Роддом для белых медведей. И вот я добрался до Арктики, не в заполярные районы, а именно в Арктику, в том понимании, которое сложилось еще в школьные годы и всё это время крутилось в моей голове — береговая линия студеных морей, безмолвие ледяных просторов с наломанными торосами и конечно острова с их недоступностью. И обязательно белые медведи.
А поехал я не просто окунуться в мир снежно-ледяного царства, а поучаствовать, в качестве волонтера в весеннем учете родовых берлог белых медведей в заповеднике «Медвежьи острова», по сути их настоящем роддоме. Почему же «роддом» именно здесь, ведь в других местах, в других резерватах медведи тоже выводят потомство, но! Именно тут достигается наивысшая концентрация родовых берлог.
Весь архипелаг занимает всего 60 кв.км. суши, а за время двух учетов, проведенных в конце марта и начале апреля 2025 года, тут было обнаружено 33 берлоги. И это только обнаруженные, а ведь наверняка остались не выявленные. Говоря сухим языком статистики условно на неполные 2 кв.км территории приходится одна берлога. Вот такое соотношение площади островов к количеству берлог делает это место поистине уникальным.
Сам заповедник совсем юный, всего пяти лет отроду, но с первых дней ведущий активную работу по мониторингу рождаемости белых медведей и эффективному обеспечению охраны территории в весьма сложных условиях.
Сами острова находятся в Восточно-Сибирском море, километрах в ста от устья реки Колыма. А «воротами» в заповедник является поселок Черский, стоящий на высоком берегу в низовьях широченной Колымы примерно в 130 километрах от устья. Сюда то я и прибыл из Якутска минуя почти четыре часа лета над бескрайними, заиндевевшими просторами, любуясь укутанными снегами горами, руслами скованных льдами рек, выписывающих невероятные кренделя, а при посадке, производящей впечатление картиной, когда из иллюминатора, катясь по взлетно-посадочной полосе я наблюдал застывшие, заснеженные остатки некогда мощного советского полярного авиапарка.
Рейсы в Черский регулярные — по средам и субботам. Прилетел, разгрузился, забрал новых пассажиров и обратно в Якутск. Прямо в самолете вас встречают пограничники, которые проверяют паспорта. Черский еще не является погранзоной, а вот острова, да и туда необходимо заранее оформлять пропуск. Процедура не сложная, надо по специальной форме подать заявление на Госуслугах. Пропуск то оформляют аж в Петропавловске-Камчатском.
Результат вам приходит в Госуслуги и отправляется по почте, так же информируют пограничную службу по месту прибытия. «Добрый день!» — прописка не местная, пара вопросов — кто, да что? Выяснив куда я следую и убедившись, что меня встречает представитель заповедника погранформальности были исчерпаны.
Выезд на острова был намечен через день, выдавшееся свободное время я скоротал, посетив местный краеведческий музей. Сколько же там всего интересного, связанного с историей поселка, местным этносом, природой.
Коллекция постоянно пополняется местными жителями, которые передают музею, старые фото, предметы быта, одежду, разнообразные находки с окрестных территорий. Погода отличная, умеренно морозная, да и солнышко старается.
Под ногами давно забытый хруст снега. Гуляй в удовольствие! Николай, сотрудник научного отдела заповедника прошелся со мной, чтобы я по первости зря не плутал. Удивило наличие аж двух памятников крылатым трудягам севера – легендарным ЛИ-2 и АН-2. Красота! Огромная Колыма, даже скованная льдом производит впечатление!
Приготовления закончены. В трекол погружены продукты, вещи, необходимое оборудование, на санях бочки и канистры с горючим. Наш караван состоит из двух треколов и одного снегохода. Тут вообще не принято ездить по одному, ведь в дороге всякое может случиться и случается и даже не раз, и цена таких случаев может быть весьма плачевна.
