Вот правильно многие педагоги говорят. Да и не только педагоги: от бабушек я тоже часто слышу такое. И, как я думаю, это не просто какое-то там отдельно высказанное мнение, а почти истина и народная мудрость.
Часто в этих высказываниях ребенка называют не только "губкой", которая будто бы впитывает в себя все окружающие события, поступки и слова людей, но и "зеркалом", которое всю семейную действительность и отражает, выпуская наружу всех скелетов из семейного шкафа.
И я, конечно, с этим согласна. И мои коллеги-педагоги из нашего любимого спецучреждения для детей с ОВЗ - со мной солидарны. Не только педагоги из кружкового отдела, в котором я непосредственно работаю, но и все остальные (психологи, логопеды, дефектологи, воспитатели отделений, где наши "особенные" ребята живут в течение своего трехнедельного курса или куда приезжают каждое утро, в зависимости от формы оказания-получения социальных услуг).
В общем, сравнение с зеркалом нам всем очень нравится, и, работая ежедневно с разными ребятами, мы всё больше убеждаемся, что оно актуально во все времена.
Но пока ненадолго отступлю и опишу одно ничем не примечательную, но довольно распространенную ситуацию…
Итак, рабочий день…
Как я уже писала во многих публикациях, в нашем творческом кабинете с детьми занимаются сразу несколько педагогов.
Да, именно так: за одним столом занимается, например, педагог по лепке с двумя малышами, за другим столом - педагог по рисованию пытается что-то изобразить с большой громкой "несохранной" девочкой, а за третьим - я с еще каким-нибудь ребенком (или с двумя-тремя) складываю фигурки-оригами.
Да, удобства, конечно, так себе, но мы уже привыкли… А пишу я об этом снова лишь для того, чтобы мои дорогие читатели просто представили себе рабочий процесс и то, что происходит помимо него…
А что помимо?
О, если честно, меня это премного раздражает, когда и без того многолюдный кабинет превращается в проходной двор.
- Ведь некоторые коллеги (из других отделов, например) могут прямо во время занятий вваливаться в кабинет и заводить беседы на отвлеченные темы.
- Или начальство (типа ЗамЗамы) придёт с очередными "дозорами" (ну, вдруг кто-то занятие проводил не полчаса, а 28 минут!)
- Или чья-то мама именно в это время захочет поменять расписание занятий с 9.00 на 11.00, потому что "нам рано и мы еще спим".
И не волнует никого, что на занятии может находиться тяжелый ребенок, которого вот-вот еле-еле усадили, и от любой отвлекающей мелочи - всё к чертям рассыпается.
Но если мамы и начальство - явление неизбежное, то коллегам прощать такое не хочется.
Короче, не так давно…
Сидит у меня на оригами довольно тяжелый "аутичный" мальчик (7 лет).
Официально считается "неговорящим", но зато он цитирует фразы из мультиков и реклам. Пусть и очень невнятно (но по интонации похоже), и не "на зрителя", а самому себе, но всё же…
Мальчик - мирно сидит, качается, что-то про себя напевает-подвывает, улыбается, глаза полузакрыты. В общем, целиком "в себе" (ну, хотя бы позволяет работать с ним рука в руке).
Другая коллега (педагог по лепке) - ждёт, когда ей тоже приведут детей на занятие, готовится.
А тут одна мадам из "чужого" отдела заходит, эмоциональная такая, местная трындычиха.
И началось: и про праздничные шашлыки "трындычит", залитые дождём, и про помидоры, которые купила на …ском рынке, и про мужа. А про мужа - ну такими некрасивыми словами, почти матом.
Я начинаю рычать и покашливать, а педагог по лепке - смотрю, толкает тихонько "трындычиху" и рукой на моего мальчика указывает: мол, потише распинайся, тут ребенок сидит!
А она - усмехаясь, еще и махнув рукой в его сторону:
- Да нууу, и что? Я его знаю! Он всё равно ничего не понимает!
Пффф… ну, это как бы и так, но… А вот навскидку! Если этот ребенок повторяет некоторые фразы - то, неровен час, он когда-нибудь и выдаст из себя слова-эпитеты, которыми наша болтливая дама окрестила мужа, ага?
Пока, конечно, не выдал…
Но зато я могу привести в пример другого мальчика. Конечно, ЭТОТ мальчик по уровню развития значительно превосходит ТОГО мальчика, который сидел у меня на уроке, но!
