Найти в Дзене
Блог Дианы

Энциклопедия ретро автомобилей: от паровой тяги до бензинового века

В наше время автомобиль стал привычным спутником повседневной жизни — удобным, быстрым и почти незаметным. Однако путь, пройденный этим «самодвижущимся» чудом техники, был длинным, извилистым и полон изобретательского дерзновения. Само слово «автомобиль» произошло от греческого autos (сам) и латинского mobilis (движущийся), что, пожалуй, лучше всего и передает суть идеи, над которой трудились умы человечества в течение столетий. Истоки идеи автомобиля теряются в глубине веков. Уже в 1672 году для китайского императора был создан маленький паровой игрушечный экипаж — работа монаха-изобретателя Фердинанда Вербиста. Можно ли назвать это автомобилем? Вряд ли. Однако же начало было положено. Удивительно, но и Леонардо да Винчи в своих рукописях оставил чертежи устройства, удивительно напоминающего самодвижущийся экипаж. В России, между тем, крепостной крестьянин Леонтий Шамшуренков собрал в XVIII веке четырёхколесную самобеглую коляску с педальным приводом, способную развивать скорость до 1
Оглавление

В наше время автомобиль стал привычным спутником повседневной жизни — удобным, быстрым и почти незаметным. Однако путь, пройденный этим «самодвижущимся» чудом техники, был длинным, извилистым и полон изобретательского дерзновения. Само слово «автомобиль» произошло от греческого autos (сам) и латинского mobilis (движущийся), что, пожалуй, лучше всего и передает суть идеи, над которой трудились умы человечества в течение столетий.

Когда все начиналось: первые шаги к самоходной машине

Истоки идеи автомобиля теряются в глубине веков. Уже в 1672 году для китайского императора был создан маленький паровой игрушечный экипаж — работа монаха-изобретателя Фердинанда Вербиста. Можно ли назвать это автомобилем? Вряд ли. Однако же начало было положено.

Удивительно, но и Леонардо да Винчи в своих рукописях оставил чертежи устройства, удивительно напоминающего самодвижущийся экипаж. В России, между тем, крепостной крестьянин Леонтий Шамшуренков собрал в XVIII веке четырёхколесную самобеглую коляску с педальным приводом, способную развивать скорость до 15 км/ч. Вслед за ним Иван Кулибин в 1791 году представил публике трехколесный экипаж с полноценной трансмиссией, тормозами и маховиком — устройством, удивительно современным по своим конструктивным решениям.

Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи

Эпоха пара: тяжелые, но вдохновляющие машины

XVIII–XIX века стали ареной паровых экспериментов. Француз Николя Кюньо в 1769 году сконструировал громадную паровую тележку для транспортировки артиллерийских орудий. Ее мощный двигатель мог передвигать тяжёлую конструкцию, но с трудом — запас воды и топлива весил почти тонну. Тем не менее, это устройство часто называют первым полноценным автомобилем.

Паровая телега Кюньо
Паровая телега Кюньо

В Великобритании аналогичные опыты велись с энтузиазмом. Уильям Мэрдок, Ричард Тревитик, Уолтер Хэнкок — каждый из них оставил след в истории, создавая паровые кареты и фаэтоны. Даже в США в 1789 году был зарегистрирован первый патент на «амфибию» — автомобиль Оливера Эванса мог двигаться по суше и воде. Однако громоздкость и опасность паровых двигателей ограничили их применение.

Первые электромобили: забытые предшественники будущего

Задолго до нашего времени электротяга уже пробовала свои силы. В 1828 году венгерский учёный Аньош Йедлик создал миниатюрный электродвигатель, а американец Томас Дэвенпорт в 1834-м пошёл дальше, представив опытный образец электрической тележки. Роберт Андерсон в 1839 году в Шотландии разработал первый полноразмерный электромобиль. Однако технические ограничения сделали электромобили нерентабельными — на долгие годы они ушли в тень.

Роберт Андерсон, электромобиль
Роберт Андерсон, электромобиль

Эра бензина: рождение автомобиля в его привычном виде

Настоящий прорыв произошел с изобретением компактных и мощных двигателей внутреннего сгорания. В 1876 году Николаус Отто запатентовал первый четырехтактный двигатель. В 1885-м Карл Бенц сконструировал трехколесный экипаж с бензиновым двигателем — именно его детище стало первым по-настоящему «вездеспособным» автомобилем. Устройство развивало 16 км/ч и вмещало двух человек.

Бенц
Бенц

В 1888 году его жена Берта Бенц устроила первый в истории автопробег — почти 200 км пути, доказывая, что автомобиль может быть не только технической игрушкой, но и практичным средством передвижения. Память о ее поездке увековечена в виде мемориальной трассы в Германии.

Одновременно с Бенцем работал и Готлиб Даймлер, сконструировавший свои версии двигателя и первого мотоцикла. В Италии Энрико Бернарди создал бензиновый мотор и установил его на трицикл. Появление автомобилей с бензиновыми двигателями стало началом настоящей революции.

Рождение автомобильной промышленности

С начала 1890-х годов начинается эпоха массового производства. Компания Duryea Motor Wagon Company в США, «Панар и Левассо» во Франции и множество других пионеров запускают серийные линии. В 1894 году начинается выпуск модели Benz Velo — первой серийной машины, разошедшейся в количестве почти 400 экземпляров.

В 1908 году компания Ford запускает знаменитую «Модель Т» — автомобиль, который стал по-настоящему народным. Его производство продолжалось до 1927 года, и всего было выпущено более 15 миллионов экземпляров. Это стало символом начала эры доступных машин.

Модель Т, Форд
Модель Т, Форд

Винтажные эпохи и культовые автомобили

После Первой мировой войны автомобили стали стремительно развиваться: появился закрытый кузов, стандартизированное управление, улучшенные тормоза и трансмиссии. Модели Austin 7, Ford Model A и Cadillac V-16 стали настоящими иконами стиля. Бугатти Рояль до сих пор считается одним из самых роскошных автомобилей в истории.

Austin 7
Austin 7

Довоенные автомобили, такие как Volkswagen Beetle, Citroen Traction Avant и Rolls-Royce Phantom III, сочетали в себе передовые технологии и изысканный дизайн. Эти модели стали символами инженерного гения той эпохи.

Послевоенная эра и первые шаги в будущее

После Второй мировой войны автомобиль стал массовым и повседневным. В Советском Союзе был создан ГАЗ-М-20 «Победа» с цельнообъемным кузовом, а в Великобритании — популярный Morris Minor. В США эпоху определяли такие модели, как Plymouth Savoy.

Я (ретро автомобиль, Победа)
Я (ретро автомобиль, Победа)

Невзирая на развитие технологий, основа конструкции автомобиля остаётся прежней: двигатель, трансмиссия, кузов, шасси и электрооборудование.

А что дальше?

Будущее автомобиля продолжает рождаться прямо сейчас. Электромобили, которые когда-то считались неэффективными, снова выходят на первый план — на этот раз с новыми возможностями. Водородные двигатели, экологически чистое топливо, беспилотные технологии — всё это уже не фантастика, а ближайшая реальность.

Машина будущего
Машина будущего

Однако какие бы технологии ни пришли на смену привычному мотору, в сердцах миллионов навсегда останутся те ретро автомобили, с которых всё начиналось. Они были не просто техникой — они были воплощением мечты о движении вперёд.

(Информация взята из следующего источника: https://retroavtoclub.ru/)