Не побоюсь ошибиться, если скажу, что Архангельская область прочно вошла в туристическую карту России. Такие места как Холмогоры, Каргополь, Кенозерский парк встречаются довольно часто, да и условия размещения здесь довольно приличные. Но в своих материалах я бы хотел рассказать о некоторых местах, которые не так часто посещают туристы, во-первых это связано с логистикой, дороги тут не асфальт, а трястись по пять-шесть часов по гравийной дороге не у всех вызывает энтузиазм.
Во-вторых, это конечно отсутствие туристической инфраструктуры в том виде, в котором мы привыкли ее воспринимать, есть конечно что-то, но забираясь в такие глубинки вы должны понимать, что ночевать вам может придется просто у кого-то из жителей, про кафе и рестораны стоит позабыть, да и ароматного кофейку вам тут вряд ли нальют в привычный бумажный стаканчик из рожковой кофемашины.
Но зато можно попробовать слабосоленой нестероидной дикой семги, морошки в различных видах, свежевыловленной наваги, возможно и какой-нибудь дичи, ведь охота здесь способ выживать, а не развлекаться. В-третьих, надо для себя понять, а нужно ли мне ради красивой фоточки в сторис все это.
Онега, Онежское поморье у многих ассоциируется с одноименным городом Онега и Кий островом, но мы туда не поедем, а поедем в село Пурнема и лежащую от нее в 36 км деревню Лямца. Для меня это был первый, очень краткосрочный визит в эти места.
Кажется, 36 км не так уж и много, но если учитывать, что дорог туда никаких нет, то путь получается не очень близкий. Зимой это снегоход. Летом лодкой вдоль берега, или, как говорили жители 8 км пешком по лесу до «лесовозной» дороги, а там стой и лови попутку.
Итак, Пурнема. Она расположена в 200-х км от Архангельска на Онежском полуострове, на высоком берегу Онежской губы Белого моря, в устье реки Пурнема. Впервые упоминается в 1544 году. В 1615 году в Пурнеме было 2 соляные варницы, принадлежащих Соловецкому монастырю — одна в Ручьях, другая у моря между Пурнемой и Лямцей. В 1617 году монастырских варниц было уже 4, тогда же Пурнема и соседняя с ней Лямца были приписаны к Соловецкому монастырю, но во время Соловецкого восстания в 1668 году вновь отписаны на Государя. Соляной промысел процветал.
В шестидесятые годы XVII века в Пурнемском монастырском усолье действовало 5 варниц. По количеству производимой соли Пурнемское усолье, начиная со 2-й четверти XVII столетия, не уступало Нёноцкому и другим крупным усольям. В реке Вейге и в Вороньем ручье добывали жемчуг (бисер). Процветал рыбацкий промысел. В середине XIX века в селе в среднем в год строился один карбас и одна лодка. В 1920-х годах в Пурнеме даже было 6 парусных палубных судов, в том числе двухмачтовые. В период коллективизации, в 1930 году, был организован колхоз «Беломор», вошедший в товарищество по добыче рыбы.
Главной достопримечательностью Пурнемы является храмовый комплекс. Деревянные шатровая Никольская церковь (1618 год), наверное самый древний сохранившийся храм на побережьях Белого моря, срубленный без единого гвоздя и Рождественская церковь (1860 год), к сожалению сильно разрушена. Еще здесь великолепный подвесной мост.
Два с половиной часа на снегоходе вдоль берега и через лес на запад от Пурнемы и мы попадаем в деревню Лямца. Стоит она в устье одноимённой реки, а часть Онежского берега, на котором расположена деревня, получило название Лямицкого. Предположительно название произошло от фино-угорского «лямит», «лямт» — «лесная зона горы», «большой черный лес».
Ранее она носила название Усть-Лямицкое. Освоение этих мест славянами и корелами началось в X-XII веках — большинство поселенцев прибыло сюда из новгородских земель. Однако, жителей Лямцы дразнили московитами, а это на Севере означало, что они прибыли сюда не из новгородских земель, а из московского княжества или сопредельных с ним по Северной Двине.
Время основания поселения в этом месте неизвестно. В копийных книгах Соловецкого монастыря она впервые упоминается в документах 1528 года. К 1551 году в деревне было 22 двора. В 1869 году проживало 470 человек, в настоящее время проживает 115 человек. Здесь занимались добычей соли, а в более поздний период отхожими промыслами – по сведениям Архангельского губернского статистического комитета за 1876 год, помимо хождения «в бурлаки», основной доход приносили рыбная ловля и охота на морского зверя.
Большой интерес представляет памятный крест, поставленный в честь отражения крестьянами села попытки высадки английского десанта 25 июня 1855 года во время Крымской войны. Надпись на табличке под крестом в современной орфографии: «В память отражения неприятельского английского парохода-фрегата государственными крестьянами селения Лямцы в 25 день июня 1855».
Надпись на оборотной стороне креста: «Лета 1855 июня 25 дня неприятельский английский пароход, подойдя вечером в шесть часов к селению Лямцы, отправил на берег гребные суда с вооружёнными людьми. Крестьяне Лямца, руководимые рядовым Изырбаевым, открыли по приближающимся огонь из ружей и небольшой пушки, и тем принудили их возвратиться к пароходу. Вслед за тем с парохода начали стрелять ядрами, картечью, гранатами и ракетами и отправили гребные суда с десантом, но и сей высадки крестьяне селения Лямца не допустили и принудили возвратиться на пароход, который продолжал стрельбу во всю ночь, в шесть часов утра ушёл в море.
При сих отражениях кроме крестьян принимали участие: архангельский мещанин Александр Лысков, местный священник Петр Лысков и дьячок Изюмов, из крестьян же наиболее отличился Совершаев. Несмотря на продолжительное бомбардирование, из защищавших ранены только дьячок Изюмов, и самое селение пострадало весьма мало. Бомбы, гранаты и ракеты большей частью не разрывались и их собрано крестьянами большое количество. Государь император пожаловал Совершаеву и Изюмову серебряные медали на георгиевской ленте с надписью «за храбрость“».
Текст и фото Алексей Романов
Подпишитесь
Читайте еще: