Найти в Дзене

Сериал "ШАНТАРАМ": красивый торс Чарли Ханнэма, некрасивые, но правдивые трущобы, неправдивая, но уж какая есть Карла

«Человек, которого Шантарам не тронет до глубины души либо не имеет сердца, либо мертв, либо и то, и другое одновременно». Джонатан Кэрролл Я бы немного переписала эту цитату, добавив к ней следующее: «Человек, которого Шантарам не тронет до глубины души либо не имеет сердца, либо мертв, либо этот человек перед знакомством с книгой "Шантарам" уже прочитал множество других, действительно хороших книг». Но это речь о печатном варианте истории беглого австралийца, а я сегодня хочу поговорить об экранизации романа, сериале «Шантарам», вышедшего в 2022 г. Приготовьтесь, потому что читать долго, хотя в любом случае это гораздо быстрее, чем книга «Шантарам», и я надеюсь, что это интереснее, чем «Шантарам-2. Тень горы», которую, признаюсь честно, я так и не дочитала, и это стало первым прецедентом в моей жизни, когда я даже из принципа не смогла заставить себя прочесть книгу до конца, в том числе,
Оглавление

Да простят меня все, кто считает это шедевром.

Рецензия на сериал "Шантарам", часть I

«Человек, которого Шантарам не тронет до глубины души либо не имеет сердца, либо мертв, либо и то, и другое одновременно».

Джонатан Кэрролл

Я бы немного переписала эту цитату, добавив к ней следующее: «Человек, которого Шантарам не тронет до глубины души либо не имеет сердца, либо мертв, либо этот человек перед знакомством с книгой "Шантарам" уже прочитал множество других, действительно хороших книг». Но это речь о печатном варианте истории беглого австралийца, а я сегодня хочу поговорить об экранизации романа, сериале «Шантарам», вышедшего в 2022 г.

Приготовьтесь, потому что читать долго, хотя в любом случае это гораздо быстрее, чем книга «Шантарам», и я надеюсь, что это интереснее, чем «Шантарам-2. Тень горы», которую, признаюсь честно, я так и не дочитала, и это стало первым прецедентом в моей жизни, когда я даже из принципа не смогла заставить себя прочесть книгу до конца, в том числе, хотя бы для того, чтобы написать потом рецензию.

трущобы в сериале "Шантарам" 2022г.
трущобы в сериале "Шантарам" 2022г.

Я думаю, что те, кто пытался смотреть сериал (ключевое слово «пытался»), уже ознакомились с той информацией, что ни кто-то иной, а сам, я повторяю, сам Джонни Депп когда-то хотел продюсировать проект и исполнить в нем главную роль, но что-то пошло не так, процесс затягивался, откладывался и в итоге, когда в общем-то шумиха и ажиотаж вокруг книги уже стихли, а первые фанаты «Шантарама», возможно, уже и позабыли о том, что существует книга об Индии, о криминальном мире в Бомбее, о вере в любовь где-то между кафе «Леопольд», трущобами, буддийскими пагодами и мусульманскими мечетями, особняками мафиози и борделем мадам Жу, сериал, наконец, вышел.

Лично я не то, чтобы запрыгнула в последний вагон поезда, увозящего фанатов «Шантарама» куда-то не в будущее, а в прошлое, я пришла на вокзал, когда этот поезд уже отъезжал от платформы, но я еще могла разглядеть тех, кто, стоя на подножках, цеплялся за руки, находящихся внутри людей. Мне ничего не оставалось, как вернуться в книжный магазин и купить что-то другое.

А если серьезно, то в реальной жизни эта книга сопровождала меня на протяжении моего собственного короткого путешествия, чтение ее я заканчивала пусть и не в самой Индии, но в другой жаркой стране, где люди, приобретая сильный загар, также становятся похожими на индийцев, и после преодоления последней страницы, я с большим облегчением положила ее (нет не на антресоль), но на одну из полок в доме моего друга, и без каких-либо рекомендаций для него об этой книге, в твердом переплете, громадной и тяжелой, я улетела в Россию.

Автор книги "Шантарам" Грегори Дэвид Робертс
Автор книги "Шантарам" Грегори Дэвид Робертс

Для меня «Шантарам» - этакий успешный печатный «продукт», в контексте той «успешности», которой в принято измерять сегодня многое: «успешный» значит, продаваемый, популярный, узнаваемый, однако не обязательно претендующий на то, чтобы называться глубокой литературой, служащей для духовного роста человека. Тадж-Махал, изображенный на обложке книги, обещает и настраивает на постижение философии индийской жизни, но в процессе прочтения оказывается, что в основном, книга состоит из довольно банальных фраз, время от времени приправленных индийскими специями и яркими сари. По этой причине, никаких открытий не случается, а учитывая то, что сюжетные линии меняются порой вообще без всякой логики и драматургии, в один прекрасный момент, начинаешь ловить себя на мысли, что уже просто ждешь, когда будет перевернута корочка книги, и ты увидишь оборотную сторону Тадж-Махала.

