Найти в Дзене

Особенный ребенок мало говорит, но много чего отражает

Оглавление

Вот правильно многие педагоги говорят. Да и не только педагоги: от бабушек я тоже часто слышу такое. И, как я думаю, это не просто какое-то там отдельно высказанное мнение, а почти истина и народная мудрость.

Часто в этих высказываниях ребенка называют не только "губкой", которая будто бы впитывает в себя все окружающие события, поступки и слова людей, но и "зеркалом", которое всю семейную действительность и отражает, выпуская наружу всех скелетов из семейного шкафа.

И я, конечно, с этим согласна. И мои коллеги-педагоги из нашего любимого спецучреждения для детей с ОВЗ - со мной солидарны. Не только педагоги из кружкового отдела, в котором я непосредственно работаю, но и все остальные (психологи, логопеды, дефектологи, воспитатели отделений, где наши "особенные" ребята живут в течение своего трехнедельного курса или куда приезжают каждое утро, в зависимости от формы оказания-получения социальных услуг).

В общем, сравнение с зеркалом нам всем очень нравится, и, работая ежедневно с разными ребятами, мы всё больше убеждаемся, что оно актуально во все времена.

Но пока ненадолго отступлю и опишу одно ничем не примечательную, но довольно распространенную ситуацию…

Итак, рабочий день…

Как я уже писала во многих публикациях, в нашем творческом кабинете с детьми занимаются сразу несколько педагогов.

Да, именно так: за одним столом занимается, например, педагог по лепке с двумя малышами, за другим столом - педагог по рисованию пытается что-то изобразить с большой громкой "несохранной" девочкой, а за третьим - я с еще каким-нибудь ребенком (или с двумя-тремя) складываю фигурки-оригами.

Да, удобства, конечно, так себе, но мы уже привыкли… А пишу я об этом снова лишь для того, чтобы мои дорогие читатели просто представили себе рабочий процесс и то, что происходит помимо него…

А что помимо?

О, если честно, меня это премного раздражает, когда и без того многолюдный кабинет превращается в проходной двор.

  • Ведь некоторые коллеги (из других отделов, например) могут прямо во время занятий вваливаться в кабинет и заводить беседы на отвлеченные темы.
  • Или начальство (типа ЗамЗамы) придёт с очередными "дозорами" (ну, вдруг кто-то занятие проводил не полчаса, а 28 минут!)
  • Или чья-то мама именно в это время захочет поменять расписание занятий с 9.00 на 11.00, потому что "нам рано и мы еще спим".
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

И не волнует никого, что на занятии может находиться тяжелый ребенок, которого вот-вот еле-еле усадили, и от любой отвлекающей мелочи - всё к чертям рассыпается.

Но если мамы и начальство - явление неизбежное, то коллегам прощать такое не хочется.

Короче, не так давно…

Сидит у меня на оригами довольно тяжелый "аутичный" мальчик (7 лет).

Официально считается "неговорящим", но зато он цитирует фразы из мультиков и реклам. Пусть и очень невнятно (но по интонации похоже), и не "на зрителя", а самому себе, но всё же…

Мальчик - мирно сидит, качается, что-то про себя напевает-подвывает, улыбается, глаза полузакрыты. В общем, целиком "в себе" (ну, хотя бы позволяет работать с ним рука в руке).

Другая коллега (педагог по лепке) - ждёт, когда ей тоже приведут детей на занятие, готовится.

А тут одна мадам из "чужого" отдела заходит, эмоциональная такая, местная трындычиха.

И началось: и про праздничные шашлыки "трындычит", залитые дождём, и про помидоры, которые купила на …ском рынке, и про мужа. А про мужа - ну такими некрасивыми словами, почти матом.

Я начинаю рычать и покашливать, а педагог по лепке - смотрю, толкает тихонько "трындычиху" и рукой на моего мальчика указывает: мол, потише распинайся, тут ребенок сидит!

А она - усмехаясь, еще и махнув рукой в его сторону:

- Да нууу, и что? Я его знаю! Он всё равно ничего не понимает!

Пффф… ну, это как бы и так, но… А вот навскидку! Если этот ребенок повторяет некоторые фразы - то, неровен час, он когда-нибудь и выдаст из себя слова-эпитеты, которыми наша болтливая дама окрестила мужа, ага?

Пока, конечно, не выдал…

Но зато я могу привести в пример другого мальчика. Конечно, ЭТОТ мальчик по уровню развития значительно превосходит ТОГО мальчика, который сидел у меня на уроке, но!

