В городе почти весь снег сошел, оставив на тротуарах грязные песчаные разводы, въевшиеся в последний лед. А на тихом кладбище снег лежал плотным ковром, лишь слегка осевший под весенними дождями. Марина долго бродила по заснеженным дорожкам, выискивая знакомые очертания оградок, пока не нашла могилу родителей. Они покоились вместе, хотя отец разбился в глупой аварии, когда Марина еще в школе училась, в девятом классе.
Тогда, после смерти отца, сразу заказали одну оградку на две могилы. Мама умерла три года назад. Марина сама подбирала фотографию для маминого памятника – хотелось, чтобы они с отцом выглядели ровесниками, такими, какими она помнила их в счастливые дни, когда отец был жив.
Марина вышла на пенсию, московскую квартиру оставила внукам, а сама два дня назад вернулась в тихий родной городок. Прибралась в давно пустующей квартире, а сегодня первым делом поехала на кладбище.
— Прости, мамочка, что бросила тебя тогда, уехала в эту Москву… Бежала, сломя голову. Не могла иначе. Спасибо, что поняла, не стала удерживать, — прошептала Марина, смахнув с надгробия слежавшийся снег.
Постояла еще немного, попрощалась с родителями и пошла прочь по своим же следам между оградками. Вышла на дорожку и, глядя себе под ноги, направилась к выходу.
— Марина?! – окликнули ее сзади. Она остановилась и оглянулась.
— Вы ко мне? – Она пыталась разглядеть незнакомого мужчину в возрасте.
— Да ты не узнала меня? Это же я, Лёха Синицын! – Мужчина тепло улыбнулся, и в этот момент Марина вспомнила его. Тот самый Лёха, влюбленный в первую красавицу класса.
— Лёша… Не узнала. Ты совсем другой, — сказала она и тоже улыбнулась.
— А я тебя сразу узнал, хоть и не видел… — он запнулся, подсчитывая в уме, сколько воды утекло с их последней встречи… — Лет тридцать. – Мужчина подошел к Марине.
— Тридцать два, — уточнила она.
— Да, целая вечность. К родителям приходила? – Он кивнул в сторону могил.
— Да. А ты?
— К Светке… – Лёха отвел глаза в сторону.
— Светлана… умерла? Как давно? - Искренне удивилась Марина. Зла на Светлану она не держала. Обида давно утихла, осталась лишь тихая грусть и жалость.
— Полгода назад. Сгорела буквально. Рак. Я совсем один остался, – жалко произнес Лёха.
Марина покосилась на него. Показалось, что он всхлипнул. Нет, просто тяжело вздохнул. Лицо спокойное, сосредоточенное.
— Детей у нас не было… Вот такие дела. А ты одна приехала или с мужем? – спросил в свою очередь Лёха.
— Одна. Вышла на пенсию, квартиру в Москве внукам оставила, а сама вернулась. – Марина намеренно не стала говорить про мужа.
Они дошли до ворот.
— Ой, я тебя отвлекла, а ты ведь к кому-то шел… – спохватилась Марина.
— Я от Светиной могилы шел. А к матери в другой раз заеду. А то вдруг ты снова исчезнешь, как в прошлый раз? – усмехнулся Лёха.
— Ну вот, ушел, теперь следующего автобуса ждать… – вздохнула Марина, увидев отъезжающий от остановки автобус.
— Я на машине, подвезу, пойдём. – Лёха показал на ряд автомобилей, стоявших вдоль забора.
Ехать с ним, разговаривать не очень хотелось, но стоять и ждать автобуса рядом с кладбищем – еще меньше. Марина села в остывшую машину. Лёха повернул ключ зажигания, включил печку. Они проехали мимо забора кладбища, мимо пустого заснеженного поля, которое в будущем станет местом новых захоронений, мимо деревянных покосившихся домов. Марине всегда было странно, как люди могут жить по соседству с таким большим кладбищем.
