструктура, рассказывает руководитель НКО «Центр «Эксперт» Анастасия Савина. *без учёта регионов с отсутствующими или неполными данными. – В нашей стране изначально не существовало специализированной программы поддержки людей с инвалидностью — всё сводилось к реали
Оглавление

На карте госпрограммы «Доступная среда» — почти 200 тысяч социальных объектов по всей стране. При этом по приведённой там же аналитике полностью доступными для маломобильных граждан признаны 30,34 % от общего числа объектов (59 120 из 194 885)*. Данные по ряду регионов либо неполные, либо отсутствуют, что указывает на потребность в современных и простых инструментах при проведении обследований и оформлении документации. Команда из Твери решила изменить ситуацию и разработала бесплатное приложение, которое помогает провести обследование объекта и сформировать Паспорт доступности. О том, как появилась идея сервиса, с какими барьерами сталкиваются организации при адаптации пространств и появится ли в приложении транспортная инфраструктура, рассказывает руководитель НКО «Центр «Эксперт» Анастасия Савина.

*без учёта регионов с отсутствующими или неполными данными.

– Как возникла идея создать приложение «Паспорт доступности»?

– В нашей стране изначально не существовало специализированной программы поддержки людей с инвалидностью — всё сводилось к реализации положений федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Ситуация начала меняться после того, как Россия присоединилась к Конвенции ООН о правах инвалидов.

см. источник: http://government.ru/info/32132/
см. источник: http://government.ru/info/32132/

Вслед за этим были пересмотрены и переработаны многочисленные нормативные акты как на федеральном, так и на региональном уровнях. Также была запущена государственная программа «Доступная среда». За почти 15 лет реализации принципов Конвенции нормативная база значительно расширилась – накоплен опыт, появился более детализированный подход к созданию безбарьерного пространства для маломобильных групп населения. Однако разобраться в таком объёме документов непросто, особенно с учётом постоянных изменений, которые в них вносятся. Между тем, это знание необходимо, ведь только правильно организованная доступная среда может быть по-настоящему удобной и, что особенно важно, безопасной.

-2

Министерство труда и социальной защиты РФ разработало методику обследования объектов на соответствие нормам доступности. Она опирается на действующую нормативную базу, и именно на её основе формируется Паспорт объекта социальной инфраструктуры (Паспорт ОСИ). Согласно приказам профильных министерств, такой документ должен быть у каждого объекта, оказывающего услуги гражданам. Паспорт ОСИ могут запросить проверяющие органы, но он необходим и удобен самому объекту: он содержит конкретную информацию о том, насколько объект соответствует нормам доступной среды. В случае отклонений, на основании Акта обследования составляется дорожная карта по устранению нарушений, согласно ей объект адаптируется до максимально возможного варианта. Более того, такая карта может служить аргументированным обоснованием для получения бюджетных средств на проведение работ.

Впрочем, на практике составление Паспорта ОСИ представляет собой непростую задачу. Администрация учреждения или иные должностные лица зачастую имеют лишь общее представление о доступной среде и её элементах, не зная всех требований к их размещению и установке. И мы не можем их корить за это, естественно, у каждого своя специализация и зона экспертизы. В то же время привлечение квалифицированного внешнего специалиста для составления такого документа может быть слишком затратным, особенно для государственных или муниципальных организаций. Отсюда — одна из причин, почему, несмотря на годы работы программы «Доступная среда», значительная часть объектов до сих пор остаётся неадаптированной к потребностям маломобильных граждан.

С подобной ситуацией мы столкнулись и в нашем регионе. (Тверская область) Именно тогда возникла идея разработать приложение, которое позволит проводить обследование объектов в соответствии с методикой Минтруда и по итогам формировать корректный Паспорт доступности ОСИ. Мы хотели, чтобы приложение было понятно каждому, и при этом оставалось полностью бесплатным.

-3

– Какие сложности вы видите в создании безбарьерной среды в российских городах?

– Сложности…Первая и, пожалуй, ключевая — нехватка специалистов в области организации безбарьерной среды, особенно в регионах и муниципалитетах, именно там, где принимаются решения о строительстве новых объектов или капитальных ремонтах. Но, как я уже отмечала, каждый должен заниматься своим делом. Возможно, даже точнее будет сказать так: не наблюдается заинтересованности в привлечении внешних специалистов, в том числе и из некоммерческого сектора.
Мы в своём регионе буквально зарабатывали доверие — что называется, потом и кровью. И до полной победы, если честно, нам ещё предстоит длинный путь. Одна из типичных проблем —
неверное составление технических заданий для проектных организаций. Кроме того, значительная часть зданий в нашей инфраструктуре была построена в середине, а то и в первой половине прошлого века, когда никаких норм по доступности для маломобильных групп населения просто не существовало. Есть и спорные положения в действующей нормативной базе, они тоже создают препятствия. В общем, сложностей действительно хватает.

-4

– Кто может использовать приложение? Оно рассчитано на профессионалов или доступно для широкой аудитории?

– Мы изначально разрабатывали приложение таким образом, чтобы им мог воспользоваться любой желающий — вне зависимости от уровня подготовки. В списке предложенных локаций пользователь выбирает те, которые соответствуют особенностям конкретного объекта. Далее, по пошаговым указаниям проводится обследование всех основных функциональных зон здания. Нужно лишь внести результаты измерений и приложить фотофиксацию, подтверждающую параметры.
Приложение построено по принципу «заданий». Но если на каком-то этапе возникают трудности, всегда можно воспользоваться вкладкой «Подсказка», которая есть почти у каждого пункта — она помогает уточнить детали и избежать ошибок.
Система устроена так, что допустить серьёзную ошибку практически невозможно. Перед тем как будет окончательно сгенерирован результат, данные проходят проверку модератором, что дополнительно исключает неточности

-5

– Как устроен процесс проверки? Что делает модератор?

Мы разложили процесс обследования на этапы и предусмотрели несколько типовых категорий социально значимых объектов. Каждая из представленных категорий включает набор функциональных зон, в которых, согласно нормативам, должны присутствовать элементы доступной среды. Список категорий со временем может расширяться.

Для каждой зоны мы предложили несколько возможных видов локаций. Например, если вы выбрали тип объекта «магазин» и приступаете к обследованию входной группы, приложение предложит вам выбрать подходящий вариант: «входная группа с лестницей и пандусом», «входная группа без крыльца» и т. д. Пользователь выбирает тот тип локации, который фактически соответствует обследуемому объекту.

Далее вы переходите к обследованию конкретных архитектурных элементов. Программа предлагает широкий выбор опций, и для каждого элемента предусмотрен список заданий, выполнение которых формирует основу ключевого раздела Паспорта доступности — Акта обследования. Документ в дальнейшем автоматически генерируется системой.

После завершения всех заданий ваша работа автоматически отправляется на проверку модератору. Модератор — это сертифицированный эксперт по вопросам организации безбарьерной среды. Он тщательно просматривает каждое выполненное задание. Если обнаруживает неточности, вы получаете уведомление в приложении с просьбой внести корректировки. Если всё в порядке, модератор согласовывает результаты, после чего вы можете скачать или распечатать готовый документ.

– Какие обновления ждут пользователей в ближайшее время?

Мы постоянно расширяем список объектов, доступных для обследования в приложении, а также регулярно обновляем нормативную базу. Уже сейчас пользователи могут провести обследование автовокзала. Ведётся разработка над добавлением локации железнодорожного вокзала.