Найти в Дзене
ПоУшиВКино🎬

“Оценка” (2024, The Assessment): Сцены из футуристической жизни

Оглавление

Научно-фантастическая драма “Оценка” – это полнометражный дебют клипмейкера французского происхождения Флёр Форчун (Fleur Fortuné), сделавшей музыкальные клипы для Drake, Lykke Li, M83, Tricky и прочих музыкантов, а также рекламу для Nike, Perrier, Lacoste, Audi. Флёр Форчун начинала свою творческую деятельность как арт-директор; в течение десяти лет она работала в дуэте с итальянкой Эммануэль Коссу (Emmanuel Cossu), имеющей степени по сценарному мастерству и семиотике кино; они работали под именем Fleur&Manu.

В фильме “Оценка” тесно переплетаются три темы – климат, высокие технологии и родительство. Всё это актуально, потому, в какие бы условия ни были помещены эти темы, они будут понятны. Ведь в реальности компании ищут решения, чтобы сделать свои бизнесы экологичнее, искусственный интеллект забирает себе всё больше прав в деятельности человека, а появление детей – логичное продолжение отношений пары. Сама режиссёр “Оценки” Флёр Форчун и её муж долгое время пытались завести детей: “Это тема, которая волнует каждую женщину, и каждая будет переживать её по-разному; это очень эмоционально. Это так сложно потому, что сейчас правительства многих государств пытаются контролировать это, так что для нас, женщин, это непростой вопрос. Это ведь наши тела, и это большая ответственность – создавать жизнь. В этой истории есть многое из того, через что я сама прошла, но иногда в процессе не осознаёшь свалившуюся на тебя нагрузку”.

вариант постера к фильму "Оценка" (2024), режиссёр Флёр Форчун
вариант постера к фильму "Оценка" (2024), режиссёр Флёр Форчун

Как в любом художественном произведении – в фильме “Оценка” тоже – ситуация доведена до некого абсурда (это как использование более яркого макияжа и блёсток на одежде артистами эстрады, чтобы их лучше было видно со сцены). В мире, который воссоздан в фильме, всё немного через чур. Как говорит одна из действующих лиц в фильме (в исполнении Минни Драйвер): “Наконец мы себя уничтожили. Всё из-за жадности и безразличия. И однажды те, кто остались, нашли решение – Новый Свет. Мы должны были стать умнее, ведь места хватало не всем”. Решения не были приятными, а лишь необходимыми для выживания. По сути, это научная фантастика о радикальном решении установить баланс в мире, главным образом сократив население, чтобы снизить количество пользователей природных ресурсов, а, следовательно, минимизировать угрозу новой экологической катастрофы.

Сюжет

Действие развивается в мире будущего (абстрактного – точных лет не указано). Мир разделён на Новый и Старый Свет, между ними пролегает строго охраняемая граница.

Старый Свет поражён экологической катастрофой, начавшейся с глобального потепления. Постепенно мир пришёл в полный упадок – всё вымерло, наступил голод, люди даже “убивали друг друга за объедки”.

Но на данный момент там всё ещё остались участки с признаками жизни и размножения – там “Они живут короткую несчастную жизнь”. И туда же изгоняют тех, кто нарушает правила Нового Света.

А в Новом Свете удалось достичь прогресса. В этом мире – опять же при нехватке ресурсов и при необходимости сокращать население – нет размножения (все виды животных уничтожены, а люди должны проходить строгую семидневную оценку, прежде чем им вынесут вердикт, имеют ли они право стать родителями), болезней и старения (возраст превышает сто лет, который не влияет на внешний вид и здоровье), благодаря тому, что переработали некий элемент под названием сеноксидин, помогающий контролировать жизнедеятельность людей и поддерживать их молодость.

Мия (в исполнении Элизабет Олсен) и Арьян (в исполнении Химеша Пателя)
Мия (в исполнении Элизабет Олсен) и Арьян (в исполнении Химеша Пателя)

Пара Мия (в исполнении Элизабет Олсен) и Арьян (в исполнении Химеша Пателя) подали заявку на родительство. Они готовы к этому шагу в их браке. Они здоровы, у них есть условия для проживания, они имеют профессии: Мия – биолог, работающий над разведением новых видов растений в своём обустроенном парнике; Арьян – IT-специалист, разрабатывающий цифровые версии домашних животных.

В их дом пришла асессор Вирджиния (в исполнении Алисии Викандер), чтобы на протяжении семи дней оценить пригодность Мии и Арьяна к получению права стать родителями. Если они справятся, их биологические материалы будут переданы для внематочного вынашивания.