Ко всему вышесказанному, хочу добавить свои отдельные размышления по поводу Афганской войны, которую нам показал автор: разумеется русские в этой войне плохие, как, собственного говоря, принято, уже давным-давно, изображать русских в западных фильмах, последнее тому подтверждение фильм «Анора» (Одна отрада, Юра Борисов, номинированный на Оскар). Такая шаблонная рисовка вряд ли уже кого-то удивляет, однако хочется задать вопрос, был ли это определенный ход автора, который помог сделать «Шантарам» известным и продаваемым в период холодной войны? Я не знаю, хотя и не исключаю того, что некие политические настроения, которые могли бы помочь этой книге быстрее найти издателя и выйти в печать, в период противостояния США и СССР и, продолжающегося, открытого конфликта войны в Афганистане, я не исключаю.

Но это все были впечатления о книге, а ведь я же обещала разобрать сериал.

Для меня настолько дурацкой оказалась концовка первого сезона (планировалось, что будет продолжение, но в итоге проект закрыли), я так и не поняла идею сценаристов, которые переделали так много сюжетных линий. Для чего они это все переделали и к чему вообще планировали вести главного героя и зрителя вместе с ним во втором сезоне, который хотели снимать?

Почему-то создатели приключенческой истории решили, что зрителю будет достаточно неких вариаций на тему «Шантарам», а для высоких оценок фанатов можно просто оставить имена героев и то, что действие происходит в Бомбее, а много всего остального можно поменять и никто даже не заметит.

Ну, что ж, давайте приступим к разбору сериала.

Итак, выбор актеров на главные и второстепенные роли

Лиза, Лин, Карла
Лиза, Лин, Карла

Мне нравится, что главного героя играет Чарли Ханнэм, мне нравится, что Лизу играет Электра Килби, мне нравится, что Дидье играет Венсан Перес, я им верю, но Карла – это полное и сплошное разочарование, а местами недоразумение, что ли... Хочется сказать, что и в книге-то этот персонаж вызывает сомнения и скептицизм - Карла является женщиной, сделанной из картона, или проекцией женщины, которой в реальной жизни не существует, потому как ее поведение, ее размышления и ее образ жизни не соответствует тому, как бы в данных реалиях жила настоящая, реальная женщина из плоти и крови, однако в сериале она изображена еще хуже.

Карла пришла к Лину в трущобы.
Карла пришла к Лину в трущобы.

Во-первых, да простят мне все те люди, которые устраивали кастинг среди актеров, и все те, кто считает, что внешность актрисы сделала героиню роковой красоткой, но это все-таки не зеленоглазая Карла из Швеции, а кареглазая Карла от куда-то из Франции или Германии (что в общем-то и является правдой, потому что актриса-француженка). Казалось бы, ничего страшного, режиссеры часто меняют типажи главных героев, которых нам дают писатели на тех, кого они видят сами, но в данном случае я считаю, что это неверный выбор. Почему? Потому что не зря автор книги хотя бы визуально сделал Карлу внятной и конкретной, описав ее с типичной европейской внешностью, светлой кожей, и зелеными глазами. Мы можем предположить, что Лин смотря на нее видел в ней себя, видел человека наиболее близкого к его ментальности, из его круга, потому что, какими бы прекрасными и добрыми не были индийцы, не стоит забывать о том, что австралийцы и европейцы друг другу гораздо ближе в социо-культурном плане, и беглому австралийцу в Индии внезапно встретить европейку на улице Бомбея в 80х, это примерно то же самое, что русскому встретить белоруса где-нибудь на улицах китайского Шицзячжуана; я вас уверяю, такая же любовь с первого взгляда (проверено на себе).

Знакомство Лина и Карлы и, О чудо, она здесь улыбается!
Знакомство Лина и Карлы и, О чудо, она здесь улыбается!