— Столько лет прошло, а я так и не понял, что тогда произошло между нами. Когда ты уехала, я места себе не находил. А главное – почему? – нарушил молчание Лёха.
Марина удивленно посмотрела на него.
— Светка сказала, что беременна. Это потом я узнал, что обманула. Не могла она иметь детей. Но тогда поверил, женился. А потом… поздно было что-то менять. Светка, знаешь, как истерила, когда узнала, что ты с ее женихом уехала? В Москву даже ездила, чтобы вам отомстить. Так почему ты сбежала, Марина?
— Лёш, неужели ты до сих пор ничего не понял? Мне тогда все равно было с кем и куда бежать, лишь бы подальше отсюда.
— Как это? – Лёха повернул голову к Марине, и машину повело на мокрой дороге.
И Марина, не жалея ни себя, ни тем более Лёху, начала рассказывать…
Говорят, между друзьями часто кто-то один пользуется другим. У Марины и Светки была именно такая дружба. Марина пришла в новую школу в середине учебного года. Круглая отличница, она одним этим вызывала неприязнь одноклассников.
Светлана, самая красивая девочка в классе, взяла Марину под свою защиту. На переменах они вместе гуляли по школьным коридорам, вместе шли домой. Марина помогала Светке с уроками, подсказывала на контрольных.
Благодаря Светке Марина стала своей в классе. А за Светкой бегал смешной и лопоухий Лёха Синицын. А она пренебрежительно и откровенно посмеивалась над ним.
— Зачем ты так? Он же нормальный парень. Вот увидишь, вырастет и станет красавцем, — защищала Лёху Марина.
— Вот когда станет, тогда и посмотрим, — отвечала легкомысленная Светка.
Они часто делились планами на будущее.
— Я не собираюсь всю жизнь в этой дыре проторчать. В Москву поеду. Давай вместе? – звала Светка.
Предложение было заманчивым, но Марина сразу отказалась.
— Нет. Учиться можно и здесь. Как я маму одну оставлю?
— Как хочешь, — Светка пожала плечами. – Если тебе нравится гнить тут, как твоя обожаемая мама, то флаг тебе в руки. А я выйду замуж за богатого, за миллионера, — Светка мечтательно закатила глаза.
— Миллионеры только тебя и ждут там, — ворчливо заметила Марина, но ни секунды не сомневалась, что у Светланы все получится.
Природная блондинка с карими глазами и смуглой кожей, что встречается крайне редко, Светка была очень красивая. Фигура – позавидует любая актриса. А мужчины, как известно, любят глазами.
В институт Светка, конечно, не поступила. Пошла в парикмахерское училище. Отец поставил условие: не позволит остаться в Москве, если не будет учиться.
— Марин, приезжай ко мне в Москву. Тут даже поболтать не с кем. Не подруги, а гадюшник. Каждая норовит подножку подставить, — жаловалась Светка.
— Уж лучше ты возвращайся сюда, — отвечала Марина.
— Ну уж нет. Никогда.
Мама воспитывала Марину в строгости. В школе даже краситься не разрешала. Перед школьными вечерами Марина забегала к Светке и подкрашивала ресницы. Главное – не забыть смыть перед возвращением домой.
— Надо быть самодостаточной. Мужчины непостоянны. А с образованием и карьерой ты не пропадешь, — учила мама Марину.
Права, конечно. Только в семнадцать лет думать о карьере неинтересно и скучно. И Марина завидовала Светке, что родители дали ей свободу, отпустили в Москву.
Как-то на улице Марина столкнулась с Лёхой. Он только что вернулся из армии. Возмужал, раздался в плечах. Уши у него по-прежнему торчали, но это нисколько не портило его.
Он проводил Марину до дома, пригласил в кино. Они стали встречаться. Лёха устроился работать водителем. Возил не кого-нибудь, а самого мэра города. Работа непыльная, при костюме и дорогой машине. Через год он сделал Марине предложение. Но она уговорила его подождать со свадьбой до окончания университета.
