Внешностью и поведением Трей Ганн всегда ассоциировался у меня с хиллбилли. Так в Америке называют простоватых сельских жителей, любящих отдыхать, а не работать. В переводе это «Билли с холма»; в русском языке есть близкий аналог «х*й с горы», но он имеет более негативную коннотацию. Так и Трей Ганн: неторопливый, простодушный, с бесхитростным лицом, во время выступлений часто с удивленным взглядом и приоткрытым ртом — чем не хиллбилли?
Но как только слышишь его игру, сразу понимаешь, насколько внешность бывает обманчива. В том, что он делает, есть интеллект, страсть, невероятная техника, вкус, музыкальность. В любом коллективе он органичен, а его партии всегда привлекают внимание.
Несмотря на простецкий внешний вид, Трей Ганн прекрасно образован: он окончил с отличием музыкальный факультет Орегонского университета по классам композиции и фортепиано, педагоги считали его весьма одаренным. В студенческие годы Трей играл на басу в местной панк-группе, и она пользовалась успехом. Десять лет в составе King Crimson говорят сами за себя — Фрипп держал музыкантов только высшей категории. А сольные альбомы Ганна и его совместные проекты наглядно демонстрируют, что он абсолютно самостоятельная творческая единица и без Кримсона.
После университета Трей долго не мог определиться с инструментом. Он свободно играл на клавишных, гитаре и бас-гитаре, но все время чувствовал какую-то неудовлетворенность. Кто-то из друзей дал ему поиграть на гитаре Warr, и он понял, что это оно: десятиструнная гитара, которая одновременно и бас, с практически фортепианным диапазоном. «Мои прежние инструменты были ошибочными. Только Warr дает мне все возможности для самовыражения», — говорит Трей Ганн и не расстается с этой гитарой уже много лет.
Единственное выступление King Crimson в Москве состоялось в июне 2003 года, об этом можно рассказывать отдельно. По его окончании я направился в клуб «Китайский летчик Джао Да», было на Китай-городе такое неформальное заведение, благо недалеко от ныне ликвидированного концертного зала «Россия», где зажигали Фрипп и компания. Клуб в этот день пустовал, но каково было мое удивление, когда я увидел там 75% Кримсона — всех, кроме Фриппа. Оказалось, место им посоветовал Чепарухин, известный импресарио, организатор приезда в Россию King Crimson и других знаменитых прогрессивщиков. Музыканты сидели в разных залах, при этом Мастелотто и Белью были при деле — первый общался с молодыми людьми (наверное, барабанщиками), которые ловили каждое его слово, второй подбивал клинья к девушке. А Трей Ганн сидел у стойки бара в гордом одиночестве, периодически заказывая рюмочку водки.
Я подошел к Трею, выразил уважение и восхищение концертом, он сдержанно поблагодарил. «Что же Фрипп не пришел сюда с вами?» — поинтересовался я. «А он никогда с нами не тусуется. Сидит в номере, медитирует, книжки умные читает», — ответил музыкант.
В конце 2003 года Ганна уволили из King Crimson. Фрипп решил, что группа недостаточно хорошо развивается, назначив Трея виновным. Прошло более двадцати лет, так и хочется спросить Фриппа — ну как, хорошо стала развиваться?
Увольнение из одной из лучших групп мира — стресс для любого музыканта, но Трей Ганн быстро с ним справился, продолжая свой старый проект The Trey Gunn Band и создавая новые, включая TU, KTU, Quodia и другие. Особенно интересен был KTU, в котором участвовали два горячих финских парня — Похьянен и Косминен. Оба оказались весьма продвинутыми, и даже аккордеон зазвучал прогрессивно, добавив в авангардный индастриал финно-угорских интонаций.
В середине нулевых Трей Ганн практически прописался в столице нашей родины, ему нравилась московская тусовочная жизнь. «Не то что у нас в Сиэтле», — говорил он (кстати, его земляк — Джими Хендрикс, он тоже был из Сиэтла). Гитарист подолгу жил в Москве, выступал с разными проектами, записывался, сотрудничал с российскими музыкантами, проводил мастер-классы, ездил в Казань на фестиваль «Сотворение мира». В 2008 году я увидел его в фойе Дома кино после концерта Эмерсона (тоже клиента Чепарухина). Он ждал, пока маэстро закончит подписывать винилы и компакты, потом уехал вместе с ним. Думаю, им было о чем поговорить.