Найти в Дзене
ВЕДОМОСТИ

Катастрофа изменила карту мира: как мегапотоп заново создал Средиземное море

Около 5,3 млн лет назад на Земле произошло событие, по масштабу сравнимое с библейским потопом, — крупнейшее наводнение в истории планеты. Поток воды из Атлантики прорвался в районе Гибралтара и устремился в иссохшую впадину Средиземного моря. Это кардинально изменило контуры региона, геодинамику и биологическое разнообразие, рассказывает National Geographic. 6 млн лет назад тектонические процессы подняли горный хребет в районе Гибралтарского пролива, изолировав Средиземное море от Атлантики. Лишенное притока воды, оно постепенно испарилось. Вместо моря остались солончаки, гипсовые равнины и горько-соленые озера. Этот период известен как Мессинский кризис солености — эпоха, когда морская экосистема региона практически исчезла. Примерно через 600 тыс. лет после этого горы начали оседать. В какой-то момент их вершины оказались вровень с уровнем Атлантического океана, и вода начала переливаться обратно. Когда океан поднялся выше горной перемычки, на бескрайнюю равнину соли и гипса, быв
Оглавление
Фото ESA/NASA
Фото ESA/NASA

Около 5,3 млн лет назад на Земле произошло событие, по масштабу сравнимое с библейским потопом, — крупнейшее наводнение в истории планеты.

Поток воды из Атлантики прорвался в районе Гибралтара и устремился в иссохшую впадину Средиземного моря. Это кардинально изменило контуры региона, геодинамику и биологическое разнообразие, рассказывает National Geographic.

Когда море исчезло

6 млн лет назад тектонические процессы подняли горный хребет в районе Гибралтарского пролива, изолировав Средиземное море от Атлантики.

Лишенное притока воды, оно постепенно испарилось. Вместо моря остались солончаки, гипсовые равнины и горько-соленые озера. Этот период известен как Мессинский кризис солености — эпоха, когда морская экосистема региона практически исчезла.

Возвращение воды: поток мощью тысячи Амазонок

Примерно через 600 тыс. лет после этого горы начали оседать. В какой-то момент их вершины оказались вровень с уровнем Атлантического океана, и вода начала переливаться обратно.

Когда океан поднялся выше горной перемычки, на бескрайнюю равнину соли и гипса, бывшую Средиземным морем, хлынул мощнейший поток. Вода лилась со скоростью до 32 м/с (115 км/ч) и затапливала высохшее дно со скоростью 10 метров в день — по словам морского геолога Аарона Микаллефа, это 68–100 млн кубометров в секунду.

Атмосферное давление и сила течения вызвали ураганные ветры, а сейсмическая активность усилилась из-за давления воды на земную кору.

Поток лился с высоты 1,5 км — самый высокий водопад за всю историю Земли (в 30 раз выше Ниагарского). Это стало финальным аккордом Занклского потопа — события, давшего начало новой геоэпохе и формированию современного облика Средиземноморья.

Жизнь осталась, но стала другой

До катастрофы Средиземное море было домом для сотен биологических видов: от древних акул и ластоногих до корралов. Засуху смогли пережить немногие — в основном моллюски, планктон и некоторые морские слизни, сумевшие укрыться в сохранившихся лужицах воды. А когда море вернулось, фауна восстановилась не быстро.

«С геологической точки зрения морская фауна должна была вернуться сразу, но этого не произошло», — отмечает геолог Константина Агиади.

Вода после потопа была перенасыщена солью и бедна питательными веществами. Выжившие организмы существовали в стрессе еще тысячелетия. Только спустя долгое время новые виды из Атлантики смогли обосноваться и начать формировать устойчивые популяции.

Сегодня Средиземное море — один из мировых очагов морского биоразнообразия, но его обитатели совершенно не похожи на прежних.

Уроки Занклского потопа: взгляд в будущее

Хотя эти события произошли миллионы лет назад, Микаллеф считает их важным уроком для человечества. Глобальное потепление приводит к таянию ледников, и наводнения случаются все чаще.

Исследование мегапотопа позволяет понять, как изменяется ландшафт, как реагирует земная кора, и какие долгосрочные последствия может иметь резкий приток воды.

«Наводнение — это природный эксперимент, — говорит Агиади. — Мы получили новое море. Оно превратилось в зону биоразнообразия. Но прежним уже не стало — даже спустя миллионы лет».

Эта история напоминает: возврата к «как было» может не быть. Любые глобальные сдвиги — природные или климатические — необратимы. И хотя новая система может быть прекрасной, она будет другой. И именно это — самый точный прогноз на будущее.

Читайте также

Кто победил на конкурсе «Евровидение-2025»

Чем известен папа римский Лев XIV

Все о главах Католической церкви: основные цифры и факты

Лас-Вегас: город из соли и денег

Почему болит спина? Причина в одной мышце