Мэр Лёхе выбил квартиру. Марина часто задерживалась у него допоздна, а то и оставалась ночевать.
Однажды они шли с Лёхой из кино и встретили Светку. В первую минуту Марина даже не узнала ее, такую яркую и нарядную.
— Маринка! – бросилась обниматься подруга.
— Ты словно с обложки журнала сошла, — обрадовалась Марина, вдыхая запах дорогих духов.
Марина перевела взгляд на Лёху и заметила интерес в его глазах. Даже не интерес, а какой-то животный восторг от вида Светки. А та будто не замечала произведенного ею эффекта. Тараторила, что замуж выходит, что свадебное платье из самой Италии заказали…
Они все вместе пошли к Лёхе, по дороге купили вина и фруктов.
— А ты женихом завидным стал, красавцем, да еще с квартирой, — одобрила Светка, обходя Лёхину квартиру. – А вы когда жениться собираетесь?
— Собираемся. Через три месяца, когда я сдам госэкзамены, — без задней мысли ответила Марина.
Она заметила, что Лёха при этом отвел взгляд. «Ну и что? Светка же тоже замуж выходит. Он ей никогда не нравился», - уговаривала себя Марина, но сердце почему-то неприятно ныло.
Они выпили, болтали ни о чем и обо всем. Светка рассказывала о жизни в Москве.
— Скоро выйдешь замуж и станешь москвичкой. Сбылась твоя мечта, — заметила Марина.
— Ага. Если бы он был таким же красивым, как Лёха, цены бы ему не было. — И Светка нагло строила Лёхе глазки.
Через два дня Марина первая сдала зачет и пошла к Лёхе. Он давно дал ей ключи от своей квартиры. Мама уехала к двоюродной сестре в деревню, повезла ей лекарства. По дороге Марина зашла в магазин, купила бутылочку вина и мясо. Звонить Лёхе не стала, решила сделать сюрприз – романтический ужин.
Открыла дверь и сразу натолкнулась на брошенные посреди прихожей женские туфли на высоком каблуке. Как раз такие были на Светке в прошлый раз. Тут из спальни раздался смех. Марина сразу узнала его. Разум отказывался поверить в происходящее.
Она осторожно приоткрыла дверь в комнату. На разобранном диване лежал Лёха, до пояса укрытый простыней, глаза прикрыты от удовольствия. Светинина голова покоилась на его плече. Кончиком прядки своих светлых волос она проводила по его обнаженной груди и смеялась.
Живот скрутило спазмом, кровь прилила к лицу. Марина вышла из квартиры и бросилась вниз по лестнице, не видя от слез ступеней. Оступилась и чуть не упала, если бы чьи-то крепкие руки вовремя не поймали ее.
— Вы куда так летите? С пожара? Или привидение увидели? – спросил участливо и вместе с тем шутливо молодой мужчина.
Марина вдруг уткнулась в его грудь и зарыдала. Он вывел ее на улицу, усадил на скамейку, дал платок и помог стереть со щек потекшую тушь.
— Так кто вас обидел? – спросил он, заглядывая Марине в глаза.
И она рассказала.
— Он ведь ей никогда не нравился. Она замуж вот-вот выйдет, хвасталась, что за богатого москвича, платье из Италии заказала. Зачем он ей? – всхлипывая, жаловалась Марина.
— А подругу, случайно, не Светланой зовут? – спросил мужчина.
— Да. А откуда вы знаете? Ой… - Марина закрыла лицо руками.
— Она сказала, что мама заболела, уехала навестить. На звонки не отвечала. Я подумал, что случилось страшное. Вот и приехал. А мама в полном здравии. Она рассказала, где ее найти. Так она там с вашим женихом? – Он показал на окна дома.
— Хорошо, что узнал вовремя, на что она способна, а не после свадьбы. Думал, она меня любит. – Мужчина вздохнул и помолчал. - Есть здесь поблизости какое-нибудь кафе? Посидим, вы успокоитесь, потом я отвезу вас, куда скажете. Или к жениху вернетесь?
