Когда на Первом канале показали концерт Любови Успенской, я включила. Всё-таки имя знаковое, песни когда-то были у всех на слуху, да и повод вроде бы весомый. В 2024 году артистка пересекла 70-летний рубеж. 17 мая показали телеверсию сольного юбилейного концерта.
Но чем дальше шло выступление, тем больше возникало вопросов. Где пение? Где голос, которым «манила карусель» в 90-х? Почему всё это больше похоже не на концерт, а на бесконечную череду нарядов, дуэтов и глянцевого эпатажа?
Да, вместе с ней пели артисты — от Баскова до Соколовой, от Сосо Павлиашвили до Джокера. Но вместо ощущения праздника всё это казалось немного наигранным: мол, если добавить побольше музыкантов, скрыть фонограммой огрехи вокала и надеть платье покороче — никто и не заметит, что королева шансона больше не поёт. Или поёт, но так, что не очень хочется слушать.
Праздник, которого не было
В своё время я действительно слушала «Карусель» и «Кабриолет». Эти песни были узнаваемыми, прилипчивыми, в них было настроение — неважно, кабацкое ли, ресторанное ли, но живое. А сейчас — разве что ощущение дежавю. Всё уже было, всё уже спето. Но, как говорится, повторить успех — не значит прожить его заново.
На фоне мощных голосов Людмилы Соколовой или Александра Панайотова Успенская выглядела немного растерянной.
Или, если честно, просто чужой на своём же празднике. И возникает вопрос — зачем? Ради чего показали телеверсию концерта? Ради галочки? Ради хайпа? Ради очередной волны обсуждений — пусть даже не самых лестных?
Успенская — это эпоха. Но эпохи проходят
Справедливости ради: у Любови Успенской были причины быть легендой. Её история — почти киносценарий. Побег из дома, эмиграция, песни в ресторанах Брайтон-Бич, альбомы, ставшие подпольными хитами, скандалы, разводы, пластика, дочь с непростой судьбой. Она — сильная женщина, которая прошла через многое и не сломалась.
Но сила — это ещё и умение вовремя остановиться. Сделать шаг назад с достоинством. Уйти, пока аплодируют — а не тогда, когда в зале становится неловко.
Когда харизма уже не вытягивает
Успенская всегда брала харизмой, пела вживую, держалась не столько на вокале, сколько на подаче. Даже если голос с хрипотцой, даже если репертуар на грани — в ней была энергия. Присутствие. Артистка с характером.
Но сегодня вместо харизмы — шоу ради шоу. Вместо живого голоса — фонограмма. Речитатив или шептание. Вместо душевности — бесконечные наряды, фотошоп, и рассказы о себе, «разносторонней и многогранной женщине» в мини и ботфортах. Всё это уже было — и уже не цепляет.
За прошлое — спасибо, а за настоящее — неловко
Да, поклонники у певицы есть, и они искренне любят её. За те песни, которые когда-то были частью их жизни. Но концерт на Первом — это уже не праздник. Это что-то другое. Попытка остаться в эфире, даже если сказать по сути — нечего.
Почему она на сцене?
Наверное, потому что не хочет быть забытой. Потому что сцена — её жизнь. Потому что она по-прежнему влюбляется и хочет быть нужной. Потому что считает слово «пенсия» чуть ли не личным оскорблением.
А может, потому что боится тишины. Той, что наступает, когда гаснут софиты. Когда под фото в ботфортах никто уже не оставляет комментарии. Может быть, она просто не хочет остаться наедине с собой? Без оваций, без откликов, без очередного дуэта.
Надо ли уйти вовремя — или можно остаться?
Вот главный вопрос. Успенская говорит, что будет петь до последнего. И она имеет на это право. Но, как по мне, уход — это не поражение. Это способ сохранить уважение. К себе, к тем, кто слушал. Можно остаться в истории — или остаться в эфире, но вызывать уже не любовь, а жалость.
Может, не стоит ждать, пока публика сама начнёт просить: «Люба, ну хватит». Может, лучше спеть напоследок свой «Кабриолет» — и уйти красиво. С достоинством и улыбкой. Возможно, я ошибаюсь…
А вы как считаете? Стоит ли Любови Успенской продолжать выступать — или пора уступить сцену другим?
P.S. Ваши лайки помогают развитию канала. Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые публикации.