Пора в путь. Сначала по зимнику «Арктика» в сторону поселка Походск, где отвернув на одну из проток Колымы продолжаем путь в сторону моря. Здесь свои традиции, нарушать которые не хорошо. Первая остановка на рыбацком стане у дяди Саши. Горячий чай и строганина из Чира. Какая же великолепная рыба!
Движемся дальше. Вдалеке на шесте сидит полярная сова. Она здесь почти всегда. Но на фотосессию совушка совсем не настроена. Взмах крыла и птица растворяется в белом просторе. А вам фотограф хвост в кадр.
Без особых усилий караван движется по протоке. Здесь дорога относительно ровная и спокойная.
На намеченной ранее остановке решаем, силы есть, будем катить пока не стемнеет. Уже в вечерних сумерках миновали устье Колымы. По окружающей картине не особо понятно, а вот машина пошла медленнее, потрясывать стало сильнее, значит вышли на ледяное поле Колымского залива Восточно-Сибирского моря. Тут дорога уже с другим характером, который проявляется сразу, лед далеко не такой ровный как на реке. Стоп. Устраиваемся на ночлег в Треколах. Очень комфортно и тепло. Тепло мягко сказано, за окном — 20, а я сплю в майке в расстегнутом спальнике.
Утро, солнце, минус чуть меньше ночного. Наш путь лежит на остров Крестовский, где на берегу бухты Пионер расположен кордон заповедника. На морских бугристых льдах особо не разгонишься, а тут начали попадаться торосы, которые, чуть забегая вперед скажу, изрядно попьют нам крови, серьезно усложняя наши передвижения, а в отдельных местах делая дорогу к островам не доступной. Но пока, по словам ребят, это только легкая разминка.
После нескольких часов нудно-тягучей тряской дороги мы наконец добрались до кордона. В прошлом году здесь, по программе «Нацональные проекты России — экология» установили четыре современных модуля. Два жилые — на 8 и 4 человека. Внутри нары с матрасами и постельным бельем, прямо гостиничный номер. Что особо меня удивило, так это матрасы — они добавляли комфорта отдыху нашим набитым от скачи по торосам телам. Есть печь на дровах, которая быстро наполняет вагончик теплом. Плитка с баллонным газом, раковина с умывальником, стол и табуреты.
Места очень много. Тепло, сухо, комфортно. Еще два контейнера под хознужды. Электричество обеспечивает генератор. И вишенка на торте — телевизор и Wi-Fi. Интернета нет, это просто очень дорого по здешним меркам, а вот связь с родными есть. Общайся, но мне надо учитывать разницу во времени. Просто к калужскому времени надо прибавить восемь часов. Вот так я оказался в будущем!!! Расположились. Вагончик постепенно начал наполняться теплом. Наконец можно лечь и расслабится…
На обед-ужин у нас будет суп из лосятины. Рецепт очень простой, но суп очень вкусный. Мясо, а это ребра, сухой картофель, сухой лук, рис и специи. Великолепная еда, сытная. Особенно хорошо супчик заходил мне утром на завтрак — поел и до вечера хорошо. Днем, на выезде пожевал кураги с чаем и порядок. А на следующий день была лосиная печень с рисом, а потом…стоп, а то так и про главную цель экспедиции забуду.
Сам процесс мониторинга на первый взгляд кажется простым. Снегоход идет вдоль берега острова, а инспекторы внимательно осматривают берег. Берлоги в основном располагаются на краю высоких отвесных берегов. Здесь хорошо наметает снег, да и берег какая-никакая защита. И вот на вершине берега ребята умудряются засекать небольшие отверстия, покопанный снег, да еще много разных признаков.
Конечно есть и следы на склонах, когда мишки скатываться вниз, и когда карабкаются вверх. Много разбросано снега, натоптано следов окрест это практически всегда уже покинутая берлога. Мамаша повела потомство навстречу новой жизни на бескрайних ледяных просторах. В отличии от бурых, белые не впадают в спячку и строят берлогу только для вывода потомства.
