Глава 4. “Ужин под акрилом”
Анна Клубочкова стояла на кухне и размешивала ризотто, и одновременно вязала крючком варежку. Варежка была странной формы, потому что в процессе готовки она отвлекалась, а в телевизоре шёл триллер с участием Алены Бабенко.
Зоя сидела за столом, грызла гречневые хлебцы и листала онлайн-каталог мужских стрижек.
— Ты понимаешь, что он тебя пригласил? — спросила Зоя.
— Это не свидание, — ответила Анна. — Это допрос под видом ужина. Он просто хочет выяснить, как я оказалась втянута в тайное братство В.С.Н.К.
— Ну да, а что он тебе сказал?
— «Анна, не хотите ли зайти ко мне на ужин — просто пообщаемся, без вязальных кодов и с супом».
— И ты всё ещё считаешь, что это не свидание?
Анна подозрительно посмотрела на варежку. Она напоминала башню Кремля. Рисунок “Фантазийный пико” выходил из-под контроля.
К Рогову она пришла с вязальной сумкой и пирогом. На всякий случай. Он открыл дверь в джинсах и свитере, в которых выглядел немного менее следователем, но всё равно — с намёком на допрос.
— Спасибо, что пришли. Пирог — это оружие?
— Только если у вас аллергия на сливочное масло.
— Отлично, значит, вы не пытаетесь меня устранить.
Квартира была аккуратная, с книгами, фото собаки, который «живёт у мамы», и вязаными салфетками.
Анна уставилась.
— Это… вы сами?
— Бабушка. Мне оставила. Иногда кладу их под вазу, чтобы не забыть, что в мире ещё есть структура.
Во время супа Рогов осторожно завёл разговор:
— Скажите, вы действительно верите в эту организацию? Вязальщиц Силы?
— Вы же сами видели чип. Видели схему.
— Я видел женщину, которая вяжет так, как будто спасает мир.
— А может, я и спасаю. Мы же не знаем, на что влияют наши петли. Вдруг мир держится на соединении “рачий шаг”?
Он улыбнулся. Немного грустно.
— Вы знаете, — сказал он, — мне с вами спокойно. Даже когда вы рассказываете о салфетках с заклинаниями.
— Это потому, что я не беру в руки спицы при вас. Хотите, свяжу вам шарф?
— Если вы так скажете ещё раз, я подумаю, что это признание.
Анна засмеялась. Перемотала нить. Всё это было очень странно. Очень тепло. И немного пугающе.
— А вы… всегда такой?
— Какой?
— Следователь с сердцем.
— Нет, только с вами.
Они замолчали. За окном завыл ветер. Где-то в углу пряжа мягко съехала со стула, как будто что-то почувствовала.
— Может, сыграем в игру? — предложил Рогов. — Вы вяжете — я пытаюсь угадать, что получится.
— Хорошо. Но если угадаете — получите второй шарф.
— А если не угадаю?
— Тогда будете носить первый. Из чистого акрила. Безо всякой магии. Только тепло.
Он кивнул. И в его взгляде было что-то такое, от чего даже опытная Анна Клубочкова почувствовала себя распущенной петелькой.
Глава 5. “Петля, которой не было”
Анна сидела в кофейне «Петли и Блины», вязала новую салфетку по мотивам «Японских облаков» и пила раф с лавандой. За соседним столиком сидел человек в шарфе. В августе. И с тетрадью в обложке, на которой было написано:
"Вязание и контроль реальности. Часть 3. Только для посвящённых"
Она передёрнулась. Часть первая была у неё дома. Вторую пыталась найти Зоя в электронном архиве Клуба Рукодельниц имени Розы Люксембург. А вот третья...
Человек встал, оставив на столе листок. Анна, разумеется, схватила. Это была схема. Почти такая же, как у неё. Только…
— Здесь петля слева идёт не в перекрёст, а в разворот! — воскликнула она.
— Прошу прощения? — официант насторожился.
— Это фальшивка. Гениальная фальшивка. Кто-то подделывает схемы!
В тот же день она устроила экстренное совещание в своей квартире. Зоя жевала сушки, Рогов листал оригинальные записи, а Анна ходила по комнате с видом партизанского комбата.
— Это похоже на диверсию, — сказала она. — Кто-то специально подделывает схемы. Меняет ряды. Петли. И что хуже всего — логика ломается. Вяжешь по такой схеме — и вместо салфетки получается…
— Свитер? — предположил Рогов.
— Нет. Чистая мерзость! Скатерть с пустотами, будто провалы в пространстве. Это не ошибка, это намеренно.
— А кто это делает? — Зоя взялась за планшет. — Можем отследить?