Марина покачала головой. Они поехали в кафе. Артем, так звали мужчину, заставил Марину выпить коньяка. Голова сразу закружилась, но стало легче. Артем рассказывал, что тоже приехал в Москву из глубинки. Дядя взял его работать в свою фирму. Со временем он отошел от дел и оставил фирму Артему.
— Я долго не мог оправиться после неудачного брака. Думал, со Светой все иначе будет. А она оказалась обычной охотницей за женихами, — разочарованно сказал Артем.
— А как же свадьба? – спросила Марина.
— Отменю. Делов-то, — ответил Артем. – Мы с вами товарищи по несчастью, нас обоих предали. – Он улыбнулся. – Это неприятно, но не смертельно, поверьте.
Потом он отвез Марину к дому. Только тут она вспомнила, что мамы нет. Хорошо, что не придется ничего рассказывать и расстраивать ее. Есть время прийти в себя.
Они еще посидели немного в машине. Потом Марина вышла. Артем улыбнулся ей на прощание и уехал в Москву.
На следующий день приходил Лёха, спрашивал, почему Марина не отвечает на звонки. Она пожелала ему счастья со Светой и выгнала.
А через неделю, в субботу утром, в квартире раздался звонок. Мама открыла дверь и позвала:
— Мариночка, к тебе!
В домашнем халате, с кое-как заколотыми волосами, Марина вышла в прихожую и увидела Артема с большим букетом красных роз.
— Я решил проведать товарища по несчастью, — улыбнулся он.
— По какому несчастью? О чем он говорит, Марина? – растерянно спросила мама.
— Чайком не угостите? - Он протянул маме коробку с тортом.
Артем смотрел на Марину, и она смутилась, уткнулась лицом в бутоны роз.
Он предложил поехать в Москву, в Большой театр.
— Только театр и ничего больше. Не бойтесь, завтра доставлю вашу дочь в целости и сохранности, — сказал он маме, обворожительно улыбаясь.
— Поезжай, Мариночка. Ты и так нигде не бываешь, — одобрительно сказала мама.
И Марина поехала. После театра он отвез ее в шикарную гостиницу и ушел, остаться с ней не набивался. Утром приехал за ней и показал город, а вечером, по дороге домой, сделал ей предложение руки и сердца.
Так она вышла замуж, родила сына. Но полюбить не смогла. Артем обожал сына. Иногда Марине казалось, что она лишняя. Он купил им с сыном квартиру, приезжал часто, дарил сыну подарки. Когда тот вырос, взял его к себе на работу в компанию. А Марина вышла на пенсию, вернулась в родной город, где осталась мамина квартира.
— Я первое время пил. Потерял работу. Светка поехала в Москву, когда узнала, что ты вышла за ее жениха замуж. Отомстить вам обоим хотела. Потом вернулась ко мне, сказала, что беременна от меня. Что мне оставалось делать, Марин?
Марина молчала, глядела перед собой. Машина давно стояла возле ее дома.
— Марин, я не знал, что ты видела нас… На меня какое-то затмение нашло. Теперь, когда ты рассказала, я все понял. Марин, столько времени прошло… Ты одна и я один. Может…
— Жизнь со Светкой изменила тебя не в лучшую сторону. И ты решил, что я смогу построить отношения с тобой? После всего этого? Я сбежала, потому что не могла иначе. Любила тебя. Но все в прошлом. – Она взялась за ручку двери.
— А знаешь, я благодарна Светке. У меня прекрасный сын, у него хороший отец. Все эти годы я жила спокойно, не зная бед и нужды. А ты не успел жену похоронить, как клинья ко мне подбиваешь. Нехорошо это, Лёша, нехорошо. И не приходи ко мне. Не пущу. – Марина вышла из машины и, не оглядываясь, пошла к подъезду.
"Семья – это не то, где ты родился, а то, для кого ты готов умереть."
Автор: Неизвестен