Сейчас аббревиатура ГРУ известна даже школьнику. Тем не менее, деятельность военной разведки до сих пор покрыта ореолом таинственности. Проще говоря, скрыта за завесой секретности. А начинается она с подбора кандидатов на учебу в так называемую «Консерваторию». В советские времена причастные к разведке называли так Военную Академию Советской Армии (ВАСА) - учебное заведение, где готовили военных разведчиков.
При всем желании офицеров, поступить туда, подав заявление, было невозможно. Будущих «студентов» подбирали кадровики, которые разъезжали по воинским частям, флотилиям и военным академиям.
Процесс подбора был многоступенчатым и весьма длительным
На первом этапе кадровик изучает кандидата заочно, по его личному делу и отзывам командиров. Подбирали в разведчики тех, кто имел высшее образование, звание не ниже капитана, а по возрасту был не старше 35 лет. Естественно, преимуществом пользовались те, кто имел отличные характеристики и высокие показатели в боевой и политической подготовке. Обязательно партийные.
Тот, на кого выпал счастливый шанс, заполнял анкету с многочисленными пунктами. Они включали не только полученное образование и места прохождения службы, но и семейное положение. В частности, в анкете был пункт с вопросом: не привлекались ли мать, отец, братья, сестры и жена к уголовной ответственности.
Иногда случалось, кандидат подходит по всем параметрам, а его жена, по какой-то причине нет. К примеру, по интеллектуальному уровню или чрезмерной эмоциональности. Это означало, что, как бы ни был хорош сам офицер, разведчиком ему не быть. Хотя некоторые жены вполне годились в разведчицы.
После того как кандидат представился в штабе своего военного округа, его вызывали в Москву. Там кадровик ГРУ проводил с ним обстоятельную беседу. После этого обычно наступала пауза и лишь спустя некоторое время кандидата вызывают на испытания.
Конкурсные экзамены для поступления в Академию военных разведчиков
Их проводили в аудиториях Академии, которая располагалась у метро «Октябрьское поле», по адресу ул. Народного Ополчения, дом 20. Кандидатам предоставляли места в общежитии, поскольку испытания длились не менее недели.
Претенденты проходили различные тесты:
- на знание иностранных языков
- на внимание, запоминание и сообразительность
- на память и помехоустойчивость
- на информационную выносливость
Тесты выявляли их интеллектуальный уровень, мировоззрение, умение общаться и другие специфические качества, необходимые разведчику.
Преподаватели Академии могли попросить испытуемого повторить фразу на незнакомом языке. Показать десятки фотографий незнакомых людей, называя их фамилии и должности, после чего претендент должен был вспомнить, как зовут каждого. Продемонстрировать учебный фильм, где в толпе людей надо было обнаружить несколько человек, которые встречаются дважды.
Хорошо, если кандидат знал какой-нибудь иностранный язык. Но это не было обязательным требованием. Внимательно проверяли насколько испытуемый владеет русским языком. Для этого кандидаты писали изложение по отрывку какого-нибудь произведения русского или советского автора. Считалось, если отлично знает свой родной язык, то у него не будет проблем в изучении иностранного. Ну, и смотрели на стиль письменного изложения.
Испытание завершались мандатной комиссией
В нее входили кто-нибудь из руководства Академии, ее преподаватели и психологи. В ходе собеседования обязательно спрашивали, зачем кандидат решил стать военным разведчиком. Могли задать любой вопрос, начиная от работ Ленина и заканчивая где находится остров Пасхи и любит ли претендент песни группы «Битлз».
Комиссия принимала окончательно решение, подходит ли кандидат для работы в разведке или нет. Документы прошедших испытания отправляли в управление кадров ГРУ.
Такая многоступенчатая система подбора кадров позволяла выявить лучших офицеров для работы в разведке
У прошедшего испытание было два варианта дальнейшего пути:
- Он на три года становился слушателем Академии
- Его направляли на годичную стажировку в Разведуправление штаба Военного округа (после ее успешного завершения офицера зачисляли слушателем Академии).
В Военной Академии Советской Армии было три факультета
На первом обучали «пиджаков», то есть тех, кто будет работать за границей под различными «крышами»: в посольствах, торгпредствах, международных организациях, в Морфлоте и Аэрофлоте, в средствах массовой информации.
На втором обучали тех, кто будет работать за границей в аппаратах военных атташе, имея дипломатический паспорт. Это так называемые официальные разведчики, которые на представительских мероприятиях носят форму. В этой связи ВАСА часто называли Военно-дипломатической академией.
Третий факультет Академии готовил офицеров оперативно-тактической разведки, которые распределялись по штабам военных округов.
Имелся также спецфакультет, где обучение профессии разведчика проходили офицеры армий дружественных нам стран.
Для жен слушателей первого и второго факультетов Академии устраивали курсы, где они изучали иностранный язык, этикет и правила хорошего тона.
Ежегодно «Консерватория» выпускала порядка двух сотен подготовленных к дальнейшей работе разведчиков.
Примечание:
Не думаю, что подбор кандидатов в военные разведчики для Российской армии претерпел существенные изменения.