Приобретение подержанной ПВХ-лодки – распространенное явление, особенно для новичков.
Давайте, вы заварите чаю и прочитаете эту статью, удобно расположитесь в кресле — а я постараюсь сэкономить ваши деньги, рассказав о некоторых "подводных камнях" такой покупки.
Это нормально, если первая лодка будет не новая и не очень дорогая. Потому, что после первого сезона использования вы поймёте, что вам нужна лодка с другими характеристиками (например, больше или меньше по размеру).
Первый опыт часто показывает, что выбранный размер или конструкция не соответствуют ожиданиям. Покупка б/у лодки в этом случае оказывается выгоднее, поскольку позволяет минимизировать финансовые потери при последующей перепродаже через год-два.
В этом лодки и машины очень похожи:
Новая, только что купленная — теряет огромный процент стоимости сразу после первого использования (перестаёт быть новой).
Но как правильно выбрать подержанную лодку, чтобы не попасть в неприятную ситуацию?
Давайте разберем ключевые моменты, на которые следует обратить пристальное внимание...
1. Рейтинг и репутация производителя.
Это, пожалуй, самый важный фактор. Если вы знакомы с маркой, доверяете ее качеству и надежности, то можно переходить к осмотру конкретного экземпляра.
Но если производитель вам неизвестен, или вы часто читали (слышали) негативные отзывы о качестве его продукции, лучше воздержаться от такой от покупки. Это не совет "капитана очевидность" — люди часто покупают лодки с не самой приятной репутацией, клюнув на "сладкую" цену.
Рынок переполнен предложениями, и не стоит рисковать, приобретая лодку сомнительного происхождения. Ведь экономия нескольких тысяч рублей может обернуться существенными затратами на ремонт или даже полную замену лодки в будущем. А продавая такую лодку вы потеряете много денег...
Изучите отзывы в интернете, почитайте форумы, посвященные водным видам спорта и рыбалке, посмотрите видео обзоры.
Важно!
Старайтесь различать обзоры реальных пользователей после нескольких лет эксплуатации — и проплаченные рекламные обзоры (которые, как правило, оформлены более привлекательно).
2. Возраст лодки.
Даже при бережной эксплуатации ПВХ-материал (а главное, клеевые соединения) со временем стареют. Не стоит пренебрегать этим фактом. Обязательно уточните дату изготовления и первоначальную продажу лодки.
Идеально, если у продавца сохранился чек покупки (или паспорт от производителя с отметкой о продаже). Это позволит точно установить возраст лодки. И (что тоже важно) подтвердит, что лодка не ворованная...
Не рекомендуется приобретать ПВХ лодки старше пяти лет. Оптимальный вариант — от одного до трех лет.
Старение ПВХ-ткани проявляется в потере эластичности, увеличении хрупкости, появлении микротрещин. Все это ведет к снижению надежности и долговечности лодки. Более старые лодки чаще требуют ремонта, а значит, ваши расходы могут значительно превысить экономию от покупки.
Но, кроме самой ПВХ ткани (материала, из которого изготовлена лодка), стареет и клей в её швах (а его там очень много...). Он стареет гораздо быстрее самой ткани.
3. Следы ремонта — красная линия.
Покупка ПВХ-лодки со следами ремонта, это всегда риск. Вы не можете быть уверены в качестве использованных материалов и профессионализме ремонтных работ. Может лодку клеили наскоро, во время рыбалки...
Небольшая заплатка на баллоне, которую можно переклеить самостоятельно, используя качественный клей и ПВХ-ткань, это одно.
А вот заплатка на надувном дне (НДНД) — это уже серьезная проблема...
Посмотрите пример лодки с наскоро и некачественно заклеенным порезом днища.
Новому хозяину пришлось везти лодку в мастерскую — причину вы видите сами. Приходилось подкачивать надувное дно несколько раз в день.
Надувное дно (если лодка имеет конструкцию НДНД) испытывает максимальные нагрузки при эксплуатации лодки, и некачественный ремонт в этой зоне может привести к прорыву и, как следствие, к потере лодки.
Ремонт надувного дна — намного сложнее технически (и дороже) чем ремонт баллона лодки. И вы его вряд ли сможете провести самостоятельно, не сдавая лодку в мастерскую.
Поэтому тщательно осматривайте надувное дно, обращая внимание на любые, даже незначительные повреждения.
Запомните:
Лодка с серьезными следами ремонта — это потенциальные проблемы и дополнительные расходы. Вы покупаете лодку для удовольствия, а не для борьбы с трудностями...
Telegram-канал "Лодочник" легко найти в Телеграм по названию.
Советую подписаться. Ссылка на него.
4. Клапаны — надежная защита от неожиданностей.
Проверьте каждый клапан лодки.
Проверка должна проводиться как во время накачивания, так и после достижения рабочего давления.
До накачивания лодки выверните и вкрутите каждый клапан самостоятельно, удостоверившись, что места их посадки не повреждены.
Клапаны должны надежно фиксироваться и полностью исключать утечку воздуха. Даже незначительная утечка может привести к неприятностям на воде. Для более тщательной проверки воспользуйтесь мыльной пеной.
Нанесите пену на соединения клапанов и внимательно осмотрите их на наличие пузырьков. Появление пузырьков указывает на утечку воздуха, требующую ремонта.
Не пренебрегайте этой процедурой — она позволит избежать неприятных сюрпризов во время использования лодки. Неисправные клапаны могут привести к потере времени, сил и, конечно, к дополнительным затратам.
5. Внешний осмотр «шкуры» лодки — основательный подход.
Тщательно осмотрите всю поверхность лодки на наличие повреждений. Обращайте внимание на мелкие порезы, потертости и глубокие царапины.
Особое внимание уделите днищу лодки, его нижней (подводной) части.
Следы волочения по берегу — яркий признак небрежной эксплуатации, который может говорить о наличии скрытых повреждений.
Глубокие царапины и надрезы на днище, это однозначно плохой знак. Они указывают на значительный износ материала и предвещают скорый ремонт, а то и полную замену ПВХ-ткани.
6. Транец лодки.
Если с транцем что-то не так, имейте ввиду — его замена стоит очень дорого. Не в каждой мастерской возьмутся за такую работу. А если возьмутся, то стоимость вас неприятно удивит...
Осмотрите места вклейки транца. Там не должно быть надорванных швов и следов ремонта. Если транец сверлили (например, для установки транцевых колёс) — убедитесь, что эти места надёжно заделаны герметиком.
Внешне транец может выглядеть прочным, но если вода уже сделала своё дело... Во время движения по воде вас может ожидать такой сюрприз.
Деревянные (фанерные) транцы очень быстро приходят в негодность, если вода попала на незащищённые места.
Помните, что визуальный осмотр — это лишь первый этап проверки.
Знаю, что это делают далеко не всегда — но я советую провести ходовые испытания лодки. Накачать на берегу, повесить мотор на транец, пройтись по воде...
Ссылка на Телергам-канал "Лодочник". Советую подписаться.
Не стесняйтесь задавать вопросы продавцу об истории эксплуатации лодки, условиях хранения и проведенных ремонтных работах.
Чем больше информации вы получите, тем лучше сможете оценить состояние лодки и принять взвешенное решение о покупке. Не торопитесь с выбором, помните, что покупка б/у лодки — это инвестиция, которая должна приносить радость, а не проблемы.
И в завершении, ещё один момент. Определитесь, с какими швами ПВХ лодка вам нужна... Советую прочитать эту статью: ПВХ лодка: Сварные и клееные швы. Что лучше? Видео о рыбалке и лодках: Рутуб-канал "Лодочник".