Новый шестисерийный документальный сериал о Великой отечественной войне от Первого канала и Мостелефильма, приуроченный к юбилейной 80-й годовщине Победы и сочетающий в себе игровые сцены и кинохронику, из-за чего первый аналог для сравнения, который сразу приходит на ум, это, конечно же, советские киноэпопеи Юрия Озерова «Битва за Москву» и «Освобождение». В данной связи масштаб новинки безусловно помельче, да и любой продукт, вышедший с подписью и печатью Константина Эрнста, – это всегда по меньшей мере тревожно, однако в случае с «Победой» объективно нужно сказать, что скепсис не оправдался, а телевизионный продукт действительно получился качественный, хороший и однозначно нужный для воспитания нынешнего поколения ЕГЭшников, которые практически ничего не читают и не хотят знать о подвиге своих дедов и прадедов.
Да, в постановке Дарьи Шумаковой и Дениса Носкова вряд ли можно найти какие-то новые факты или того, чего раньше не знали образованные люди. И также понятно, что просто физически невозможно за шесть эпизодов по 40-50 минут каждый раскрыть полностью всю тему ВОВ. Но для просмотра 9 мая – для того, чтобы ещё раз вспомнить, прокрутить в памяти основные отправные точки самой страшной для отечества войны, прочувствовать и прикоснуться к святому – как раз то, что надо (эпизоды фильма составлены по общеизвестной хронологии – Битва за Москву, Сталинградская битва, Курская дуга, Битва за Днепр, Битва за Берлин с обязательным отступлением на Блокаду Ленинграда).
Создатели совместили различные стили повествования, объединив, например, письма и воспоминания людей тех лет, которые читаются за кадром, с классическими приёмами военной документалистики – через карты, цифры (которые здесь явно актуализированы по сравнению с советскими учебниками) и кинохронику. Визуал у новинки весьма достойный – здесь и качественно сделанные игровые и батальные сцены в компьютерной обработке, и анимированные в стиле 3Д старые фотографии (этот приём сейчас с успехом используют в так называемых «Lyric video», музыкальных клипах рок-исполнителей), и старательная игра приглашённых актёров в антураже тематических декораций. Как всегда, вдохновенно читает закадровый текст Сергей Чонишвили, пожалуй, лучший дикторский голос страны сегодня.
Однако главное, чем запомнилась «Победа» 2025 года, и что будут в первую очередь вспоминать применительно к ней впоследствии, – это раскрашенная, обработанная и восстановленная военная кинохроника первой половины 1940х! Как представляется, работа была проделана титаническая, но и результат получился аховый: чёрно-белые кадры словно ожили, и те великие люди, титаны, герои военного времени посмотрели на нас с экрана не какими-то абстрактными давно забытыми лицами в стиле ретро, а как будто бы наши современники из ежедневной новостной сводки. Только в такой подаче понимаешь, что наши прадеды не слишком то и отличались от нас: те же люди, те же лица, те же чувства и эмоции. И это поистине неожиданное откровение – заглянуть в уже далёкое прошлое сегодняшними глазами, побывать с помощью кинематографической машины времени там, где даже не предполагал…
______________________________
Настоящая статья продублирована в блоге автора на сайте Кинориум.ру