Интересно и конечно это зависит от медведицы, но берлоги бывают даже трехкомнатными, а внутри высота достигает полутора метров. Именно трёхкомнатные — одна комната для родов, одна для родившихся медвежат и одна для мамаши. Вот такой «роддом». Какие же они все же удивительные!
Если находится одна отдушина, то понятно, что медведица с потомством внутри и еще не выходила, но верный признак, что скоро она выйдет наружу. А вот если отверстие большое, то не понятно, ушла ли хозяйка совсем или еще нет. Медведицы никогда сразу не покидают берлогу. От двух-трех дней до недели они прогуливают потомство поблизости, знакомая малышей с новым миром. К таким берлогам лучше близко не подходить. Смотрим на расстоянии, прислушиваемся. Иногда можно услышать шипение, так обычно медведицы отпугивают от берлоги.
Не рычат, а шипят. Но у всех характер поведения разный и что там закрутится в медвежьей голове, но бывали случаи, что медведица не просто показывалась из берлоги, чтобы понять, что происходит, а резко выпрыгивала. Вот тогда спасайся, прыгай в работающий снегоход и газу… Вот так мы и двигались, останавливались, фиксировали на треке точку с берлогой, часто, во избежание неприятных встреч осматривали местность и делали съёмку с помощью коптера. Он, кстати снабжен тепловизором и помогает определять обитаема берлога или нет.
Движение снегохода во время осмотров не быстрое едем и боками, спиной и понятно еще чем можно успеть среагировать на сюрпризы местности. То подбросит, то тряхнет, а вот если идем от локации к локации да еще на скорости, гляди в оба. Вроде летим по ровной местности, а вот притаился и маленький сюрприз, ох-ох-ох, сани взлетают, с грохотом приземляясь, если зазевался, то все, можно сказать позвоночник осыпался в штаны. Жестко, неприятно и довольно болезненно…
Мы чуть подзадержались фиксируя берлогу, а первый снегоход ушел метров на двести вперед и свернул в распадок. Когда мы подъехали, ребята махали нам руками, там вдали медведица с медвежатами. Ого! Скорее! Но где, где, где, где же они? Как сквозь землю провалились. Полчаса мы безрезультатно колесили по окрестностям. Ну куда же она исчезла, с потомством она реально не могла так быстро убежать. И всё же удача нам улыбнулась. Засекли берлогу. И вот те на, они действительно «провалилась» под землю.
На наше счастье медведица оказалась любопытной. Решилась узнать, что там наверху творится. Вот, вот, чуть показалась морда, потом больше, больше, затем медведица начала вылезать наполовину, издавая шипение, пытаясь отогнать непрошенных гостей. Она быстро появлялась и столь же стремительно ныряла в берлогу. Снегоходы работали, тут не до шуток. Один медленно двигался, отвлекая её внимание. Главное мне нужно не упустить момент ее краткосрочных появлений. Серия, серия, еще, еще… Посмотрим в лагере что вышло. Все уходим. Злить животное не стоит, эти штучки могут плохо закончиться.
Поставили фотоловушку, в надежде, что она зафиксирует возможный выход медведицы с потомством. Но… на следующий день, приехав снимать фотоловушку мы нашли ее разбитой, а палку на которой она крепилась, сломанной. Похоже медведица отомстила нам за непрошенный визит и доставленное беспокойство…Опять показалась морда. Еще раз фоточка на память и прощай красавица, больше не тревожим…
А в ночь пришел ветер. «Южак». Мощный, порывистый, колючий, пронизывающий тебя насквозь. Хорошо еще не принес пургу, а только гнал облака снега срывая их с земли. Силища неимоверная. Находясь в огромном вагончике, а по размерам это 40 футовый контейнер, было ощущение, что ты в вагоне поезда, который потряхивает и раскачивает на рельсах…
Ветер внес коррективы в нашу программу, следующий день мы не смогли выйти на объезд. И только ближе к вечеру, когда он чуть умерил пыл, поехали снимать фотоловушки.
Продолжение следует
Часть 2 можно почитать здесь
Текст и фото: Алексей Романов
Подпишитесь!
Читайте еще: