После ударных выходных на даче любой человек слегка не в себе. Ну, спина и руки-ноги - это ещё полбеды! А меня всегда кто-нибудь укусит за видное место! А потом наливается огромный шишак. И чешется! Нынче вот маленькую оску рукой придавила. Ну и она рассердилась, понятное дело! Но это ерунда, пройдёт быстро. Самое грустное было, когда меня клоп-хищнец укусил. Причём обычно-то он не кусается, он других насекомых ест. А тут - я даже видела!
Сижу себе, в цветнике копаюсь. А он подходит по скошенной лужайке, останавливается у моей ноги и разворачивает свой хобот! А хобот у него - не как у комарика! Там такая буровая установка коленчатая. Я ему говорю - ты что же, меня есть собрался? И он раз - и правда ест! Я его, конечно, выбросила подальше, но он успел своих пищеварительных ферментов впрыснуть, и на этом месте возник очень плотный красный шишак на несколько месяцев. На самом видном месте ноги. Зато я всем коллегам-энтомологам теперь рассказываю, как меня хищнец редувий ел. И у меня теперь настоящее слияние к моим профессиональным объектом. Я ж тоже энтомолог, на самом деле. Вот моя рука с укусом. А вон на коврике для мышки мой объект изучения.
А у нас любая проблема - это не проблема, а повод поучиться. Так что давайте, я вам про воспаление расскажу! Будите хоть знать, что в нас происходит.
Что такое воспаление
На самом деле такое местное воспаление - это общая реакция клеточного иммунитета на любое нарушение наших границ. И осуществляет его система клеточного иммунитета.
Две части иммунитета системы
У нашего иммунитета есть две системы - клеточный иммунитет и гуморальный иммунитет.
Гуморальный - это когда-что-то плавает в крови
Гуморальный иммунитет основан на антителах. А антитела - это специальные белки, которые появляются в нашей крови и уничтожают вирусы или бактерии. Гуморальный иммунитет - это очень сложная и очень технологичная штука! Там невероятные механизм, целое конструкторское бюро работает и делает эти антитела. Это очень увлекательная история, и, может быть, я вам её когда-нибудь расскажу. Главные действующие лица этого иммунитета - лимфоциты. Они сперва добывают образец вторгшегося врага, а потом конструируют и разрабатывают антитела для попавших в организм антигенов, потом запускают их в серийное производство, потом вывозят в место действия и, наконец, одерживают полную и сокрушительную победу! Но вся эта кухня работает долго-долго - недели три! И для каждого нового патогена вся история начинается заново. Поэтому этот иммунитет называется приобретённым.
Клеточный - это когда работают клетки
А клеточный иммунитет - тут все просто. Это пограничные собаки, датчики движения, сирены оповещения и всякое такое прочее. Он, конечно, тоже интересный, но очень простой и очень логичный. И главные действующие лица его - это клетки-пожиратели, фагоциты. Они от рождения имеют список самых очевидных врагов нашего организма. Им не надо ничего учить - они всё умеют с рождения. Это - врожденная система иммунитета.
Мечников всё узнал
Впервые разобрался, как работает клеточный иммунитет, наш соотечественник Илья Ильич Мечников. Я не люблю биографии, потому что это всегда переписывание какого-то источника. Но если хотите, вот неплохая биография Мечникова. Мечников работал с личинками морской звезды. Это такие крупные прозрачные штуки, у которых через оболочки всё прекрасно видно.
Если к ним внутрь попадало какое-то инородное тело, то внутри вдруг активировались крупные клетки, похожие на амёбу. Эти клетки собирались на месте "аварии" и быстренько поглощали его. Или строили вокруг оболочку и изолировали вторженца навсегда. Мечников вводил личинкам тушь - это взвесь сажи в растворителе.
И частицы сажи очень быстро поглощались этими клетками. Он назвал их фагоциты - то есть, клетки-пожиратели.
Фагоциты - клетки-пожиратели
Но сейчас мы знаем, что у человека много клеток, которые умеют пожирать всяких злодеев.
Лейкоциты
Это, например, лейкоциты, живущие в крови. Их зовут нейтрофилы, базофилы и эозинофилы. Просто они красятся специальным веществом в малиновый или синий; или вообще не красятся. Но во всех них всегда есть крохотные пузырьки - гранулы. Поэтому их зовут зернистыми лейкоцитами, или гранулоцитами. К фагоцитам относят как раз нейтрофилы. В этих гранулах у нейтрофилов запасены специальные вещества для переваривания сожранных злодеев.
Лейкоцитов в крови очень мало - примерно в 1000 раз меньше, чем эритроцитов. Если человек не болеет, конечно. Но они всё равно справляются!
Макрофаги
Но самые важные фагоциты - это макрофаги. В дословном переводе это - крупные пожиратели. Это на самом деле очень крупная клетка, которая может шустро бегать на своих клеточных ложноножках. Они делаются в красном костном мозге, где и все другие клетки крови. В кровяном русле мы знаем их как моноциты. Это крупная клетка с большим ядром. В крови их очень мало! Один если попадется в поле зрения - это норма. Это потому что настоящая их работа - в другом месте. А в крови они просто едут, как в электричке, к месту службы.
Место службы макрофагов - рыхлая волокнистая соединительная ткань. Которая есть в нашем организме буквально везде. Мы ей, как вазы пупыркой, буквально обёрнуты. И средняя часть нашей кожи, дерма, в том числе такая. То есть на всех границах есть эта ткань, а в ней полно макрофагов. И они доблестно охраняют наши границы! И если кто-то проникнет внутрь, макрофаги этого нарушителя немедленно сожрут! Я детям вот эту картинку показываю. Так макрофаг пожирает бактерии!
Тучные клетки
Ещё одним важным действующим лицом нашей истории про воспаление является тучная клетка. Она похожа на зернистый лейкоцит базофил из крови - в неё тоже полным-полно гранул, которые красятся в синий цвет. Но тучная клетка, как и макрофаг, работает на границах нашего организма - там, где очень вероятно патогенное вторжение. Например, в коже.
В гранулах у нашей толстушки запасено вещество гистамин. Оно печально известно всем аллергикам. В составе лекарств от аллергии как раз противогистаминные вещества. Да, потому что аллергия - это как раз чрезмерно сильный иммунный ответ.
Ну, давайте уже перейдём к нашей истории про местное воспаление.
Итак, воспаление!
Место действие пусть будет кожа. У кожи есть верхних слой - эпителий, а есть средний - дерма, или собственно кожа. Там множество капилляров, и вокруг волокнистая соединительная ткань, где полным полно макрофагов и тучных клеток.
И вот эпителиальный слой нарушен! Появилась царапина. В кожу проникли бактерии!
Обнаружение
У макрофагов есть список потенциальных нарушителей.
Он их быстренько опознаёт - и бросается выполнять свою работу - пожирать. И пожирает столько бактерий, что сам помирает. Но и бактериям он него не спастись!
Но макрофаги - они же в команде работают! И пока там идут разборки, они вызывают подмогу!
Вызов подмоги
Если врагов окажется слишком много, тогда макрофаг запускает сирену! А на помощь приходят ребята-нейтрофилы, зернистые лейкоциты из крови.
На самом деле макрофаг выпускает специальные "воспалительные" вещества - цитокины. Они как раз играют роль биохимической сирены. Цитокины быстренько разносятся от места проникновения. Понятно, что в эпицентре событий цитокинов много, а чем дальше, тем меньше. Но и наоборот - чем ближе к месту событий, тем цитокинов больше. Это своеобразная стрелка-указатель - если цитокинов становится больше, значит, подмога движется в правильном направлении!
