Найти в Дзене
Николай Азаров

Так кто все-таки кормил Украину?

В то время, когда я работал в Правительстве, против нас какие аргументы выдвигали? Остановлюсь на одном из них – вопросе якобы дотационности Донбасса. Я проводил политику стабильности тарифов, стабильности гривны, стабильности экономической ситуации. А для этого мне была необходима стабильность цен на уголь. И мы определенные дотации выплачивали угольным шахтам для поддержания стоимости угля и, соответственно, тарифа на электроэнергию, прежде всего. Поэтому вся остальная Украина получала за счет такой политики стабильные и очень низкие цены на электроэнергию. А сейчас киевский режим поднял цены на электроэнергию в 20 раз. В этот момент Яценюк выдвинул такой тезис, что «Донбасс дотационный». Но нельзя судить по одной только дотации на уголь о дотационности Донбасса. Это абсолютная ложь, потому что Донбасс производил примерно треть ВВП, примерно 25% давал валютной выручки. Был, естественно, не дотационным регионом, а донором всей Украины. Например, 9 западных областей были сугубо дотацио

В то время, когда я работал в Правительстве, против нас какие аргументы выдвигали? Остановлюсь на одном из них – вопросе якобы дотационности Донбасса.

Я проводил политику стабильности тарифов, стабильности гривны, стабильности экономической ситуации. А для этого мне была необходима стабильность цен на уголь. И мы определенные дотации выплачивали угольным шахтам для поддержания стоимости угля и, соответственно, тарифа на электроэнергию, прежде всего.

Поэтому вся остальная Украина получала за счет такой политики стабильные и очень низкие цены на электроэнергию. А сейчас киевский режим поднял цены на электроэнергию в 20 раз.

В этот момент Яценюк выдвинул такой тезис, что «Донбасс дотационный». Но нельзя судить по одной только дотации на уголь о дотационности Донбасса. Это абсолютная ложь, потому что Донбасс производил примерно треть ВВП, примерно 25% давал валютной выручки. Был, естественно, не дотационным регионом, а донором всей Украины.

Например, 9 западных областей были сугубо дотационными. А откуда брались им дотации?

Я всегда во время своих выступлений говорил: «ребята, вы что, думаете, что Ивано-Франковская или Тернопольская области кормят Украину? Что мы оттуда забираем и за их счет финансируем Донбасс?».

Да нет же! Донбасс создает огромные доходы для государства. Часть этих доходов перераспределяется, поддерживая стабильность тарифов в стране в целом и, в том числе, поддерживая угольную промышленность. Замечу также, что угольная промышленность и в советское время была дотационная в силу того, что большие глубины, сложнейшие условия, выбросы, низкая мощность пластов. Ни в какое сравнение не идет с условиями Кузбасса или Экибастуза, где открытая добыча ведется. Поэтому шахты Донбасса требовали определенных дотаций. Но зато они находились прямо рядом с коксохимическими заводами, прямо рядом с металлургическими комбинатами, рядом с энергетикой. Говорят, «за океаном телушка – полушка, да рубль перевоз». Мы из этого исходили и этим руководствовались.

Возникнув, эта идея сразу же нашла поддержку на Западе. Вот, оказывается, Донбасс дотационный.

Ну, а сейчас, ребята, вы как, хорошо без Донбасса живете? Вы потеряли 3/4 доходов бюджета без Донбасса. Вы же его сейчас не финансируете. За счет чего у вас такие огромные потери? Как говорил Геббельс, чем ложь невероятней, тем легче в нее поверить. Как ни странно, часть народа Украины верила, что чистое поле как в Тернопольской области может давать доходы, а застроенный шахтными предприятиями, различными промышленными объектами, рудниками, карьерами регион с огромным потенциалом промышленным оказывается убыточным.

То есть чистое поле и лес дают для государства доходы, а огромная промышленная территория дает убытки. В это может поверить только воспаленное сознание.

Но, тем не менее, такой факт был.