Этот (второй) мальчик - хорошо отразил то, о чём многие взрослые порой забывают…
Славик
Мальчик из дневного отделения, 5 лет, ментальные нарушения. Не живёт в стационаре, а приезжает каждый день как в детский сад.
Конечно, по уровню развития Славик - совсем не "стандартно-пятилетний", но обращенную речь - понимает, худо-бедно (и мало!) - разговаривает, одеваться, есть и пользоваться туалетом - самостоятельно умеет, а расставаясь по утрам с мамой - не рыдает. Как про него говорят воспитатели - "достаточно удобный ребенок".
Славик у меня на занятии…
Делаем рыбок из разноцветных бумажных квадратиков.
Славик - вполне неплохо повторяет все приёмы "с рук", я только подправляю. Работает молча, кряхтит, не ленится и не сопротивляется. Но в основном выбирает только красные и жёлтые квадратики.
А я беру ОРАНЖЕВЫЙ квадратик и показываю ему:
Я: Слава, какого цвета этот квадратик?
Славик: Аванзи!
Я: Правильно, оранжевый!
Теперь показываю ЗЕЛЁНЫЙ квадратик.
Я: А этот?
Слава: Синий!
Я (удивлённо): Слава, да ты что?...
Не успеваю договорить, сам Славик договаривает фразу, но уже "по-своему", вопросительной интонацией:
Славик: … квыса поехала?
Я: Эээ, Слава, я такого не говорила! Кто это сказал: "крыша поехала"?
Славик: Мама.
Аааа, ну тогда понятно. Запомнил, молодец.
В смысле, не молодец, что так выразился (некрасиво же… но он вполне может и не знать, что некрасиво), но зато молодец, что произнёс "в кон", в подходящей ситуации. Ведь произнеси он эти слова где-нибудь в автобусе или в магазине - это бы точно выглядело "эхо-нелепицей".
А тут педагог по лепке вмешалась. Ну, такая она, сама - очень культурная мама, с детьми своими только литературной речью разговаривает.
Педагог: Славик, а как мама говорит?
Славик: "Слава, да ты тёооо? Квыса поехала?"
Педагог: А ты знаешь, что это такое, что за крыша?
Славик: Квыса - она на домике!
Педагог: Аааа, ну да, ну да…
Увы и ах! Не знает Славик истинного значения этого выражения. Просто воспроизвёл мамину фразу, услышав знакомую интонацию.
Я: Слава, ничего у тебя не поехало, просто немножко ошибся. У этого квадратика цвет - зе-лё-ный!
Славик: Зе-лё-ный!
Я: Молодец!
На том и порешили…
Славик в отделении
"Стационарный" этаж, левое крыло.
Когда я пришла туда во второй половине дня за очередным ребенком (забрать на занятие), воспитательница как раз привела детей после полдника из столовой в игровую комнату.
Понятно, кто-то - уже прибежал, кто-то - "застрял", кто-то - просто медленно идёт.
Воспитательница подгоняет одну из девочек:
- Лера, Лера, давай скорее!
А Славик ей:
- Как тевепаха!
Ну, точно имелась в виду ЧЕРЕПАХА!
Воспитатель - "прыснула", но Славику говорит:
- Не надо так на девочку! Видишь, она старается!
А потом, немного погодя, когда уже все ребята разместились на коврике…
Воспитатель: Слав, а ты хоть знаешь, кто такая черепаха?
Славик: Не-а! (и замотал головой)
Воспитатель: А откуда ты это слово узнал?
Славик: От садика.
Воспитатель: А хочешь узнать, какая она, черепаха?
Славик: Угу! (кивнул)
Ну и?
Короче, наша воспитатель - "выпытала" из Славы, что в его садике воспитатель тоже говорит детям слова "как черепаха".
А уже потом, собравшись с другими детьми, наша воспитатель показала и черепах в книжках (нарисованных, "мультяшных" и сфотографированных), и рассказала немножко об их жизни. А еще объяснила, что черепашки - ходят пешком очень медленно, поэтому и людей, которые медленно ходят, могут обзывать черепахами. Но так делать некрасиво!
А что удивило нашу воспитательницу?
А то, что никто из детей этой группы ни разу в жизни не видел мультфильм про львёнка и черепаху! Вот!
Но я хотела заострить внимание на другом: на том, как же всё-таки важно не забываться и контролировать "речевые потоки", находясь рядом с детьми. Любыми…
Вам же, дорогие читатели, приятных и неутомительных бесед с родными и близкими.