Лин встречает Карлу (еще и имя какое-то дурацкое, Карла украла у Карла кораллы), в одни из первых дней в Бомбее и, разумеется, впечатляется тем, как спокойно, уверенно и свободно она ведет себя на улицах индийского мегаполиса. Хотелось ли Лину чувствовать себя также? Вне всяких сомнений, в общем-то идея свободы и пути к свободе и является одним из главных мотивов движимых героем, поэтому Карлу мы можем рассматривать не только, как даму сердца Лина, но и как человека, имеющего то, чего у Лина нет, (и возможно, именно поэтому она и становится его возлюбленной) и к чему он стремится. Сильная и независимая девушка из Европы, с таким же скрываемым и не благополучным прошлым, (о котором, кстати, в книге она рассказывает одно, а в сериале почему-то другое) как и у него самого демонстрирует нам некий идеал Лина: Карла смогла не только не опуститься «на дно» в Бомбее, но и стать там «своей», и в глубине души герой хочет того же, стать свободным и наконец-то прекратить от кого-то скрываться и куда-то бежать. Поэтому Карла с ее зелеными глазами становится одновременно отражение, Лина и той ступенью до которой ему нужно дорасти, но режиссер вместо бледнолицей женщины дает нам актрису с другим типажом, и вот такая, казалась бы, маленькая, но нужная деталь, просто перестает существовать.

(Хотя давайте скажем честно, кому она там, в сериале, была нужна, если были выкинуты куда более важные вещи?)

Карла пытается "договориться" о трущобах
Карла пытается "договориться" о трущобах

Плюс ко всему, не хочу принижать талант актрисы, но почему-то на протяжении всего сезона ее лицо находится в неизменном мимическом состоянии, некоем задумчиво-загадочно-напряженном, изредка озаряющимся улыбкой, но ненадолго. В книге она изображена достаточно однотонно, как будто бы, кроме того, чтобы иногда выдавать умные фразы, как робот, она вообще не способна на эмоции, как некто замороженный, но в сериале она еще более безэмоциональная, за что бы она не бралась, она практически всегда в одинаковом состоянии и настроении: соблазнение Лина и его вербовка в мафию Кадера, встреча с мадам Жу и освобождение Лизы из борделя, разговор с Кадером о предателе Руджу, домашние диалоги с Лизой, посиделки в кафе «Ренальдо», и даже в последней сцене сериала, когда она едет в поезде одна, потому что Лина схватила полиция, ее выражение лица то же самое, выражение глаз и положение губ одно и то же. Я не знаю, может быть, так влияет ботокс и поэтому мы не видим сокращений мышц лица, а может быть, это тоже задумка режиссера, однако, когда в кадре появляется Лин, Дидье или Лиза им веришь и начинаешь проживать момент вместе с ними, но когда рядом с кем-то их них появляется Карла вся картинка, все диалоги (которые и без того местами звучат немного странно) становятся какими-то неестественными.

Карла и мадам Жу
Карла и мадам Жу

Однако также, как и в книге Карла изображена наряду с Лином не «взрослой тетей», которой, наверное, стоило бы быть, если крутишься среди бомбейских мафиози, а еще одним подростком: «я не верю в любовь», «я бегу от любви», слушаешь это каждый раз, из серии в серию и думаешь про себя: «Какая хрень…». Сказать такое в пятнадцать лет ок, но жить с этим лозунгом когда тебе тридцать лет, уже не ок, звучит это все, как некие цитаты из статусов в ВК, какие было модно писать в начале 2000х; сам образ жизни, если бы Карла действительно существовала бы, не смог бы позволить ляпнуть такую ерунду, но как я уже сказала, Карла персонаж слишком картоновый, она не проживает абсолютно никаких трансформаций вообще нигде, ни в книге, ни в кино, поэтому и слова и мысли, которыми наделил ее автор книги и сценаристы, такие же ненатуральные и несоответствующие ее образу жизни и статусу, который у нее есть.

Лиза
Лиза

Кто мне действительно понравился, так это Лиза. Несмотря на то, что выход книги совпал с завершением «эры хиппи» и началом сексуальной революции, Лиза в своем образе несет что-то беззаботное, наивно-хиппарское, и поэтому веришь, что такая как она могла начать курить марихуану, после просмотра «Вудсток. Три дня мира и музыки», потом случайно прилететь в Бомбей вслед за каким-нибудь плохим парнем, подсесть на героин в поисках приключений, совершенно случайно начать заниматься проституцией, что называется for fun, но в итоге угодить к мадам Жу.

Лиза на посиделках с остальными героями сериала в "Ренальдо-Леопольде"
Лиза на посиделках с остальными героями сериала в "Ренальдо-Леопольде"