— Возможно. Вчера в подвале Центральной библиотеки я нашла картонную коробку с надписью “Схемы. Не трогать. По ошибке” и телефон — без подписи. Я написала. Ответ пришёл:
"Если хочешь узнать истину, приходи в ДК Машиностроитель. В 19:00. Пароль: “мотив с накидом”."
— Это уже секта, — сказал Рогов.
— Это среда, — поправила Анна. — И мы туда идём.
Дом культуры Машиностроителей выглядел так, будто он видел конец СССР и не планировал больше открывать двери. Но одна из них была приоткрыта. Их встретила женщина в боа, из пряжи травка. Настоящая вязальщица старой школы, с видом разведчицы.
— Пароль?
— Мотив с накидом.
— Проходите. Не верьте никому.
Внутри сидели десятки женщин. Кто-то вязал варежки, кто-то — одеяло из мотивов “Бабушкин квадрат”, но все напряжённо смотрели на экран, где висела слайд-презентация:
“Как отличить фальшивую схему от настоящей. Подпольный семинар В.О.П. (Вязальщицы Обороны Правды)”
Анна чувствовала себя на собрании сопротивления. Спикер — леди в очках и шали цвета борща — рассказывала, как корпорации пытаются подорвать основы «правильного вязания», внедряя схемы с ошибками:
— …а затем, друзья мои, начинается хаос. Парадокс петель! Нарушение баланса! Куда катится пряжа — туда катится цивилизация!
— Мне кажется, у них слегка поехала пряжа, — прошептала Зоя.
— Не факт, — сказала Анна. — Если даже половина из этого правда — у нас проблема.
В конце собрания к Анне подошёл тот самый человек в шарфе. Он молча протянул ей флешку.
— Это схема. Настоящая. Единственная копия. И ваш стиль вязания — единственный ключ к её расшифровке.
— Я что, Избранная?
— Нет. Просто вы не боитесь распустить всё и начать заново.
Он исчез в темноте. Анна посмотрела на флешку. Она дрожала. Или ей казалось?
— Ну что, распутываем? — спросила Зоя.
— Мы не просто распутываем, — сказала Анна. — Мы вяжем назад. К правде. И у нас есть Рогов, кофе и… ещё килограмм пряжи «Ализе».
Глава 6. “Без петель”
Утро началось с того, что нитка порвалась.
Нет, не та, что из хлопка, а та — внутренняя. Невидимая. Настроение было хуже, чем у акрилового мотка после кошки.
Анна проснулась, посмотрела на свои салфетки, квадраты, мотивы — и вдруг увидела в них бессмысленное месиво. Скатерть, на которую ушло три вечера, напоминала ей о провале. Варежка кривила ей усмешку. Даже шарф, связанный для Рогова, лежал как обвинение: Ты вообще зачем это всё делаешь?
— Я устала, — сказала она в воздух.
Зоя молча протянула кофе.
— Может, тебе просто нужен перерыв?
— Я не знаю. Может, мне вообще стоит завязать с вязанием.
— И заняться чем?
— Ну... не знаю... — она посмотрела в окно. Там сыпал снег, хотя на календаре был конец сентября. — Может, выращивать микрозелень?
День она провела вне клубков. Без крючка. Без схем. Без YouTube-роликов.
Она ходила по улицам Екатеринбурга, смотрела на людей, магазины, даже зашла в книжный, где купила сборник “20 способов упорядочить свою жизнь без медитации и вина”.
Вернувшись домой, Анна села на диван. Тишина. Телефон молчал. Даже кот Зои отказался ложиться на плед.
— Может, так и должно быть? — прошептала она. — Может, я была просто петелькой в чьём-то чужом узоре?
И тут она увидела: на столе лежал моток, чуть распущенный. Его срез был похож на спиральную галактику. Он дышал. Ждал. Не осуждал.
Анна взяла его в руки — просто чтобы смотать. Но пальцы сами начали работать. Крючок оказался в руке, как старый друг, к которому ты возвращаешься не потому, что надо — а потому, что не можешь иначе.
Без схем. Без цели. Просто так.
Появилась спираль. Потом цветок. Потом что-то, напоминающее мандалу. Символ начала. И конца. И начала снова.
Зоя молча наблюдала.
— У тебя получилось?
— Не знаю, что это. Но впервые за долгое время мне спокойно.
На следующее утро Анна проснулась рано. Она открыла папку “Проекты”, достала флешку с таинственной схемой и подключила к ноутбуку.
Готова она была или нет — это уже не имело значения.
Единственное, что она знала точно: пока руки вяжут, сердце держится.