асессор Вирджиния (в исполнении Алисии Викандер)
асессор Вирджиния (в исполнении Алисии Викандер)

С того момента, как Вирджиния вошла в дом Мии и Арьяна, их жизнь превратилась в психологическую игру.

Каким получился фильм – эстетически красивый, подчёркивающий контроль и ограничения Нового Света (с помощью отсылки к живописи Пита Мондриана в интерьере)

Каждый раз, когда выходит новый фильм, в котором действие развивается в постапокалиптическом мире, становится любопытно, что будет придумано. В этом году я уже посмотрела “Апокалипсис Z: Начало конца” (Apocalipsis Z: El principio del fin) Карлеса Торренса и “Конец света” (The End) Джошуа Оппенхаймера. В первом, можно сказать, проверялись границы человечности, так как у главного героя на попечении был котик Лукуло и было любопытно, продолжит ли он заботится о нём в опасности; во втором история свелась к тому, что выживут только чиновники, потому что у них изначально было достаточно ресурсов, чтобы обеспечить себе спасение в конце света.

Над сценарием фильма “Оценка” работал семейный дуэт, который в титрах обозначен как мистер и миссис Томас (Mrs and Mr Thomas), а постановкой занималась женщина, которая знает, как сложно стать матерью, так что неудивительно, что на первый план выдвинута тема детей (и семьи отчасти). И в сценарии сложность в том, что Новый Свет придерживается политики ограничения в размножении. То есть ценность этого явления повышается как раз за счёт своей трудной достижимости.

В Новом Свете количество особей в целом должно быть строго ограничено (так называемые комфортные экологические условия достигнуты именно из-за строгого контроля ресурсов), а кто именно контролирует, не указано, это просто “они”. Минимум имён и конкретики – это сбивает с толку и дезориентирует, то есть позволяет погрузиться в состояние, в котором пребывают Мия и Арьян, да и Вирджиния, их асессор, тоже.

-5

Когда Мия и Арьян участвовали в оценке, они не знали, что за последние шесть лет никто не прошёл испытания. Но им об этом нельзя знать, так как остановка подорвёт моральный дух – а очень важна иллюзия, что продолжение жизни возможно, что их ждёт некое позитивное развитие. Да и вся неделя – это череда жестоких манипуляций и подстроенных ситуаций, призванных проверить их стойкость и пригодность. По сути, эта неделя, как мне показалось, является моделью политики нового мира, в котором человек не считается венцом творения, а превратился в презренный алгоритм.

И потом жестокость политики Нового Света заключается и в том, что людей начали контролировать, играя на их естественном желании стать родителями – загнали в железные рамки, заставив забыть о том, что они живые, а не функции. Реплика “Этому обществу нужны люди, которые знают, что значит – любить ребёнка” в контексте этого сюжета звучит даже насмешливо, потому что естественное биологическое явление превратили в бюрократию. В Новом Свете показано полное преобладание искусственного интеллекта над живым организмом, Мия и Арьян даже свободно общаются с бестелесным голосом, у которого есть имя Шохус. А у Шохуса тональность голоса матери Арьяна, то есть под этим показано, что технология стала родственным элементом в этом новом мире, отделённом от старого строгой границей.

Но при том, что, каким бы жестоким ни стал мир, в какие бы жёсткие условия ни вогнали людей, всегда в них остаётся уязвимая сторона. Например, в этом фильме Мия тщательно следит за орхидеей, которая осталась у неё от матери, Арьян пытается создать мягкую шерсть для сгенерированного питомца и побаивается своей матери, а Вирджиния хранит память о своём прошлом, об утраченном счастье – за её суровым выражением лица, когда она не играет в ребёнка, а работает строгой оценщицей, скрывается сломленная женщина, цепляющаяся за свою утраченную роль.

В этом фильме показана не только странная ситуация, когда пара должна пройти проверку своей пригодности стать родителями, но также метафорически показано, что взрослый порой похож на ребёнка, и ему не хватает смелости показать это, как он обижен, расстроен или загнан в тупик. Эта показано на примере Вирджинии – она хранит внутри огромного размера боль, которая не утихает. Она саму себя ощущает мухой, слабым насекомым в жестоком мире, без прав и привилегий, а должность асессора даёт ей убогую возможность (как ей обещали) получить то, что она потеряла очень давно. Вирджиния, как и те, кого она оценивает, находятся в полной зависимости от неких “они”, контролирующих всех.

Финал фильма выглядит устрашающе: есть те, кто согласен жить в иллюзорном комфорте (Арьян), а есть те, кто не хочет быть функцией. Но из подобных условий выход один и он не самый лучший. Для Вирджинии уже невозможна никакая версия будущего, потому она делает радикальный шаг; а Мия выбирает воссоединение со своей матерью в Старом Свете, чего бы ей это ни стоило.