На экране Лиза настоящая, натуральная, и в то же время она разная, чувствующая и имеющая реакции на происходящее, она ЖИВАЯ! Мне нравится, как показан личностный путь Лизы, как она преодолевает наркотическую зависимость. В отличие от Карлы, что в книге, что в сериале, Лиза трансформируется и мы видим ее духовный путь, мы видим изменения. Если же добавить немного психологии, то можно предположить, что Лиза, слово отщепленная часть Карлы, которая может позволить себе то, чего себе Карла не позволяет: испытывать чувства к мужчинам, искать и иметь удовольствие от жизни, веселиться, грустить, Лиза позволяет себе не только ощущать что-либо, но и проявлять это по отношению к людям. Карла живет исключительно рациональной стороной жизни, она слишком подавлена для того, чтобы начать отношения с Лином, хотя этому вообще ничто не препятствует. При этом Карла ощущает себя всемогущим родителем, в каком-то смысле недооценивая характер Лизы: в одной из первых серий, во время прогулки с Лином, Карла говорит ему, что Лиза не сможет отказаться от наркотической зависимости, хотя, на мой взгляд, это странно слышать от близкой и заботливой подруги. У меня возник вопрос, а кто из них и кому больше нужен, Карла Лизе или все-таки Лиза Карле? Согласитесь, иногда так упоительно ощущать себя сильным и умным на фоне кого-то, кто катиться вниз и в итоге оказывается беспомощным и немощным.

В момент, когда Лиза принимает решение жить «без костылей» и уходит от Карлы, она делает действительно очень «взрослый выбор»: она отказывается не только от наркотиков, она отказывается и от дружбы, в которой к ней относятся как к вечно-зависимому существу.

Лиза
Лиза

Отношения Лизы с Моденой также показаны цельно, поэтому за ними интересно наблюдать, не возникает вопросов, почему сценаристы сделали это так, а не вот так и куда снова делось что-то из книги?

Лиза и Модена
Лиза и Модена

Чарли Ханнэм

Выбор Чарли Ханнэма на роль Лина я считаю удачным решением, потому как он не только внешне попадает в образ, но и в целом тащит на себе этот антидинамичный ансамбль из Антонии Десплы, сбитой хронологии сюжета, вырезанных книжных фрагментов и т.д. Он своим присутствием и красивым торсом создает определенную атмосферу, что радует глаз и наполняет сериал хорошей актерской игрой, жаль только, что этого не хватает, чтобы добавить ритма разворачивающимся событиям и перекрыть другие недостатки, много.

Прабакер

Некоторым рецензентам не нравится Прабакер, лично у меня он смущения не вызывает, смотрится вполне естественно. Кому-то не хватает «индийскости» в его лице, но по мне его харизма перекрывает то, что он недостаточно похож на реального жителя трущоб, линия его отношений с Парвати построена также цельно и наблюдать за этим мило и интересно, присоединяешься к его трепетным чувствам и начинаешь желать, чтобы у них с Парвати все сложилось, Парвати также смотрится натурально и искренне.

По-моему мнению ансамбль актеров Прабакер, Парвати и ее мама смотрится искренне, ощущения диссонанса не вызывает и даже, когда мы на экране видим Лина и молчаливую Парвати, оказывающих медицинскую помощь жителям трущоб это выглядит более естественно, чем когда мы видим Лина, беседующего с Карлой в тех же самых трущобах.

Абдулла

Абдулла
Абдулла

Некоторым не нравится Абдулла, лично у меня в голове сложился также другой образ, однако и тот Абдулла, который представлен в сериале для меня более, чем нормален. Мужественный, сильный, уверенный, похож на мафиози, мыслей о том, что этот актер не на своем месте не возникает.

Кадер бай

Кадер бай
Кадер бай

Кадер бай. Я его представляла по-другому, есть ощущение, что для одного из главных мафиози Бомбея он выглядит слишком халено и лощено что ли… Нет ощущения, что вот этот мужчина действительно прошел какой-то сложный путь, этого не читается в его взгляде. В целом, актер, который в роли Кадер бая тоже не вызывает какого-то отрицательного чувства или ощущения большого несоответствия, в чьей-то фантазии он может быть и таким, почему бы и нет?

Дидье по-моему мнению был хорош, натурален, вполне себе похож на француза, не слишком манерен и это плюс по-моему мнению, я бы даже сказала, что для меня Дидье было мало в сериале, хотелось больше встреч в «Леопольде», ой простите, «Ренальдо», потому что это было чем-то легким и отвлекающим от натуженного лица Карлы и непонятной сюжетной линии с Кавитой и ее статьей.

Некоторых героев в сериале нет, например подруги Карлы Улы. Кто-то из рецензентов огорчился по этому поводу, лично мне в книге она казалась каким-то лишним персонажем, поэтому в сериале я даже не сразу заметила ее отсутствие. В сериале нет и близнецов, однако я не знаю, это минус или плюс. Мне бы больше хотелось, чтобы присутствующие герои были лучше доработаны, так что ладно уже с братьями-близнецами, честно говоря, в и без того спутанной сюжетной линии, не понятно куда можно было бы еще и их прилепить.

На этом, я думаю, что разговор об актерах можно закончить и перейти к вырезанным книжным фрагментам из сериала и изменениям в сюжете, о которых я расскажу в следующей части рецензии.

Всем спасибо!

ссылка на вторую часть