Четыре признака воспаления
Тут же сидят и тучные клетки; и они выпускают свой гистамин. Гистамин действует на капилляры, которых тут полно, и вызывает их расширение. Чем шире капилляры, тем больше в них крови. И вот мы видим первое проявление местного воспаления - покраснение! Чем больше крови, тем выше температура в этом месте. Кровь-то тёплая. И вот второй признак воспаления - повышение температуры! Гистамин же вызывает и увеличение проницаемости капилляров. Чтобы нейтрофилам было легче из капилляров выбраться. Как будто бы дверцы открыли в капиллярах! Но одновременно из капилляров начинает и жидкая часть крови выходить - плазма. Тут уж ничего не поделаешь! Дверцы-то открыли. Плазма поступает в межклеточную жидкость и вызывает отёк - припухлость на месте локального воспаления. И этот отёк давит на нервные рецепторы кожи, вызывая боль. В этом ещё и гистамин помогает! Он тоже раздражает нервные рецепторы. Ну, чтобы организм обратил внимание, что тут что-то происходит! Он большой и умный, он поможет. Не всё же одним клеткам работать! Может, занозу надо вытащить, а может - ранку промыть. А они со своей стороны помогут.
Финал
И вот, наконец, нарушители пойманы и обезврежены. Если вторжение было массивное, то переевшие фагоциты, погибшие от собственных пищеварительных ферментов, бактериальных токсинов и просто так, мертвые бактерии и всякое такое образуют на месте событий гной. От него надо избавиться. А ещё из крови прибыл стройбат, или, как правильно его называют - инженерные войска. Это тромбоциты. Они срочно заделывают повреждение. А если вторженец слишком массивный - то делают вокруг него непроницаемую капсулу.
И всё, враг побеждён, бреши закрыты. Воспаление больше не нужно, и оно проходит.
Когда что-то идет не так
Местное воспаление за счет клеточного иммунитета - это ответ на любое вторжение. А как оно определяется? Нарушение покровов и гибель собственных клеток. А ещё антигены. Антигены - это любые достаточно крупные молекулы или их части на поверхности вторженца. Именно антигены распознаёт иммунитет. Именно список антигенов имеют фагоциты. И ещё они имеют список того, что не надо считать антигенами, потому что эти вещества они есть на наших клетках. Чтобы отделить своих от чужих. Если по какой-то причине из этого списка "наших" выпадут какие-то вещества, или они вдруг станут похожи на чужие - организм начнёт атаковать свои же клетки. Так развиваются аутоиммунные заболевания.
Бывает, что тучные клетки через чур разойдутся и навыпускают слишком много гистамина. И начнётся аллергическая реакция. Это тоже плохо.
Вот в моём случае в месте укуса появился яд - чужеродный белок. На него сразу началась воспалительная реакция. И вот покраснение, отёк, повышение температуры в этом месте и боль. А вторжения-то никакого нет! И хорошо бы эту реакцию поскорее пригасить. Ну, можно принять противогистаминное или даже мазью помазать, та что "после укусов". Или просто не переживать - пройдёт и так! У меня всегда проходит. Я не аллергик.
А ещё бывает так, что при воспалении макрофаги навыпускают слишком много цитокинов. И воспаление начинает генерализовываться - то есть перерастать из локального конфликта во всеорганизменную битву. Особенно, если инфекция многочисленная и новая. Это называется цитокиновый шторм. И его надо гасить любым способом! Потому что организм готов сам себя уничтожить. А этого нам не надо! Организм-то у нас один.
А если тучные клетки выпустят через чур много гистамина, то может случиться анафилактический шок. И это тоже нам не надо!
Это всё какие-то поломки, так быть не должно, природой этого не предусмотрено. Животные, у которых такое бывает, в дикой среде не выживают, и не передают своим потомкам такие нехорошие реакции. И это называется - естественный отбор. А мы, люди, можем пойти и полечиться! Потому что на нас уже естественный отбор не действует! Вот поэтому мы круче.
Но есть сценарий, который как раз предусмотрен природой. Это когда возбудитель слишком силён, слишком быстро размножается или такой скрытный, что клеточный иммунитет его не обнаружил. И тогда организм заболевает. Это уже не местное, а генерализованное заболевание. И вот тут вступает в действие сложная технологичная система гуморального иммунитета!
И, может быть, я вам про неё тоже когда-нибудь расскажу.
А пока - надо поработать. Я ж на работе всё-таки. А за работу деньги платят. Хоть и мало. Но всё-таки побольше, чем Дзен))) А деньги я очень люблю. Так что желаю себе - и всем вам от души - много денег.
Остальное - купим!
Ваша Лл.