Этот (второй) мальчик - хорошо отразил то, о чём многие взрослые порой забывают…

Славик

Мальчик из дневного отделения, 5 лет, ментальные нарушения. Не живёт в стационаре, а приезжает каждый день как в детский сад.

Конечно, по уровню развития Славик - совсем не "стандартно-пятилетний", но обращенную речь - понимает, худо-бедно (и мало!) - разговаривает, одеваться, есть и пользоваться туалетом - самостоятельно умеет, а расставаясь по утрам с мамой - не рыдает. Как про него говорят воспитатели - "достаточно удобный ребенок".

Славик у меня на занятии…

Делаем рыбок из разноцветных бумажных квадратиков.

Славик - вполне неплохо повторяет все приёмы "с рук", я только подправляю. Работает молча, кряхтит, не ленится и не сопротивляется. Но в основном выбирает только красные и жёлтые квадратики.

А я беру ОРАНЖЕВЫЙ квадратик и показываю ему:

Я: Слава, какого цвета этот квадратик?

Славик: Аванзи!

Я: Правильно, оранжевый!

Теперь показываю ЗЕЛЁНЫЙ квадратик.

Я: А этот?

Слава: Синий!

Я (удивлённо): Слава, да ты что?...

Не успеваю договорить, сам Славик договаривает фразу, но уже "по-своему", вопросительной интонацией:

Славик: … квыса поехала?

Я: Эээ, Слава, я такого не говорила! Кто это сказал: "крыша поехала"?

Славик: Мама.

Аааа, ну тогда понятно. Запомнил, молодец.
В смысле, не молодец, что так выразился (некрасиво же… но он вполне может и не знать, что некрасиво), но зато молодец, что произнёс "в кон", в подходящей ситуации. Ведь произнеси он эти слова где-нибудь в автобусе или в магазине - это бы точно выглядело "эхо-нелепицей".

А тут педагог по лепке вмешалась. Ну, такая она, сама - очень культурная мама, с детьми своими только литературной речью разговаривает.

Педагог: Славик, а как мама говорит?

Славик: "Слава, да ты тёооо? Квыса поехала?"

Педагог: А ты знаешь, что это такое, что за крыша?

Славик: Квыса - она на домике!

Педагог: Аааа, ну да, ну да…

Увы и ах! Не знает Славик истинного значения этого выражения. Просто воспроизвёл мамину фразу, услышав знакомую интонацию.

Я: Слава, ничего у тебя не поехало, просто немножко ошибся. У этого квадратика цвет - зе-лё-ный!

Славик: Зе-лё-ный!

Я: Молодец!

На том и порешили…

Славик в отделении

"Стационарный" этаж, левое крыло.

Когда я пришла туда во второй половине дня за очередным ребенком (забрать на занятие), воспитательница как раз привела детей после полдника из столовой в игровую комнату.

Понятно, кто-то - уже прибежал, кто-то - "застрял", кто-то - просто медленно идёт.

Воспитательница подгоняет одну из девочек:

- Лера, Лера, давай скорее!

А Славик ей:

- Как тевепаха!

Ну, точно имелась в виду ЧЕРЕПАХА!

Воспитатель - "прыснула", но Славику говорит:

- Не надо так на девочку! Видишь, она старается!

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

А потом, немного погодя, когда уже все ребята разместились на коврике…

Воспитатель: Слав, а ты хоть знаешь, кто такая черепаха?

Славик: Не-а! (и замотал головой)

Воспитатель: А откуда ты это слово узнал?

Славик: От садика.

Воспитатель: А хочешь узнать, какая она, черепаха?

Славик: Угу! (кивнул)

Ну и?

Короче, наша воспитатель - "выпытала" из Славы, что в его садике воспитатель тоже говорит детям слова "как черепаха".

А уже потом, собравшись с другими детьми, наша воспитатель показала и черепах в книжках (нарисованных, "мультяшных" и сфотографированных), и рассказала немножко об их жизни. А еще объяснила, что черепашки - ходят пешком очень медленно, поэтому и людей, которые медленно ходят, могут обзывать черепахами. Но так делать некрасиво!

А что удивило нашу воспитательницу?

А то, что никто из детей этой группы ни разу в жизни не видел мультфильм про львёнка и черепаху! Вот!

Но я хотела заострить внимание на другом: на том, как же всё-таки важно не забываться и контролировать "речевые потоки", находясь рядом с детьми. Любыми…

Вам же, дорогие читатели, приятных и неутомительных бесед с родными и близкими.

Буду рада Вашим верным визитам, добрым лайкам и новым подпискам